Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИППОЛИТ (ЯКОВЛЕВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Игумен Ипполит (Яковлев)
Игумен Ипполит (Яковлев)
Ипполит (Яковлев) (1844 - 1937), игумен.

В миру Яковлев Иван Степанович, родился 31 января 1844 года в городе Новогеоргиевске Херсонской губернии в семье военно-рабочего. Получил домашнее образование.

В возрасте 18 лет приехал в Троице-Сергиеву лавру, где около десяти лет трудился в числе неуказных послушников.

В 1884 году получил от гражданских властей увольнение и был определен в указные послушники Лавры. Исполнял послушание писаря при канцелярии казначея Лавры.

27 марта 1888 года был пострижен в мантию в Гефсиманском скиту.

25 сентября 1890 года рукоположен во иеродиакона, через пять лет - во иеромонаха.

В 1895 году назначен на должность библиотекаря Лавры.

29 сентября 1897 года Духовный собор Лавры утвердил его одним из шести штатных "гробовых" иеромонахов, служивших у мощей преподобного Сергия.

С этого времени отец Ипполит начал активно заниматься благотворительной и миссионерской деятельностью. Он оказывал значительную помощь училищам, гимназиям и церковноприходским школам. Для Благовещенской школы села Благовещенье близ Троице-Сергиевой Лавры он стал не только устроителем и благотворителем, но и попечителем, построив деревянный дом, снабдив его всем необходимым и оказывая регулярную помощь. Также отец Ипполит много лет был уполномоченным представителем в Лавре Императорского православного палестинского общества.

13 февраля 1901 года назначен блюстителем Зосимо-Савватиевской церкви и духовником богомольцев на место умершего игумена Аркадия.

С осени 1905 года братским духовником Троице-Сергиевой Лавры

В 1914 году назначен духовником студентов Московских духовных школ.

К 1917 году он становится одним из почитаемых старцев Лавры.

После выселения братии из Лавры отец Ипполит некоторое время жил в Черниговском скиту. С этого времени для него начался новый путь - путь странничества. Он останавливался в разных селениях между Сергиевым Посадом и Пушкино, часто посещал богослужения в Смоленской церкви села Софрино.

В последние годы жизни он, уже почитаемый старец, мало разговаривал, юродствовал. В любое время года ходил по улице в одном подряснике, босой, из-за чего у него опухали и болели ноги. Спал на полу или в гробу.

После закрытия Лавры он проживал в доме Сычева. Почитался как человек высокой духовной жизни и прозорливый старец, кроме духовничества нес еще послушания библиотекаря и «гробовым монахом», много лет стоял у святых мощей преподобного Сергия. В эти годы он юродствовал - ходил босой зимой и летом, в одном подряснике, без белья, спал на полу.

В 1928 году его попытались арестовать по делу "антисоветской группы черносотенных элементов в г. Сергиево Московской области". Тогда старцу было около 73 лет. Пришедшим его арестовывать он ответил: "Дайте мне одеться, я пойду оденусь. А то что же, я — босой и раздевши, я замерзну. Подождите здесь, а я пойду оденусь". Он вышел, прошел черным ходом, и его не смогли найти.

Последние десять лет старец тайно жил в доме Николая Михайловича Сычева на ул. Правая Штатная, 5. В этом доме располагался "домашний монастырь" из бывших насельников Лавры.

В ноябре 1937 года, когда органами НКВД было возбуждено дело против наместника Лавры архимандрита Кронида, кроме него самого, по этому делу проходили Н. М. Сычев, многие братия и жильцы его дома. В обвинении говорилось:

"Идейными руководителями этой контрреволюционной группировки являлись наместник бывшей Троице-Сергиевой Лавры, в прошлом пользовавшийся особым расположением бывшего царского дома Романовых, ярый монархист Любимов Константин Петрович, и бывший благочинный Загорского и других районов, дворянин протоиерей Баянов Дмитрий Федорович. Эта контрреволюционная монархическая группировка монахов и духовенства сохранила до последних дней продолжение Троице-Сергиевой Лавры как нелегальный монастырь, с сохранением лаврского уставного порядка взаимоотношений между собой и [по отношению] к архимандриту Крониду; сохранялся старый, особо монастырский порядок церковной службы по подобию прежней службы в Троице-Сергиевой Лавре в церкви Петра и Павла, а после ее закрытия в церкви Кукуевского кладбища; открывались филиалы нелегального монастыря на домах, как например в доме крупного загорского домовладельца и торговца Сычева Николая Михайловича, где проживало 6 монахов и монашки в маленьких комнатках — подобиях келий с “прозорливцем”, старцем Ипполитом [Яковлевым — бывший духовник Лавры] и игуменом Никодимом...."

В оперативной разработке дело носило название "Ипполит".

21 ноября 1937 года 82-летнего старца пришли арестовывать. Батюшка лежал больной, с высокой температурой. Он упросил оперативников прийти за ним завтра. Но забрать его они не успели - он скончался в ночь на 22 ноября 1937 года. Так как почти у всех адрес ареста - дом Сычева, то фактически арестовывали тех, кто съехался на его похороны.

Игумен Ипполит был погребен на Никольском кладбище Сергиева Посада, недалеко от могилки Гефсиманского старца Варнавы (Меркулова). Со временем территорию закрытого в 1952 году Никольского кладбища начали застраивать. 17 октября 1970 года братия Лавры перенесли останки старцев Варнавы и Ипполита на Старое (Северное) городское кладбище Сергиева Посада.

Использованные материалы

Редакция текста от: 19.11.2023 17:13:26

"ИППОЛИТ (ЯКОВЛЕВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google