Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

БЕСЕДНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Икона Божией Матери Беседная
Икона Божией Матери Беседная
Беседная икона Пресвятой Богородицы [1] или Явление Богоматери и святителя Николая пономарю Юрышу

Празднование 14 августа в предпразднство Успения Пресвятой Богородицы.

Описание

На Беседной иконе Богородица предстает сидящей на срубленном (иногда растущем) дереве, покрытом зеленью или диковинными цветами [2], с «червленым жезлом» в правой руке. Справа или слева от Богоматери — святитель Николай Чудотворец и коленопреклоненный пономарь Юрыш. Вверху, в сегменте неба, — Спас Иммануил, благословляющий двумя руками. Фоном служат деревья, горки или стена, вызывающая ассоциации с Иерусалимской, иногда вдали изображается деревянный Тихвинский Успенский храм [3]. Образ Богоматери с крестом-посохом, символизирующим Древо Жизни и являющимся знаком Божественной силы и царской власти, встречается в VIX веках [4]. Нередкие в древнерусском искусстве изображения Богоматери вместе со святителем Николаем отражают свидетельство древнегреческого текста македонской эпохи о следовании святителя Николая в небесной иерархии прямо за Богоматерью: «Ибо единственный, кто удостоился чести стать после Владычицы всего сущего, он не перестает всем являться постоянно вместе с Нею» [5].

История

Иконография чудотворного образа связана с историей явления на Руси в 1383 году Тихвинской иконы Божией Матери. В «Сказании об иконе Богоматери Тихвинской» (кон. XVI в.) говорится о чуде, совершившемся при водружении креста на главу Успенской церкви, построенной на месте явления Тихвинской иконы Божией Матери. Пономарь Георгий (по прозванию Юрыш) был послан оповестить окрестных жителей о предстоящем в праздник Успения Божией Матери освящении храма. Исполнив поручение, он возвращался обратно за день до праздника, когда в 3 верстах от храма ощутил необыкновенное благоухание и увидел Божию Матерь, сидевшую на сосновом бревне с игуменским посохом в руке и рядом с Ней святителя Николая. Божия Матерь велела Юрышу передать строителям храма, чтобы на церкви поставили не железный, а деревянный крест: «Понеже Сын Мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не железном». Святитель Николай обещал дать знамение маловерным. По возвращении Юрыш поведал народу и священству о явлении, однако ему не поверили и стали водружать железный крест. Внезапно налетевший порыв ветра схватил воздвигавшего железный крест человека и безвредно опустил на землю, после чего был водружен деревянный крест.

"Беседная" Икона Божией Матери
"Беседная" Икона Божией Матери
На месте чудесного явления Богоматери и святителя Николая была построена часовня во имя Николая Чудотворца. Из соснового бревна, на котором сидела Богородица, сделали крест и поставили в часовне. Икона, изображающая это событие, была названа Беседной. Часовня горела несколько раз (причем первый раз в 1390 году одновременно с храмом, в котором находилась Тихвинская икона Божией Матери), и в 1515 году по повелению великого князя Василия III Иоанновича на месте чудесного явления была построена деревянная церковь и основан Беседный во имя святителя Николая Чудотворца мононастырь.

«Явление Юрышу» изображалось как клеймо на иконах Богоматери Тихвинской [6], а также как самостоятельный сюжет [7]. Наибольшее распространение Беседная икона в качестве самостоятельного сюжета получила на севере России в XVII веке, что могло быть связано с известностью Тихвинского монастыря и почитанием его главной святыни.

Литература

  • Башуцкий, А. П., Тихвинские монастыри, Санкт-Петербург, 1854.
  • Бередников, Я. И., Историко-статистическое описание первоклассного Тихвинского Богородичного большого мужского монастыря, Тихвин, 1859.
  • Якобсон, А. Н., Описание Тихвинского Богородицкого большого первоклассного монастыря с историческим сказанием о главной его святыне, чудотворной явленной иконе, Новгород, 1898.
  • Шведское разорение в Тихвине, 1613–1913 гг., Санкт-Петербург, 1913.
  • Книжные центры Древней Руси, XI–XVI вв., Санкт-Петербург, 1991.
  • Из новых поступлений ЦМиАР, Москва, 1995, № 10, 13.
  • Овчинников, А. Н., Символика христианского искусства, Москва, 1999.

Использованные материалы



[1]  Называется так потому, что на ней Божия Матерь и святитель Николай Мирликийский беседуют с пономарем Георгием.

[2]  Икона кон. XVII в., ГРМ.

[3]  Икона XIX в., ГИМ.

[4]  Солид императрицы Евдоксии, 437453 гг.; фреска в церкви Санта-Мария Антиква в Риме, 741752 гг.; фреска подземной церкви святого Климента в Риме, VIII в.; икона Богоматери «Милосердная» в базилике Санта-Мария ин Трастевере в Риме, VIII в.; костяной рельеф IX в. каролингской школы из музея Метрополитен.

[5]  Цит. по: Смирнова, Э. С., Живопись Великого Новгорода, сер. XIII — нач. XV в., Москва, 1976, 245.

[6]  Сер. XVI в. из Благовещенского собора Московского Кремля; 1560-х гг. из Дмитрова (ЦМиАР); XVI в. (ГИМ); 1680 г. из Калуги (ЦМиАР) и др.

[7]  На иконах 2-й пол. XVI в. северных писем (ГИМ); 1-й пол. XVII в. (ЦМиАР), кон. XVII в. из церкви мучеников Флора и Лавра в селе Астафьево Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГРМ); кон. XVII в. (частное собрание в Нидерландах) и др.

Редакция текста от: 27.08.2012 23:39:24

"БЕСЕДНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google