Георгий Софийский Старший, Адрианопольский (ок. 1407 - 1437), мученик
Память 26 марта и в Соборе Болгарских святых
Родился около 1407 года в Софии.
Мученически пострадал 26 марта 1437 года. Будучи тридцати лет от роду, он по делам военной службы находился в Адрианополе (совр. Эдирне, Турция). Услышав хулу на Христа от местного лучника-мусульманина, к которому он пришел починить оружие, Георгий стал защищать свою религию, за что был схвачен разъяренной толпой, жестоко избит и подвергнут издевательствам. Его отвели к судье и за отказ отречься от своих слов бросили в темницу. На следующий день, во вторник Страстной седмицы, Георгий был приведен к правителю города, который, не сумев ни угрозами, ни дорогими дарами уговорить Георгия отречься от веры, предложил толпе выбрать способ его казни, бичевание или сожжение, и отдал мученика на растерзание. Когда святого подвели к костру, один турок ранил его мечом в спину. Мусульмане еще раз предложили ему отречься от православной веры. Твердость Георгия разозлила мучителей, и они в корзине поставили его в костер. Когда тело мученика стало гореть, один из палачей пронзил его мечом, и внутренности святого выпали в огонь. Чтобы христиане не смогли объявить останки мощами, палачи набросали в костер собак.
В версии мучений Георгия еп. Левкийского Парфения сообщается, что ночью, когда костер догорел и золу развеяли по ветру, над пепелищем появился столб света от земли до неба и что с тех пор горожане часто видели стоящий над местом смерти мученика свет в виде факела, столба или звезды [1].
В Софии о мученике Георгии стало известно в первой половине XVI в. Для отличения его от Георгия Нового и Георгия Новейшего его стали именовать Георгием Софийским старшим, но его почитание не получило такого широкого распространения, как двух других Георгиев.
Повествование о мучениях Георгия содержится в единственном греческом сборнике XVI в. [2] и было составлено анонимным свидетелем событий не позже июня 1439 г., когда умер восхваляемый в эпилоге Константинопольский патриарх Иосиф II. Автор хотя не отличается образованностью, но хорошо знает церковную литературу и старается подражать ее стилю. Текст не предназначался для богослужебных целей и не является житием как таковым, что подтверждается частым повествованием от лица автора и его просьбой к Георгию о заступничестве. Несмотря на это, рассказ представляет собой самостоятельное литературное произведение. Язык оригинала неизвестен. Греческий текст из-за механического копирования грешит пропусками слов, орфографическими ошибками. В двух-трех местах текст не подлежит восстановлению. Впервые греческий текст был издан Х. Г. Патринелисом в 1964 г., хотя был известен ранее [3]. В 1971 г. греч. текст был издан А. Михайловым и сопровожден переводом на болг. язык [4].
Литература
- Πατρινέλης Χ. Διήγησις μάρτυρος ἐν τοῖς ἡμετέροις μαρτυρήσαντος χρόνοις // ᾿Ορθόδοξος παρουσία. ᾿Αθῆναι, 1964. N 1-2. Σ. 66-72;
- Михайлов Ап. Един неизвестен софийски мъченик // Старобългарска лит-ра: Изслед. и мат-ли. София, 1971. Т. 1. С. 403-411;
- Партений, еп. Левкийски. Жития на българските светци. София, 1979. Т. 2. С. 34-40.
Использованные материалы
- Хр. Темелски. Георгий Софийский // Православная энциклопедия, т. 11, с. 11-12
[1] Партений. С. 40
[2] Marc II 50; 235а - 242а
[3] Delehaye H. Catalogus codicum hagiographicorum graecorum bibliothecae D. Marci Venetiarum // AnBoll. 1905. Vol. 24. P. 209-210; BHG, N 2160
[4] Михайлов. С. 407-411