Прп. Власий Аморийский. Греческая фреска (XX в.) |
Память 18 февраля - преставление (Серб. [1], РПЦЗ [2]), 31 марта (Греч. [3], Серб. [4], Румын. [5], РПЦЗ [6])
Родился около 830 года в местности Аплатианаида, недалеко от г. Аморий (Малая Азия), в знатной и богатой семье. Отца Власия звали Ираклис, возможно, это было родовое имя. Старший брат Власия получил хорошее образование и стал священником в храме Св. Софии в Константинополе.
Власий, названный при крещении Василием, вскоре после 847 г. был рукоположен во иподиакона Евстратием, митрополитом Пессинунтским, учеником святителя Игнатия, патриарха Константинопольского (Аморий, разрушенный арабами в 838, тогда еще не был восстановлен).
Затем Власий отправился к брату в Константинополь и был рукоположен свт. Игнатием во диакона храма Св. Софии. Однако через некоторое время покинул столицу, вероятно, в связи с низложением Игнатия и переходом патриаршего престола к свт. Фотию (858) и отправился в Рим через Болгарию. Там недобросовестный спутник продал Власия в рабство, из которого тот освободился, по-видимому, через несколько лет благодаря сочувствию своего хозяина и других новообращенных в христианство знатных болгар.
Покинув Болгарию, Власий отправился в Рим по Дунаю, но был схвачен пиратами, ограблен и оставлен в безлюдном месте. По молитве святого ангел вывел его обратно в пределы Болгарии, где Власий познакомился с неким епископом, представившим его Борису-Михаилу, первому христианскому правителю Болгарии (852-889).
Вместе с этим епископом Власий прибыл в Рим, где принял монашеский постриг от Евстратия (грека из Кизика), игумена монастыря святого Кесария. В этом монастыре Власий в течение более чем 18 лет исполнял должности канонарха, экклесиарха и переписчика книг. Там же он был рукоположен во иерея. В Риме Власий совершил несколько исцелений, а у "первого из римлян" (πρῶτος τῶν ῾Ρωμαίων, возможно, имеется в виду должностное лицо) по его молитве родился наследник, восприемником которого стал Власий.
Затем Власий под предлогом путешествия в Путеолы для поправки здоровья покинул Рим вместе с учениками Лукой, Симеоном и Иосифом и отплыл в Константинополь. Здесь он был радушно принят игуменом Студийского монастыря Анатолием, который представил его патриарху Константинопольскому святителю Антонию II Кавлею и императору Льву VI Мудрому. Житие так описывает встречу Власия с императором: оставленный стражниками ожидать аудиенции в специальном помещении дворца, Власий заглянул в единственную открытую дверь и, увидев императора, занятого переписыванием книг, принял его за простого писца. Власий спросил его, где же обитает император. Тот, восхищенный простосердечием святого, усадил его рядом с собой на подставку для ног и стал с ним беседовать. Когда же Власий догадался, кто перед ним, Лев рассказал, что Христос за три года до того показал ему во сне облик старца.
После четырехлетнего пребывания в Студийском монастыре Власий испросил у игумена Анатолия позволение отплыть вместе с учениками на Афон. Там Власий был сначала враждебно встречен местными жителями, однако затем сумел расположить их к себе. Преподобный пробыл на Святой Горе двенадцать лет, основав там монастырь, название которого неизвестно. Однако из-за возникших разногласий относительно права на владение этими местами, доставлявших братии немалое беспокойство, Власию пришлось вновь отправиться в Константинополь, где ему удалось получить от императора Льва хрисовул с земельными пожалованиями.
В столице Власий заболел и вскоре умер, за три дня узнав о предстоящей кончине. Его кончина датируется 18 февраля 910/911/912 года. Власий был похоронен в алтарной части Георгиевской церкви Студийского монастыря, находившейся по левую сторону от главного монастырского храма во имя Иоанна Предтечи.
Житие Власия [7] было написано еще при жизни игумена Анатолия одним из пострижеников последнего по заказу и, возможно, со слов Луки, ученика Власия, который стал его преемником в качестве игумена на Афоне. Вероятно, упоминаемая в сохранившемся фрагменте хрисовула Льва VI афонским монастырям "обитель Луки" есть не что иное, как монастырь, основанный Власием. В силу близости к описываемым событиям житие Власия является ценнейшим источником по истории начала монашеской жизни на Афоне. Оно также проливает свет на связи первых святогорских обителей со Студийским монастырем. В состав жития входит повесть о преподобном Евфросине Поваре [8]. По-гречески житие сохранилось в одной рукописи [9], однако оно оказалось в составе Четьих Миней, переведённых на церковнославянский язык во второй половине XII века. Впоследствии этот же перевод был включён в Великие Четьи Минеи. На основе славянского перевода уже на русской почве была составлена проложная статья, изобилующая ошибками: Власий частично спутан с Евфросином, монастырь святого Кесария с городом Кесарией и т. д. Эта статья вошла в русский Пролог второй редакции.
"Православная энциклопедия" указывает исторические греческие памяти преподобного Власия Аморейского 20 декабря, 18 февраля и 31 марта. В современных же греческих месяцесловах удержалась только последняя дата; её наличие в старообрядческих календарях [10] свидетельствует о том, что в прошлом она находилась и в русских святцах. В месяцесловах других Церквей сохранилась также февральская память преставления святого.
Литература
- BHG, N 278;
- SynCP. Col. 576;
- Леонид (Кавелин), архим. Житие прп. Власия Мниха, памятник словено-болг. письменности IX в. СПб., 1887. (ПДП; Т. 65);
- Vita S. Blasii / Ed. H. Delehaye // ActaSS. Nov. Vol. 4. App. P. 657-669;
- Fusconi G. M. Biadgio d'Amorio // BiblSS. T. 3. Col. 154-156;
- Brehiér L. Blaise d'Amorium (8) // DHGE. T. 9. Col. 62-64;
- Lake K. The Early Days of Monasticism on Mount Athos. Oxf., 1909. P. 8-52, 84-86;
- Лопарев Х. М. Греч. жития святых VIII-IX вв. Пг., 1914. Ч. 1. С. 484-490;
- Grégoire H. La vie de St. Blaise d'Amorium // Byz. 1929/1930. Vol. 5. P. 391-414;
- Гюзелев В. Житието на Власий Аморийски като извор за българската история // ГСУ, ФСФ. 1968. Кн. 3. N 61. С. 3-31;
- ΘΗΕ. Τ. 9. Σ. 927-928;
- Afinogenov D. The Church Slavonic Life of St. Thaddaios, the Martyr of the Second Iconoclasm // AnBoll. 2001. Vol. 119. P. 313-338.
Использованные материалы
- Д. Е. Афиногенов. Власий Аморийский // Православная энциклопедия, т. 9, стр. 101-102
[1] "Преподобни Власије, монах. Пореклом из Амореје" // Јеромонах Хризостом Столић Хиландарац. Православни светачник. Месецослов светих. ΑΓΙΟΛΟΓΙΟΝ. Том први. Септембар — Јун. — Издаје: Каленић — Издавачка установа Српске православне епархије шумадијске, 34000 Крагујевац. — Београд, 1988. — С. 315.
[2] "Преп. Власія Аѳонскаго (IX)" // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2020 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2019, с. 30, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/PDF-Choir-Calendar-202...pdf.
[3] "Ὁ Ὅσιος Βλάσιος ὁ ἐξ Ἀμορίου" // Греческий сайт Μεγασ Συναξαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, Μεγασ Συναξαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, https://www.synaxarion.gr/gr/sid/2504/sxsaintinfo.aspx; "Βλασίου τον εξ Αμορίου" // Календарь на официальном сайте Элладской Православной Церкви, https://www.ecclesia.gr/greek/synaxaire/synaxari.asp?minas=3&id=211.
[4] "Преподобни Власије. Рођен у граду Амореја" // Јеромонах Хризостом Столић Хиландарац. Православни светачник. Месецослов светих. ΑΓΙΟΛΟΓΙΟΝ. Том први. Септембар — Јун. — Издаје: Каленић — Издавачка установа Српске православне епархије шумадијске, 34000 Крагујевац. — Београд, 1988. — С. 376.
[5] "cuviosului părintelui nostru Vlasie, născut în cetatea amoreilor, care în pace s-a săvârşit" // Страница румынского сайта Calendar Ortodox - Sfintii Zilei - Vietile Sfintilor - Sinaxar (Православный календарь - Святые дня - Жития святых - Месяцеслов), http://www.calendar-ortodox.ro/luna/martie/martie31.htm.
[6] "Преп. Власія Аморейскаго (ок. 908)" // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2020 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2019, с. 46, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/PDF-Choir-Calendar-202...pdf.
[7] BHG, N 278
[8] BHG, N 628
[9] Paris. gr. 1491. X в.
[10] "Прп. Вла́сия, и́же во Аммори́и (IX)" // Православный старообрядческий церковный календарь 7521/2013. - М.: Издание Митрополии Московской и всея Руси Русской Старообрядческой Православной Церкви, 2012, с. 33; см. также https://rpsc.ru/calendar/2013-04-13/.