О порядке избрания кандидатов для рукоположения во епископский сан, документ, утвержденный на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25 июля 2014 года [1]
Полный текст документа [2]:
Епископов <…> поставляти на церковное начальство <…> таких, которые с давнего времени испытаны и в слове веры, и в житии, сообразном правому слову (12 правило Лаодикийского Собора)
I. Требования к кандидату для рукоположения во епископский сан
1. Требования вероучительного и нравственного характера.
1.1. Несомненным условием для принятия
епископского сана Священное Писание и святые каноны определяют наличие у кандидата на епископскую степень (далее — кандидат) твердой и деятельной веры, которая должна выражаться в его жизни и делах. Апостол Павел учит, что
«епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен» (
Тит. 1:7-8). Не следует совершать епископскую хиротонию лиц, показавших слабость в вере или еще не засвидетельствовавших ее крепость. В частности, не подобает рукополагать отрекавшихся и отпадавших от православной веры. Согласно
10-му правилу I Вселенского Собора «если которые из падших произведены в клир, <…> таковые, по дознании, извергаются от священного чина».
Зонара, толкуя это правило, говорит, что
«не должно производить во священство тех, которые отверглись от Господа нашего Иисуса Христа и потом покаялись. Ибо каким образом может быть священником тот, кто во всю жизнь не удостаивается Святых Таин, разве только при смерти».
1.2. Кандидатов, обратившихся в православие из ереси и раскола, можно посвящать в клир, а тем более избирать во епископы только после особо тщательного рассмотрения. В частности, о возможности такого посвящения говорится в 19-м правиле I Вселенского Собора о бывших павлианах, что они, «явясь беспорочными и неукоризненными, по перекрещении, да будут рукоположены».
1.3. Святой апостол Павел указывает, что будущий епископ
«не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (
1 Тим. 3:6).
80-е Апостольское правило гласит:
«От языческаго жития пришедшаго и крещеннаго, или от порочнаго образа жизни обратившагося, несть праведно вдруг производити во епископа. Ибо несправедливо еще не испытанному быти учителем других: разве только по благодати Божией сие устроится».
2. Требования к уровню образования.
Епископ должен быть
«силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (
Тит. 1:9). Кандидат в архиереи должен иметь высшее богословское образование.
3. Требования социального характера.
3.1. По слову апостола Павла,
«надлежит ему (епископу) также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (
1 Тим. 3:7).
3.2. Согласно
13-му правилу Трулльского Собора, обязательным для кандидатов является безбрачие. При этом, согласно 17 Апостольскому правилу, кандидат не должен быть из второбрачных:
«Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина». Согласно
Уставу Русской Православной Церкви, для ставленника в архиереи обязательно пострижение в монашество (XV.10).
3.3. Согласно 81-му Апостольскому правилу, не дозволяется епископам и пресвитерам заниматься «делами народного управления», а 83-е Апостольское правило гласит: «Епископ или пресвитер или диакон, в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержати обое, то есть римское начальство и священническую должность, да будет извержен из священного чина. Ибо кесарева кесареви, и Божия Богови».
4. Требования к возрасту и состоянию здоровья.
4.1. В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви кандидатами в архиереи избираются лица не моложе 30 лет (XV.10).
4.2. Не допускаются к посвящению в сан кандидаты, имеющие телесные или душевные недостатки/заболевания, которые затруднят исполнение архипастырских обязанностей. Согласно 77-му Апостольскому правилу, «аще кто лишен ока, или в ногах поврежден, но достоин быти епископ: да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна». В то же время 78-е Апостольское правило гласит: «Глухий же, и слепый да не будет епископ, не аки бы осквернен был, но да не будет препятствия в делах церковных». Согласно 79-му Апостольскому правилу: «Аще кто демона имеет, да не будет принят в клир, но ниже с верными да молится. Освободясь же, да принят будет с верными, и аще достоин, то и в клир».
II. Процедура избрания кандидатов для рукоположения во епископский сан
5. Право выдвижения кандидата принадлежит Патриарху Московскому и всея Руси (далее — Патриарх) и епархиальным архиереям, которые могут направить на имя Патриарха рапорт с представлением кандидата к избранию во епископа.
6. На основании поручения Патриарха Управление делами Московской Патриархии проверяет соответствие кандидата указанным выше требованиям.
7. Памятуя о практике святых апостолов, запечатленной, в частности, в послании святого Климента Римского к Коринфянам («[апостолы] первенцев из верующих по духовном испытании поставляли во епископы»), кандидат обстоятельно испытывается на предмет соответствия епископскому званию:
7.1. Кандидат встречается для предварительной беседы с управляющим делами
Московской Патриархии, который докладывает о результатах этой беседы Патриарху.
7.2. Кандидат проходит собеседование с Патриархом, который принимает решение о целесообразности представления его кандидатуры на рассмотрение Священного Синода.
7.3. Кандидат приглашается на заседание
Священного Синода для итогового собеседования.
8. Избрание кандидата во епископа в соответствии с канонам и (к примеру, I Вселенского Собора 4 и 6), поручающими избрание архиерея епископату той области (страны), в которой будет проходить его служение, а также в соответствии с более поздними церковно-правовыми актами, совершается малым собором епископов – Священным Синодом во главе с Патриархом. Священный Синод может отклонить представленную кандидатуру.
9. В отношении избрания епископов для епархий Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и Митрополичьих округов, а также Русской Зарубежной Церкви, данная процедура действует с учетом особенностей, указанных в Уставе Русской Православной Церкви.
[1] Журнал № 73 заседания священного Синода от 25 июля 2014 года: http://www.patriarchia.ru/db/text/3695943.html
[2] Приводится по: http://www.patriarchia.ru/db/text/3695992.html