Икона Божией Матери Беседная |
Празднование 14 августа в предпразднство Успения Пресвятой Богородицы.
Описание
На Беседной иконе Богородица предстает сидящей на срубленном (иногда растущем) дереве, покрытом зеленью или диковинными цветами [2], с «червленым жезлом» в правой руке. Справа или слева от Богоматери — святитель Николай Чудотворец и коленопреклоненный пономарь Юрыш. Вверху, в сегменте неба, — Спас Иммануил, благословляющий двумя руками. Фоном служат деревья, горки или стена, вызывающая ассоциации с Иерусалимской, иногда вдали изображается деревянный Тихвинский Успенский храм [3]. Образ Богоматери с крестом-посохом, символизирующим Древо Жизни и являющимся знаком Божественной силы и царской власти, встречается в V–IX веках [4]. Нередкие в древнерусском искусстве изображения Богоматери вместе со святителем Николаем отражают свидетельство древнегреческого текста македонской эпохи о следовании святителя Николая в небесной иерархии прямо за Богоматерью: «Ибо единственный, кто удостоился чести стать после Владычицы всего сущего, он не перестает всем являться постоянно вместе с Нею» [5].
История
Иконография чудотворного образа связана с историей явления на Руси в 1383 году Тихвинской иконы Божией Матери. В «Сказании об иконе Богоматери Тихвинской» (кон. XVI в.) говорится о чуде, совершившемся при водружении креста на главу Успенской церкви, построенной на месте явления Тихвинской иконы Божией Матери. Пономарь Георгий (по прозванию Юрыш) был послан оповестить окрестных жителей о предстоящем в праздник Успения Божией Матери освящении храма. Исполнив поручение, он возвращался обратно за день до праздника, когда в 3 верстах от храма ощутил необыкновенное благоухание и увидел Божию Матерь, сидевшую на сосновом бревне с игуменским посохом в руке и рядом с Ней святителя Николая. Божия Матерь велела Юрышу передать строителям храма, чтобы на церкви поставили не железный, а деревянный крест: «Понеже Сын Мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не железном». Святитель Николай обещал дать знамение маловерным. По возвращении Юрыш поведал народу и священству о явлении, однако ему не поверили и стали водружать железный крест. Внезапно налетевший порыв ветра схватил воздвигавшего железный крест человека и безвредно опустил на землю, после чего был водружен деревянный крест.
"Беседная" Икона Божией Матери |
«Явление Юрышу» изображалось как клеймо на иконах Богоматери Тихвинской [6], а также как самостоятельный сюжет [7]. Наибольшее распространение Беседная икона в качестве самостоятельного сюжета получила на севере России в XVII веке, что могло быть связано с известностью Тихвинского монастыря и почитанием его главной святыни.
Литература
- Башуцкий, А. П., Тихвинские монастыри, Санкт-Петербург, 1854.
- Бередников, Я. И., Историко-статистическое описание первоклассного Тихвинского Богородичного большого мужского монастыря, Тихвин, 1859.
- Якобсон, А. Н., Описание Тихвинского Богородицкого большого первоклассного монастыря с историческим сказанием о главной его святыне, чудотворной явленной иконе, Новгород, 1898.
- Шведское разорение в Тихвине, 1613–1913 гг., Санкт-Петербург, 1913.
- Книжные центры Древней Руси, XI–XVI вв., Санкт-Петербург, 1991.
- Из новых поступлений ЦМиАР, Москва, 1995, № 10, 13.
- Овчинников, А. Н., Символика христианского искусства, Москва, 1999.
Использованные материалы
- Тарасова, Е. Н., «Беседная икона Божией Матери», Православная энциклопедия, т. IV:
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life4441.htm
- http://days.pravoslavie.ru/name/2786.htm
[1] Называется так потому, что на ней Божия Матерь и святитель Николай Мирликийский беседуют с пономарем Георгием.
[4] Солид императрицы Евдоксии, 437–453 гг.; фреска в церкви Санта-Мария Антиква в Риме, 741–752 гг.; фреска подземной церкви святого Климента в Риме, VIII в.; икона Богоматери «Милосердная» в базилике Санта-Мария ин Трастевере в Риме, VIII в.; костяной рельеф IX в. каролингской школы из музея Метрополитен.
[5] Цит. по: Смирнова, Э. С., Живопись Великого Новгорода, сер. XIII — нач. XV в., Москва, 1976, 245.
[6] Сер. XVI в. из Благовещенского собора Московского Кремля; 1560-х гг. из Дмитрова (ЦМиАР); XVI в. (ГИМ); 1680 г. из Калуги (ЦМиАР) и др.
[7] На иконах 2-й пол. XVI в. северных писем (ГИМ); 1-й пол. XVII в. (ЦМиАР), кон. XVII в. из церкви мучеников Флора и Лавра в селе Астафьево Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГРМ); кон. XVII в. (частное собрание в Нидерландах) и др.