Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАСАФ (КАЛЛИСТОВ)

Перенаправлено со статьи "ИОАСАФ (КАЛИСТОВ)"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иоасаф (Каллистов), еп. Новогеоргиевский. Фотография. 1912 год
Иоасаф (Каллистов), еп. Новогеоргиевский. Фотография. 1912 год
Иоасаф (Каллистов) (1850 - 1920), архиепископ Крутицкий, патриарший наместник, управляющий Патриаршей областью

В миру Каллистов Павел Дмитриевич, родился 20 октября 1850 года [1] в селе Скоробогатове Макарьевского уезда Костромской губернии в семье пономаря Благовещенской церкви Димитрия Каллистова, будущего священника Успенской церкви села Холкино Ветлужского уезда Костромской епархии [2].

В 1872 году окончил Костромскую духовную семинарию [3], 27 мая 1876 года - Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом на получение степени магистра без нового устного испытания.

30 июля 1876 году определен преподавателем греческого языка в Литовскую духовную семинарию.

С 31 августа 1879 по 24 октября 1889 года, кроме греческого языка, преподавал французский язык в той же семинарии.

С 18 сентября 1878 по 20 июня 1879 года был преподавателем Закона Божия в Виленском женском училище.

27 октября 1890 года определен на должность законоучителя Варшавского Александринско-Мариинского девичьего института и настоятеля институтской церкви.

2 ноября 1890 года рукоположен во диакона, 4 ноября - во иерея.

Состоя законоучителем Александринско-Мариинского института, последовательно проходил должность законоучителя II мужской гимназии и I мужской прогимназии, IV и V мужских гимназий, реальнаго училища и III женской гимназии. На службе по Министерству народного просвещения состоял до 1 сентября 1906 года, когда был уволен в отставку с назначением пенсии.

1 марта 1902 года, оставив службу в институте, назначен кафедральным протоиереем Варшавского Свято-Троицкого собора и цензором Холмско-Варшавского Епархиального Вестника.

30 мая того же года назначен членом Комитета по сооружению нового соборного храма в Варшаве.

С 1892 по 1903 год был благочинным І-го Варшавского округа, с 1903 года - членом Варшавской консистории и с 1906 года председателем епархиального училищного совета.

В июле 1908 года - участник IV Всероссийского миссионерского съезда в Киеве.

2 августа 1912 года овдовел и 1 декабря 1912 года в Белгороде был пострижен в монашество с именем в честь святителя Иоасафа Белгородского. 2 декабря возведен в сан архимандрита.

9 декабря 1912 года хиротонисан во епископа Новогеоргиевского, викария Варшавской епархии. Хиротонию в Александро-Невской лавре возглавил митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий).

Во время Первой мировой войны в связи с отступлением русских войск эвакуирован из Варшавы. В связи с кончиной 20 декабря 1915 года Варшавского и Привисленского архиеп. Николая (Зиорова) на Иоасафа были возложены формальные обязанности по управлению Варшавской епархией, оккупированной немецкими войсками. Из-за сложностей военного времени не смог приступить к исполнению своих обязанностей по Варшавской кафедре.

С 20 марта 1917 года - епископ Дмитровский, временно управляющий Московской епархией, при этом за ним было оставлено и управление Варшавской епархией.

Как временно управляющий Московской епархией дал поручение расследовать обстоятельства явления 2 марта 1917 года в с. Коломенском под Москвой Державной иконы Божией Матери. Еп. Иоасаф воздерживался от какой-либо критики по отношению к политике Временного правительства. 9 апреля обратился к московскому духовенству с призывом не затрагивать в проповедях политических вопросов. Выражая сочувствие "новому направлению жизни", публично осудил деятельность прот. Иоанна Восторгова. Порицал приходское духовенство за безучастность во время "праздника трудящихся" 1 мая, когда в Москве торжественные богослужения состоялись только в храме Христа Спасителя (по личному распоряжению управляющего епархией) и нескольких других церквах. Как заявил еп. Иоасаф: "Примем на будущее время за правило быть всегда с народом и в радостях и в печалях, в соответствии с этим будем служить торжественные литургии и молебствия... во дни народных праздников, имеющих быть в будущем". 5 мая он не утвердил постановление епархиального съезда духовенства об упразднении института благочинных, 15 мая принял участие в открытии первого монашеского съезда Московской епархии, 31 мая предложил провести молебен об умирении христиан.

После избрания 21 июня 1917 года на Московскую кафедру Литовского и Виленского архиеп. Тихона (Беллавина) Иоасаф стал его викарием и ближайшим помощником в управлении Московской епархией.

Был участником Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 годов с 15 августа 1917 года.

13 ноября 1917 года вместе с Волынским архиеп. Евлогием (Георгиевским) и Кишинёвским архиеп. Анастасием (Грибановским) совершил церковное погребение студентов и юнкеров, жертв боев с большевиками.

Отдавал должностные распоряжения по интронизации патриарха Тихона, 23 ноября участвовал в первом патриаршем богослужении в храме Христа Спасителя.

Указом патриарха Тихона и Свящ. Синода от 16 января 1918 года назначен архиепископом Коломенским и Можайским, патриаршим наместником, управляющим Патриаршей областью.

Выступал на Поместном Соборе при обсуждении основных положений об устроении миссии (его возражения против окружных миссий были поддержаны Собором) и об устройстве Варшавской епархии. Поднимал на Соборе вопрос о бедственном положении храма Христа Спасителя, входил в образованную в июле 1918 года по решению Собора комиссию "по организации изнесения кремлевских святынь".

С 11 октября 1919 года - архиепископ Крутицкий с оставлением полномочий патриаршего наместника.

В ночь на 25 декабря 1919 года были арестованы члены Высшего Церковного Управления митрополиты Новгородский Арсений (Стадницкий) и Тифлисский Кирилл (Смирнов), и одновременно с ним ВЧК арестовало и архиепископа Иоасафа, сообщение о чем было прочитано в храмах Москвы 28 декабря [4]. Содержался в Лубянской тюрьме, в январе 1920 года выпущен из заключения. Тюремное заключение подорвало здоровье архиерея.

Скончался 3 февраля 1920 года и был похоронен в Московском Богоявленском монастыре, в трапезной левого придела Казанского (нижнего) храма. Чин отпевания архиепископа Иоасафа возглавил патриарх Тихон.

Отец советского историка-античника Каллистова Дмитрия Павловича (1904-1972) [5].

Сочинения

  • "Речь при наречении его во епископа Ново-Георгиевского", Приб. к "ЦВ", 1912, № 50, 1990.

Литература

  • ЦА ФСБ РФ, Дело по обвинению Патриарха Тихона.
  • Состав Свят. Правительствующего Всерос. Синода и Рос. церк. иерархии на 1917 г. Пг., 1917. С. 62-63;
  • За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 512;
  • Свящ. Собор Правосл. Рос. Церкви 1917-1918 гг.: Обзор деяний. М., 2000. 1-я сессия. С. 126, 299, 300; 2-я сессия. С. 30, 38, 345, 356, 357, 472, 485; 3-я сессия. С. 51, 195, 196, 208, 218, 223, 224, 234, 264;
  • Бабкин М. А. Рос. духовенство и свержение монархии в 1917 г.: Мат-лы и архив. док-ты по истории РПЦ. М., 2006. С. 112, 122.
  • Церковные Ведомости, 1912, № 50, 462; 1917, № 9-15, 69; 1918, № 19-20, 114; № 34, 22.
  • Прибавление к "Церковным Ведомостям", 1912, № 50, 2026; 1918, № 13-14, 476.
  • ФАМ II, № 38, 7.
  • Регельсон, 523.
  • Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно), Erlangen, 1979-1989, т. 3, 376-377.
  • Губонин, М. Е., сост., Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сборник в 2-х частях, Москва, 1994, 82, 976.
  • Губонин, М. Е., сост., Современники о Святейшем Патриархе Тихоне, рукопись.
  • Следственное дело патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ, Москва: Памятники исторической мысли, 2000, 86, 201, 495, 809, 913.
  • Кашеваров, А. Н., Православная Российская Церковь и Советское государство (1917-1922), Москва: Издательство Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2005, 316.

Использованные материалы



[1]  Дата приведена участником "kenokephal" со ссылкой на Варшавский Епархиальный листок № 24 за 1912 г. с. 376-378. По другим данным: в 1849 году по http://ortho-rus.tk/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1026 ; в 1851 или 1852 году по базе данных "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"

[2]  Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия / под общ. ред. митр. Костромского и Нерехтского Ферапонта. - Кострома: Костромская духовная семинария, 2019. - 848 С. илл.; с. 492.

[3]  "Выпускники Костромской духовной семинарии 1872 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., https://petergen.com/bovkalo/duhov/kossem.html

[4]  РГИА, ф. 831, оп. 1, д. 25, л. 126, цит. по Кашеваров, А. Н., Православная Российская Церковь и Советское государство (1917-1922), Москва: Издательство Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2005, 316.

[5]  По сведениям участником "kenokephal" без ссылок на источник.

Редакция текста от: 04.05.2021 20:27:04

"ИОАСАФ (КАЛЛИСТОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google