Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ФИЛИПП СИДСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Филипп Сидский (греч. Φίλιππος Σίδης) (кон. IV-нач. V вв. - упом. 430-е), пресвитер

Уроженец города Сиды в Памфилии. Являлся учеником Родона (Ρόδων), ведущего преподавателя знаменитой Александрийской Катехизической школы, переселившегося в Сиду [1].

Будучи молодым человеком, вместе со своим родственником софистом Троилом [2] перебрался в Константинополь, где и провёл, вероятно, всю оставшуюся жизнь [3].

Познакомился со святителем Иоанном Златоустом, с которым они стали друзьями [4]. Святитель Иоанн рукоположил его в диаконы в Константинополе [5].

Впоследствии стал пресвитером. Играл примечательную роль в столичной церковной жизни своего времени. Известно, что он трижды выдвигал свою кандидатуру на пост архиепископа Константинопольского - в 426, 428 и 431 годах - но всякий раз безуспешно [6].

По свидетельству Сократа Схоластика, любил также заниматься науками и собрал множество всякого рода книг. Много писал, стараясь подражать "азианскому" характеру речи.

Труды

Главное сочинение Филиппа – объемная работа в 36 книгах под названием "Христианская история" (Ἱστορίαν τῶν Χριστιανῶν [7]). По мнению Квастена, она была опубликована между 434 и 439 годами и содержала почти 1000 глав [8]. Работа представляла собой очерк всемирной истории от Сотворения мира до современных автору событий – примерно до 426 года. Данное сочинение сохранилось до нашего времени лишь во фрагментах - единственная сохранившаяся рукопись относится к XIV-XV веку, не издана, хранится в Оксфорде (Cod. Baroccianus, 142, fols. 216 r-v).

Святой патриарх Фотий Великий и Сократ Схоластик сообщают некоторую информацию о содержании и характере этой работы. По их описаниям данное сочинение содержало информацию по всем областям знания от арифметических вычислений, теорем геометрии и астрономических построений до географического описания островов, гор, лесов, а также основных принципов музыки. Собственно история излагалась с нарушением хронологической последовательности. Кроме того, в описании современных ему событий Филипп был далеко не беспристрастен, что выразилось в нападках на Константинопольских святителей Сисиния и Прокла, которым Филипп проиграл в предстоятельских выборах. Сократ не очень высоко оценивал значение значение работы и вследствие расплывчатости её предмета, мозаичной смеси самой разнородной информации и тяжелого языка считал её бесполезной как для ученой аудитории, так и для малограмотных читателей [9]. Патриарх Фотий, во времена которого еще можно было прочитать 24 из 36 книг Филиппа Сидского [10], также не очень лестно отзывается об этой работе. В частности, он обвиняет автора в неполноте информации и при этом иногда в излишней словоохотливости. По мнению Фотия, его язык, лишенный элегантности, излишне цветистый и напыщенный, довольно быстро утомляет читателя. Главным недостатком работы, с точки зрения Фотия, является то, что автор стремился не столько дать читателю полезную информацию, сколько показать собственную эрудицию и образованность.

Другие его труды - среди которых Сократ Схоластик говорит об опровержении работы императора Юлиана Отступника "Против Галлилеян" - на начало XXI века считаются бесследно исчезнувшими.

Использованные материалы



[1]  "Ιερά Μητρόπολις Πισιδίας. ΣΙΔΗ (Side)", официальный сайт Писидийской Митрополии (греч.), http://www.impisidias.com/mainsite/index.php/el/istoria/exar...idi

[2]  Родством с которым, по сведениям Сократа Схоластика, впоследствии гордился.

[3]  На официальном сайте Писидийской митрополии утверждается, что Филипп преподавал в Сиде и при поддержке епископа Сидского Иоанна вёл большую просветительскую работу в своем родном городе - в то время одном из крупнейших образовательных центров империи. См. http://www.impisidias.com/mainsite/index.php/el/istoria/exar...idi

[4]  Сохранилось письмо святителя Иоанна Златоуста к Филиппу Сидскому. См.: Migne J.-P., Patrologia Graeca, vol. 52, 729.

[5]  Quasten J., Patrology. V. III. The Golden Age of Greek Patristic Literature From the Council of Nicaea to the Council of Chalcedon, Utrecht – Antwerp, 1963, 528; Opitz H. G., "Philippus Sidetes", RE, Bd. 19, 1938, Sp. 2350–2351.

[6]  Христианство. Энциклопедический словарь, М., 1995, т. 2, 319.

[7]  Греческое название - по официальному сайту Писидийской митрополии, http://www.impisidias.com/mainsite/index.php/el/istoria/exar...idi

[8]  Quasten J., Patrology. V. III. The Golden Age of Greek Patristic Literature From the Council of Nicaea to the Council of Chalcedon, Utrecht – Antwerp, 1963, 528.

[9]  Церковная история, кн. VII, гл. 27.

[10]  Photius, Bibliotheque [Ed. by R. Henry (Collection Byzantine)], P., 196023, Cod. 35.

Редакция текста от: 29.10.2013 08:51:22

"ФИЛИПП СИДСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google