Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЗАРЕЦКИЙ СПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Зарецкий Cпасский мужской монастырь (недейств.)

Самым древним документом, свидетельствующим о существовании монастыря, является "Сотная грамота письма Ивана Дмитриева Боброва да Ярца Андреева Норманскаго на бортныя ухожья Куровловской остров Гавриловскаго села, что Спаса-Зарецкаго, что Спаса под Старою Рязанью", относящаяся к 15 марта 1535 года [1]. Из грамоты видно, что монастырь между 1483 - 1503 годами уже существовал.

Первые краткие сведения о нем были опубликованы в № 39 "Рязанских Губернских Ведомостей" за 1838 год архимандритом Иеронимом (Алякринским):

"Зарецкий Спасский монастырь находился близ города Спасска на берегу озера, от Старой Рязани в трех вестах".

В 1839 году бургомистром Мироновым была предложена версия местонахождения монастыря "над скатом горы в г. Спасске", где в то время стояла полусгнившая часовня. Название Зарецкий, по мнению Миронова, монастырь получил "от того, что известный древний город Рязань [позднее с. Старая Рязань] стоял противуположно Спасску [в то время с. Спасское, Васкина Поляна тож, монастырская вотчина], на правом берегу реки Оки по ея течению".

По мнению историка Д.И. Иловайского, наименование Зарецкий может происходить от города Зареченска, предположительно находившегося на месте нынешнего города Спасска-Рязанского.

В Книгах приправочных 1597 года и Писцовых книгах Старо-Рязанского стана за 7137 и 7138 (1629 - 1630) годы, в Зарецком монастыре значится две церкви - Преображенская и Введенская.

В селе Спасском и деревне Гавриловской, принадлежащих Зарецкому монастырю (всего "крестьянских семьдесят три двора, двадцать девять дворов бобыльских, людей в них тож"), по писцовым дачам значилось: "пашни паханые II чети с полу-осминою, да перелогом 400 чети, да лесом поросло 300 чети, а всего пашни паханые с наезжею, и перелогу, и лесом поросло добрые земли 1249 чети с полу-осминою в поле, да в дву потомуж, сена, что косят на монастырь, опричь крестьянского, меж озер от Климентовской и Рождественской и деревни Казаковой от межи на лугах в разных местах 400 копен, да на усть-Вхожева озера внизь по реке по Оке по Братов враг 200 копен, да крестьянсково сена к селу Спасскому и к деревни Гавриловской меж озер и по реке по Оке вниз под селом Спасским 1400 копен, и опричь тех угоден, что к селу Старой Резани и Резанцеву, по реке по Оке в длину на 5 верст, поперег 3 версты, инде больше, инде меньше. Да к монастырю ж Спаса Зарецкого угодья рыбныя ловли: озеро Спасское, озеро Круглое, озеро Лужное, два озера Калистовские, озеро Донец, озерко Глубокое, да десять перевесей со спуды, озерко Толсто сечи, озерко Жирковасое, озерко Яблоновое, озерко Хлоптово, озерко Кутуково, два озерка Суходольские. Сошнаго письма в живущем и впусте две сохи и пол-треть сохи, и не дошло в сошное письмо девяти чети с полуосминою и с третником пашни, а платить из живущего в сошное письмо села Спасково и деревни Гавриловские крестьяном со II чети с полуосминою пашни.".

В 1637 - 1638 годах по отказной книге осадного головы Степана Алексеевича Хирина монастырю была дана выпись на дворовое место в городе Переславле Рязанском "на посаде, на Калачной улице, по конец Иванова места Можарова воротниковское место Митки Дехтярева, а тот Митка пропал без вести давно... А у игумена в городе и на посаде места двороваго не было".

8 апреля 1651 года монастырь был приписан к Саввино-Сторожевскому монастырю и с этого времени управлялся строителями. На правах приписного монастырь был освобожден от общегосударственных налогов и недоимок. Крестьяне монастыря освобождались от платежа "Стрелецкого хлеба, ямских и полоненичных денег".

Около 1676 года монашествующих в монастыре, кроме строителя, уже не было, и в Преображенской церкви служило белое духовенство (священники Михаил Захариев, Михаил Борисов, Леонтей, диакон Памфил). По Окладным книгам Старо-Рязанской десятины 184 (1676) года в приходе к церкви были: "двор монастырский, а в нем живут прикащики, переменяючись погодно, да крестьян монастырских в том селе Спасском и в деревне Гавриловской двести семьдесят пять дворов да бобыльских двадцать пять дворов".

Известны четыре несудимых грамоты, выданных Саввино-Сторожевскому монастырю на приписной к нему Спасский Зарецкий монастырь в период времени с 1651 по 1700 год, несмотря на то, что рязанские воеводы должны были хорошо знать, что монастырь их ведению не подлежит ни в каком отношении. В каждой подтвердительной грамоте на имя нового воеводы повторялось, что и "наперед сего дана-де им Великаго Государя грамота в Переславль Рязанский воеводе, что их монастырских крестьян ни в каких делах в Переславле ведати не велено".

Так, в 1659 году архимандрит Саввино-Сторожевского Никандр с братией жаловались на рязанскаго воеводу Вердеревского, что он "по недружбе" с монастырскими властями чинил приписного Спас-Зарецкого монастыря крестьянам "налогу большую и убытки и в тюрьму сажает без вины, и от того их монастырская крестьяна хотят брести розно". Монастырские власти просили в своей челобитной, их "пожаловать - не велети их монастырских вотчинных крестьян ведати воеводе Вердеревскому судом и управою, а велеть судом и управою ведать губному старосте". Грамотою с прочетом 6167 (1659) года 19 мая согласно челобитью этому, восстановлено было прежнее монастырское право, чтобы судом и расправою монастырских вотчинных крестьян Спас-Зарецкого монастыря ведать по всем губному старосте Григорию Запольскому.

21 июля 1677 года, по челобитью властей Саввино-Сторожевского монастыря, была дана грамота рязанскому воеводе князю Львову о подведомственности и подсудности слуг, служебников и вотчинных крестьян приписного Зарецкого монастыря не ему, воеводе, а Приказу Большого дворца. 7 октября 1687 года новому рязанскому воеводе Акиму Яковлевичу Ржевскому была дана грамота о неподсудности и неподведомственности ему слуг, служебников и крестьян рязанских монастырей, приписных к Саввино-Сторожевскому монастырю, между прочими, и Спасс-Зарецкого. 5 августа 1700 года то же предписывалось рязанскому воеводе Петру Яковлевичу Веселовскому.

Власти Саввино-Сторожевского монастыря не заботились о благоустройстве церквей и монастырских строений Зарецкого монастыря, а потому он постепенно приходил в упадок, церкви и постройки ветшали и разрушались. К 1728 году он был более похож на вотчинный хутор (впрочем, довольно доходный), чем на монастырь; здесь уже не было ни строителей, ни монашествующей братии, а жили управляющий Василий Севергин и подъячий, занявший настоятельскую келью. Братские кельи за ненадобностью были заброшены, а позднее разобраны.

20 августа 1730 года архимандрит Саввина монастыря докладывал в Коллегию Экономии Синодального Правления, что Спас-Зарецкие монастырские храмы "все сгнили без остатку". Монастыря уже не было, но он значился на бумаге до 1764 года, когда в ходе секуляризационной реформы был упразднён.

Настоятели

с XV в. - игумены
  • Феодосий (упом. 1535)
  • Никандр (упом. 1630 - упом. 1646)
  • Никифор (упом. 1650)
  • с 1651 - строители
  • Никодим (2 мая 1651 - ?)
  • Тихон (упом. 1652 - упом. 1653)
  • Дионисий (упом. 1665)
  • Иона (1666)
  • Боголеп (январь 1681 [2] - ?)
  • Феодосий (упом. 1694)
  • Пахомий (упом. 1695)
  • Александр (упом. 1699)

Использованные материалы

  • Проходцов Ив. Спасский Зарецкий монастырь // "Рязанские епархиальные ведомости", 1902, отдел неофиц., № 2, с. 43-49; № 4, с. 116-121; № 5, с. 153-161.



[1]  Документ опубликован Рязанской учёной архивной комиссией (РУАК) в "Сборнике писцовых книг Рязанского края".

[2]  Строев П., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. - С.-Петербург, 1877, стб. 434. По другим данным - с 1661 г.

Редакция текста от: 20.11.2013 18:47:59

"ЗАРЕЦКИЙ СПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google