КАССИЯ ПЕСНОПИСИЦА

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Кассия Песнописица
Прп. Кассия Песнописица
Кассия (Кассиана, Кассиания, Икасия) Песнопи́сица (греч. Κασσία, Κασσιανός, Ικασία, Εικασία, новогреч. Κασσιανή; ок. 800-810 - до 867), игумения, византийская поэтесса, гимнограф, преподобная

Память 7 сентября (Греч. [1], Укр. [2]) 16 октября (Укр. [3])

Родилась между 800 и 810 годами в Константинополе в знатной семье.

Согласно легенде, передаваемой византийским хронистом X века Симеоном Логофетом [4], Кассия среди прочих знатных девушек участвовала в т. н. царских смотринах, устроенных для имп. Феофила его мачехой Евфросинией в 821 или 830 году (последняя датировка женитьбы Феофила более вероятна). Император должен был вложить золотое яблоко в руку той, которую изберёт своей невестой. Феофил сразу же отметил Кассию. Желая испытать её, он сказал: "Зло проистекло от женщины", - подразумевая Еву. На это девушка ответила: "Да, но от Женщины для нас проистекло и высшее благо", - имея в виду, что через Богородицу, новую Еву, явилось спасение миру. Уязвленный остротой ума Кассии и боясь, что супруга превзойдет его, Феофил остановил выбор на святой Феодоре, которая впоследствии восстановила православное иконопочитание.

Историчность царских смотрин в науке оспаривается, в частности, из-за очень близкой параллели с Житием прп. Ирины, игумении Хрисовалантского монастыря, будто бы тоже участвовавшей в подобной церемонии, устроенной для имп. Михаила III. Эта информация заведомо является вымыслом. Диалог между Феофилом и Кассией представляет собой лит. конструкцию, где цитата из Гомилии на Благовещение Пресвятой Богородицы [5] искусственно разбита на две реплики, которые автор с помощью вводных союзов старается представить в виде экспромта.

Кассия основала монастырь в Константинополе [6], впоследствии названный монастырем Кассии (Μονὴ τῆς Εἰκασίας). Об этой обители известно только, что она, вероятно, находилась недалеко от монастыря прп. Дия в долине р. Ликос, ныне полностью исчезнувшей, и потому восстановить местонахождение обители невозможно [7]. В этом монастыре Кассия приняла монашеский постриг и была избрана игуменией.

Прп. Кассия Песнописица. Русская икона
Прп. Кассия Песнописица. Русская икона
В Палатинской Антологии сохранилась следующая ямбическая эпиграмма, вероятно относящаяся к той же Кассии: "Ты видишь лик целомудренной Кассии // Пусть она умерла, но добродетели проявляют // Душевную красоту больше, чем телесную" [8]. К некой кандидатиссе Кассии обращены три письма прп. Феодора Студита [9]. Как видно из текста, в 816-818 годах это была юная девушка из знатной семьи, получившая хорошее образование и прекрасно владевшая лит. языком, с детских лет стремившаяся стать монахиней. Фраза Феодора: "Речь - твое украшение, прекраснее всякого преходящего благолепия" (Πάσης ἐπικήρου εὐπρεπείας ὡραιότερος) [10], вероятно, содержит намек на привлекательную внешность Кассии (ср. надгробную эпиграмму). Когда между Кассией и прп. Феодором случилась размолвка, Кассия написала ему письмо, выдержанное, насколько можно судить, в манере самого игумена - "то как бы со смирением, то с нападками на наше ничтожество" (πῇ μὲν ὑποταπεινουμένη, πῇ δὲ κατεξανισταμένη τῆς οὐθενότητος ἡμῶν) [11]. Как имя, так и особенности личности корреспондентки прп. Феодора полностью совпадают с образом автора эпиграмм и песнопений, дошедших под именем Кассии, а также и с рассказом Симеона Логофета, за одним исключением: эта Кассия не могла принимать участие в смотринах невест для императора-иконоборца, поскольку, в частности, была известна как участница борьбы с иконоборчеством и даже подверглась за это бичеванию [12]. Учитывая приведенные аргументы в пользу литературно-фиктивного характера информации об эпизоде с Кассией и имп. Феофилом, тождество кандидатиссы Кассии и поэтессы-гимнографа Кассии представляется гораздо более вероятным, чем существование в одно и то же время в Византии двух знатных, образованных и литературно одаренных женщин с одним и тем же именем, других носительниц которого не зафиксировано.

Скончалась мирно не позднее 866 года.

Почитание святой Кассии широко распространено в Греции. В Месяцеслов Русской Православной Церкви память святой Кассии не включена.

Новогреческие предания о Кассии

История, рассказанная в хронике Симеона Логофета, породила множество беллетристических произведений, посвященных Кассии, прежде всего на новогреческом, но также и на русском языке [13].

В «Византийском Эортологионе» Мануил Гедеон сообщил, что жители острова Касос называли Кассию своей соотечественницей и чтили ее как преподобную под именем Кассиания. Одни исследователи считают, что речь идет о легендарной фигуре, другие - что реальная подвижница Кассиания была впоследствии отождествлена с Кассией, а третьи - что созвучие имени и названия острова повлияло на создание предания. На острове существовал древний храм Кассии, ее память отмечалась 7 сентября [14]. По местному преданию, Кассия не только родилась, но и скончалась на Касосе. Мраморный саркофаг во дворе церкви Успения Пресвятой Богородицы в с. Панайя (которая, видимо, была построена на месте византийского храма) считается гробницей Кассии. Рядом сохранились византийская мозаика и плита с изображением креста и датой - 890 год. Позднее мощи Кассии были перевезены на остров Икария. Точное время их перенесения неизвестно: нем. археолог Л. Росс в 1843 году писал, что они были увезены с Касоса критским монахом много лет назад [15].

Г. Сассос, уроженец Касоса, составил и опубликовал в 1889 году в Александрии службу в честь Кассии, которую посвятил патриарху Александрийскому Софронию IV. После этого имя Кассии было внесено в календарь Александрийской Православной Церкви. Согласно краткому Житию в составе этой службы, отец Кассии, Фемистокл, был придворным имп. Феофила. В семье долго не было детей, супруга Фемистокла ежедневно молилась в церкви Пресвятой Богородицы в квартале Васса. Родившаяся по ее молитвам дочь отличалась умом и красотой. После царских смотрин Кассия удалилась в монастырь. Однажды имп. Феофил решил посетить ее в келье. В это время Кассия составляла самогласен на "Слава, и ныне" утрени Великой среды ("Господи, яже во многия грехи впадшая жена..."). При приближении императора Кассия скрылась, прервав текст на словах "шумом уши огласивши". Не застав Кассии в келье, Феофил прочел гимн и добавил стих "страхом скрыся" [16]. Кассия раздала свое имущество и уехала на Касос. Там она приняла монашеский постриг с именем Кассиания. В 1892 году И. Асланидис опубликовал в Порт-Саиде Житие прп. Кассиании, в котором указаны даты ее жизни (811-876), но они не представляются достоверными, так же как год рождения ее отца, уроженца Касоса, Феодора - 798 [14].

Согласно другому позднему преданию, незадолго до смерти Кассия покинула свой монастырь в Константинополе и отправилась в Италию вместе с мон. Евдокией. На обратном пути она останавливалась на Крите, а затем на Касосе, где и скончалась. Видимо, легенда о посещении Кассией Крита возникла в результате путаницы ее с одноименной подвижницей, жившей на горе Кефали на мысе Литино. Она была сестрой местночтимых критских святых Евтихиана и Евтихия (пам. греч. 17 августа), которые жили ранее рубежа X и XI веков, когда их мощи были обретены прп. Иоанном Отшельником.

В настоящее время день памяти прп. Кассии отмечается на Касосе с особой торжественностью, поскольку она считается покровительницей острова. В Греческой Церкви св. Кассия также считается покровительницей поэтов и гимнографов.

Сочинения

Личность прп. Кассии заметно выделяется среди немногих женщин-гимнографов, о которых сохранились сведения. Это обусловлено прежде всего тем, что ее песнопения были включены в богослужебные книги (Минею и Триодь) православной Церкви и до сих пор используются за богослужением. Интенсивное изучение гимнографического наследия Кассии началось в конце XIX - начале XX века [17]. Наиболее полными считаются исследования И. Рохов [18] и А. Триполитис [19].

Рукописная традиция приписывает прп. Кассии ок. 50 песнопений [20]. Большинство этих текстов содержится в рукописях XI-XVI веков. Песнопения могут быть надписаны следующими именами: Κασία, Κασσία, Κασιανή, Κασσιανή, Εἰκασία, ᾿Ικασία, причем нередко с добавкой "μοναχή" (монахиня). Последние два варианта могли появиться в результате слияния греческого артикля женского рода "ἡ" с именем Кассии при переписывании рукописей под диктовку [21].

Ей принадлежат самогласны на дни памяти многих святых в Минеях и стихира на вечерне Рождества Христова: "А́вгусту единонача́льствующу на земли́ многонача́лие челове́ков преста́; и Тебе́ вочелове́чшуся от Чи́стыя, многобо́жие и́долов упраздни́ся…" Ей также приписываются ирмосы канона утрени Великой субботы "Волно́ю морско́ю..." (см. русскую икону).

Но самым знаменитым её сочинением остается славник на стиховне утрени Великой среды, известный также под названием "тропарь Кассианы", в котором она проводит связь между историей евангельской грешницы (см.: Лк. 7: 37–50) и грехопадением Евы (см.: Быт. 3: 1–13). Хотя во многих рукописях это песнопение обозначается "Εἰς τὴν Πόρνην" (О блуднице), Кассия не употребляет по отношению к главной героине этого определения. Особо следует отметить ритм этого песнопения: в начале тон более мягкий, но при переходе к прямой речи (монологу героини) его интенсивность резко возрастает и затем еще более усиливается, пока не достигает кульминации. Считается, что в этом песнопении Кассии запечатлена парадигма великопостного покаяния [22].

Большинство, если не все принадлежащие прп. Кассии стихиры являются самогласными, т. е. Кассия сама писала музыку для своих текстов, хотя также могла использовать уже известные мелодии. Преподобная редко применяла риторические приемы (напр., в стихирах пяточисленным мученикам (пам. 13 декабря) она использует парономасию), но это ничуть не умаляет поэтического достоинства ее произведений. Песнопения Кассии свидетельствуют о том, что она знала Священное Писание, православное богословие, святоотеческие тексты, аскетическую традицию и предшествующую гимнографию [23]. В песнопениях прп. Кассия затрагивает особенно важные для нее темы: иконопочитание и Боговоплощение, соотношение власти земного царя с властью Царя Небесного, а также посвящает их монашеской жизни, искреннему покаянию и подвигу женщин-христианок [24].

Под именем Кассии также сохранились одностишные сентенции («гномы») и ямбические эпиграммы, язвительно высмеивающие человеческие пороки, особенно глупость и невежество.

Молитвословия

Тропарь, глас 1 [25]

Сла́ва гра́да Константи́нова,/ правосла́вных похвала́/ и пе́сенных пе́ний ли́ра духо́вная показа́лася еси́,/ му́жески страсте́й волне́ние уста́вила еси́,/ и Тро́ицы Божество́ я́ве возвести́ла еси́,/ те́мже и сликовству́еши а́нгелом на небеси́,/ Касси́е доброде́во:/ сла́ва тя́ Просла́вльшему,/ сла́ва тя́ Венча́вшему,// сла́ва Дарова́вшему на́м тя́ предста́тельство неусы́пное.

Литература

  • Wahlgren S., ed. Symeonis Magistri et Logothetae Chronicon. В., 2006. P. 130. (CFHB; 44/1);
  • Zonara. Epit. hist. XV 25; Theod. Stud. Ep. 217, 370, 478;
  • Mich. Glyc. Annales. P. 535-536;
  • Patria CP. III. 196. P. 276-277.
  • Τζεδάκης Θ. Κασιανή // ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 385-389;
  • Аверинцев С. С., Сыркин А. Я. Византийская культура в кон. VII - 1-й пол. IX в. // История Византии. М., 1967. Т. 2. С. 90-91;
  • Rochow I. Studien zu der Person, den Werken und dem Nachleben der Dichterin Kassia. B., 1967;
  • Treadgold W. T. The Problem of the Marriage of the Emperor Theophilus // GRBS. 1975. Vol. 16. N 3. P. 325-341;
  • idem. The Bride-Shows of the Byzantine Emperors // Byz. 1979. Vol. 49. P. 395-413;
  • idem. The Chronological Accuracy of the Chronicle of Symeon the Logothet for the Years 813-845 // DOP. 1979. Vol. 33. P. 157-197;
  • idem. The Historicity of Imperial Bride-Shows // JÖB. 2004. Bd. 54. S. 39-52;
  • Игнатия (Петровская), мон. Церковно-песнотворческие труды инокини Кассии // БТ. 1983. Сб. 24. С. 320-336;
  • ODB. Vol. 2. Col. 1109-1110;
  • Tripolitis A. Kassia: The Legend, the Woman and her Work. N. Y., 1992; PMBZ, N 3638;
  • Афиногенов Д. Е., Казачков Ю. А. Легенда о Феофиле: Новые разоблачения // УЗ РПУ. 2000. № 5. С. 5-13;
  • Кассия (Сенина), мон. Диалог Феофила и Кассии: лит. выдумка или реальность? // Scrinium. СПб., 2006. Т. 2. С. 240-272;
  • Silvas A. M. Kassia the Nun c. 810-865: an Appreciation // Byzantine Women: Varieties of Experience, 800-1200 / Ed. L. Garland. Aldershot; Burlington, 2007. P. 17-39.
  • Τζεδάκης Θ. Κασιανή // ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 385-389;
  • Rochow I. Studien zu der Person, den Werken und dem Nachleben der Dichterin Kassia. B., 1967;
  • Στεργίου Α. Κασσιανή: ο μύθος και η αλήθεια. Θεσσαλονίκη, 1986;
  • eadem. Βυζαντινές αρχόντισσες. Αθήνα, 2003;
  • Κασσιανή, η βυζαντινή αρχόντισσα και ποιήτρια. Καβάλα, 19953;
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 248;
  • Μαυριγιαννάκης Ν. Γ. Κασσιανή, η επιφανής Μελωδός του Βυζαντίου. Αθήνα, 2005;
  • Νεκτάριος (Ζιόμπολας), ἀρχιμ. ῾Η ᾿Ισαπόστολος Μαρία ἡ Μαγδαληνὴ καί ἡ βυζαντινὴ ῾Υμνογράφος Κασσιανή. ᾿Αθήνα, 2009;
  • Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 20112. Τ. 1: Σεπτέμβριος. Σ. 124-125;
  • Σταματέλος ᾿Ι. Σ. Πρεσβευτα ἅγιοι. Προστάται ἅγιοι. ᾿Αθήνα, 2011. Σ. 28.
  • Christ, Paranikas. Anthologia. P. 103-104;
  • Krumbacher K. Kasia // SBA. 1897. [Bd. 1]. S. 305-370;
  • Papadopoulos-Kerameus ᾿Α. Νέα στιχηρὰ Κασίας μοναχῆς // BZ. 1901. Bd. 10. N 1. S. 60-61;
  • Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 272-275;
  • Petrides S. Cassia // ROC. 1902. Vol. 7. P. 218-244;
  • Tillyard H. J. W. A Musical Study of the Hymns of Cassia // BZ. 1911. Bd. 20. N 2. S. 420-485;
  • Emereau C. Hymnographi Byzantini // EO. 1923. Vol. 22. P. 14-16;
  • Eustratiades S. Κασιανὴ ἡ μελῳδός // Ecclesiastikos Pharos. 1932. Vol. 31. P. 92-112;
  • Τρέμπελας Π. Ν. ᾿Εκλογὴ ῾Ελληνικὴς ῾Υμνογραφίας. ᾿Αθῆναι, 1949. Σ. 246-250;
  • Follieri E. Initia Hymnorum Ecclesiae Graecae. Vat., 1966. Vol. 5/1. P. 285-286. (ST; 215);
  • Rochow I. Studien zu der Person, den Werken und dem Nachleben der Dichterin Kassia. B., 1967;
  • Raasted J. Voice and Verse in a Troparion of Cassia // SEC. 1973. Vol. 3. P. 171-178;
  • Szöverffy. Hymnography. Vol. 2. P. 41-42 [Библиогр.];
  • Catafygiothu-Topping E. Kassiane the Nun and Sinful Woman // GOTR. 1981. Vol. 26. P. 201-209;
  • Dyck A. R. On Cassia, Κύριε ἡ ἐν πολλαῖς // Byz. 1986. Vol. 56. P. 63-76;
  • Tripolitis A. Kassia: The Legend, the Woman and her Work. N. Y., 1992;
  • Каждан А. П. История визант. лит-ры (650-850 гг.). СПб., 2002. С. 404-419;
  • Tsironis N. The Body and the Senses in the Work of Cassia the Hymnographer: Literary Trends in the Iconoclastic Period // Σύμμεικτα. 2003. Τ. 16. Σ. 139-157;
  • Кассия (Сенина), мон. Прп. инокиня Кассия, песнописица Константинопольская // Вертоградъ. 2004. № 1(80). С. 3, 17-29;
  • она же. «Волною морскою...»: Канон на Великую Субботу, сост. св. инокиней Кассией, песнописицей К-польской: Пер. с древнегреч. и коммент. // Τέχνη γραμματική = Искусство грамматики. Новосиб., 2006. Вып. 2. С. 473-481;
  • eadem (Kassia (Senina), mon.). Remarques sur le canon des défunts écrit par S. Cassia de Constantinople // Scrinium. СПб., 2009. T. 5. C. 317-322;
  • Simić К. Life According to Nature: Ascetic Ideals in a Sticheron by Kassia // Црквене студиjе. Ниш, 2009. № 6. C. 111-121;
  • idem. Kassiás Hymnography in the Light of Patristic Sources and Earlier Hymnographical Works // ЗРВИ. 2011. Кн. 48. С. 7-37;
  • idem. Pesnikinja Kasija: liturgijska poezija i njen slovenski prevod. Novi Sad, 2011;
  • Sherry K. Е. Kassia the Nun in Context: The Religious Thought of 9th Cent. Byzantine Monastic. Piscataway (K. J.), 2011.

Использованные материалы

  • Афиногенов Д. Е.; Э. П. А.; Е. Е. М. "Кассия" // Православная энциклопедия, т. 31, с. 575-578:
  • Житие из книги: Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011:



[1]  "Ἡ Ὁσία Κασσιανή", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/589/sxsaintinfo.aspx.

[2]  Православний календар. 2018. - К.: Українська Православна Церква, 2017. - С. 109, 183.

[3]  Православний календар. 2018. - К.: Українська Православна Церква, 2017. - С. 120, 183. Вероятный источник этой памяти: Минея. Октябрь, изд. Московской Патриархии, с. 943, http://files2.regentjob.ru/minea/oct/oct943.html.

[4]  Wahlgren. 2006. Р. 130

[5]  BHG, N 1128f; CPG, N 4519; Aldama J. A., de. Repertorium pseudochrysostomicum. P., 1965. N 389; PG. 50. Col. 795; 10. Col. 1177

[6]  Patria Constantinopolis. III. 196. P. 276

[7]  Janin. Églises et monastères. P. 107

[8]  AG. VII 695

[9]  Theod. Stud. Ep. 217, 370, 478

[10]  Theod. Stud. Ep. 370. 7-8

[11]  Theod. Stud. Ep. 539. 3

[12]  Theod. Stud. Ep. 370. 11

[13]  Кассия (Сенина), мон. Кассия. М., 2010. 3 т.

[14]  Γεδεών. ᾿Εορτολόγιον. 1899. Σ. 218

[15]  Rochow. 1967. S. 87

[16]  Τζεδάκης. 1965. Σ. 388

[17]  напр.: Christ, Paranikas. Anthologia. P. 103-104; Krumbacher. 1897; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 272-275; Papadopoulos-Kerameus. 1901; Petrides. 1902; Tillyard. 1911

[18]  Rochow. 1967

[19]  Tripolitis. 1992

[20]  список см.: Rochow. 1967; Tripolitis. 1992; также см.: Follieri. 1966

[21]  Tripolitis. 1992. P. xi-xii

[22]  подробнее об этой стихире см.: Catafygiotou-Topping. 1981; Dyck. 1986; Каждан. 2002. С. 407-409

[23]  подробнее см.: Simić. 2011

[24]  см.: Tsironis. 2003; Sherry. 2011; Simić. 2009; Idem. 2011

[25]  Из службы, принятой в Александрийской Православной Церкви. Перевод с греческого Петра Пашкова, запись на его странице VK от 30 октября 2018, https://vk.com/photian?w=wall176438108_2276.

Редакция текста от: 01.07.2019 00:04:19

"КАССИЯ ПЕСНОПИСИЦА" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google