Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЧЕРНЕЕВСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Перенаправлено со статьи "ШАЦКИЙ НИКОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Чернеевский Никольский монастырь
Чернеевский Никольский монастырь
Шацкий Чернеевский мужской монастырь во имя свт. Николая Чудотворца Скопинской епархии Рязанской митрополии

Монастырь был основан в 1573 году донским казаком по имени Матфей, прибывшим с Дона на реку Цну, в пределы нынешнего Шацкого района, Рязанской области. В подражание древним пустынникам, отыскивая уединение для духовных подвигов, он поселился в непроходимом лесу, близ селений мордвы. Опечаленный тем, что местное население исповедовало язычество, благочестивый старец решил возвестить им веру Христову. Матфей выучил язык мордвы, которая со временем стала собираться к старцу для беседы. С каждым днем увеличивалось число его учеников, и Матфей обратился к Рязанскому епископу Леониду за благословением основать в лесу обитель. В 1573 году епископом Леонидом Матфей посвящен был в иеромонаха и назначен строителем новоучрежденной обители, находящейся сейчас на реке Цне, в 20 километрах от города Шацка, Рязанской области. Монастырь основан во имя святителя и чудотворца Николая и назван Чернеев, от "окружавшего оный чёрного густого леса". В древних актах он назывался также Матфеевой пустыней.

Настоятелям монастыря с давних пор присвоено звание архимандритов. Он числился третьем классе, и имел братии до тридцати человек. Содержался на доходы с отведенных в пользование монастыря участков земли и приношениями богомольцев.

При своем основании монастырь состоял из деревянных храмов и корпусов, но в начале XVII века он начал перестраиваться в кирпичные постройки.

В 1638 году в монастыре была построена теплая каменная двухэтажная церковь, с храмами: в нижнем этаже во имя Архистратига Михаила, а в верхнем - во славу Казанской иконы Божией Матери.

В 1724 году к монастырю была приписана Вышенская пустынь. Предположительно, через два года пустынь вновь стала самостоятельной.

В 1751 году был построен каменный холодный собор с двумя престолами во имя святителя Николая и Рождества Пресвятой Богородицы. Его свод утвержден на одном столбе находящемся посредине храма. Собор венчают пять куполов с крестами.

В 1813 году построена трехъярусная колокольня: в нижнем ярусе были устроены святые врата в монастырь, на втором - храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, на верхнем - звонница. Монастырь обнесен каменной стеной с башнями по углам.

Преобразование в женский монастырь

18 января 1912 года монастырь был преобразован в женский [1]. Количество сестёр монастыря достигало 40 человек.

Ко времени революции монастырь был вполне благоустроен.

В 1918 году в Шацком уезде вспыхнуло крестьянское восстание, направленное против большевиков, и монастырь стал оказывать продовольственную и медицинскую помощь восставшим крестьянам.

Когда восстание было подавлено, карательный отряд прибыл к стенам Чернеевского монастыря, который большевики считали центром восставших. Ворота монастыря были перед карательным отрядом закрыты, и одна из монахинь ударила в набат, собравши к стенам монастыря крестьян. Чтобы прекратить колокольный звон, каратели стали стрелять по колокольне; звонившая монахиня была ранена, звон умолк, и каратели были впущены в обитель. Игумения Валентина (Цыганова), однако, сохранила полное спокойствие; она пригласила приехавших красноармейцев в монастырскую трапезную, накормила их обедом и напоила чаем, и каратели покинули монастырь в довольно благодушном настроении. Впоследствии безбожники пытались несколько раз закрыть монастырь, но игумения имела столь большой авторитет среди местных советских начальников и крестьян как человек безупречной нравственной жизни и широкой благотворительности по отношению к бедным крестьянам, большинство из которых еще с дореволюционного времени предпочитали работать в монастыре, нежели на своих наделах, что закрыть его не удавалось

Шацкий район входил в состав Тамбовской области более 200 лет, но в 1926 году он вошёл в состав Рязанской области, а вместе с этим и монастырь стал относиться к Рязанской епархии.

Закрытие монастыря

В 1926 или 1928 году монастырь был закрыт властями. Многие из насельниц монастыря стали исповедницами веры Христовой. В монастырском храме богослужения продолжались до 1936 года.

После окончательного закрытия храма монастырь был передан местному совхозу для использования в жилищно-бытовых целях. Внутри Никольского собора размещалось зернохранилище, а в пристройке к храму была мельница. В Казанском храме находились магазин и склад, а на верхнем ярусе колокольни был установлен водонапорный бак. В братских корпусах жили рабочие, в одном из зданий было правление совхоза.

В 1970 году монастырь был передан на баланс Желанновского краеведческого музея. Директор музея Николай Илларионович Панин проводил посильную реставрацию зданий монастыря. Его трудами была заново построена северо-западная угловая башня монастыря, а также (с великими усилиями в советское время) стало возможным восстановить кресты над куполами монастырских храмов. После двадцатилетних трудов по реставрации монастыря, Николай Илларионович испросил благословение у архиепископа Рязанского и Касимовского Симона на передачу Николо-Чернеевского монастыря на баланс Рязанской епархии.

Возрождение мужского монастыря

В 1991 году монастырь был передан Русской Православной Церкви, началась реставрация обители.

В ноябре 1991 года архиепископ Рязанский Симон (Новиков) освятил первый монастырский храм во имя святого Архангела Михаила.

31 мая 1998 года тот же преосвященный освятил монастырский храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

16 сентября 1999 года тем же преосвященным был освящён в честь святителя Николая Чудотворца престол левого алтаря Никольского собора.

В июле 2000 года был освящён надвратный храм в колокольне, в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

16 сентября 2001 года наместником Свято-Троицкого мужского монастыря г.Рязани архимандритом Андреем был освящён правый алтарь Никольского собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

С 2002 по 2007 годы в монастыре проводилась активная реставрация храмов и жилых помещений.

Статистика

  • 2013 - 7 человек братии, 5 человек рабочих

Настоятели

Мужской монастырь (1573 - 1912)

Женский монастырь (1912 - 1926/28)

Мужской монастырь (с 1991)

Святые

Святыни

В обители находились некоторые особо чтимые святыни:

  • Образ Спаса Нерукотворенного древнего греческого письма, богато украшенный;
  • Крест запрестольный старинного греческого мастерства, одного времени и формы с таким же Крестом, находящимся на Куликовом поле, в селе Рождественском;
  • чудотворная икона святителя Николая;
  • образ святого угодника Мины существовавший с незапамятных времен, принесенный в безлюдную Чернееву пустынь одним из пустынников, принявшим эту икону в благословение из Святой земли.

После закрытия монастыря в 1926 году эти святыни исчезли, их местонахождение неизвестно.

В 2000 году была передана в монастырь икона великомученика и целителя Пантелеимона, которая была написана на святой горе Афон для Николо-Чернеевского монастыря. После закрытия монастыря, эта икона хранилась в доме у одной из жительниц села Старочернеево. В январе 2000 года братия монастыря с крестным ходом перенесли этот образ в монастырский храм святого Архангела Михаила и установили его в церкви для всеобщего почитания.

Использованные материалы



[1]  Определение Св. Синода от 20 декабря 1911 - 18 января 1912 года за № 10478// Церковные ведомости. 1912. № 5 (4 февраля), с. 37.

[2]  "Тамбовская семинария. Предыстория учреждения и первые годы деятельности (1779 - 1802)", сайт Тамбовской епархии, http://www.eparhia-tmb.ru/archierey/trudy-vladyki/tambovskay...iya У Строева П.М. - не значится

[3]  Платон Богословский, свящ., Архимандрит Герман (Агишевский), Тамбовские епархиальные ведомости, 1879, № 17 неофиц. часть, с. 623-624.

[4]  Некролог. (Архимандрит Митрофан) // Владимирские епархиальные ведомости, 1896, № 2 неофиц. часть, с. 72.

[5]  Некролог. (Игумен Серафим) // Тамбовские епархиальные ведомости, 1895, № 24, с. 646 - 647.

[6]  Определение Св. Синода от 12 - 20 августа 1896 года за № 2459 // Церковные ведомости. 1896. № 35 (31 августа), с. 339; Определение Св. Синода от 11 - 22 марта 1910 года за № 1909 // Церковные ведомости. 1910. № 14 (3 апреля), с. 81.

[7]  Определение Св. Синода от 25 августа – 2-сентября 1910 года за № 6670 // Церковные ведомости. 1910. № 37 (11 сентября), с. 358.

[8]  Определение Св. Синода от 24 февраля - 10 марта 1912 года за № 1574// Церковные ведомости. 1912. № 12/13 (25 марта), с.77; Список благочинных Тамбовской епархии, настоятелей и настоятельниц монастырей и начальниц общин // Тамбовские ЕВ. 1917. № 3-4 (21-28 января), с. 45.

[9]  Фактически по старости и болезни игумении Магдалины Валентина (Цыганова) была управляющей монастырем почти сразу после его образования - "Крапивникова Агафия Авивовна" // БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века", http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2...s**

[10]  Журнал № 23 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 13 апреля 2021 года, http://www.patriarchia.ru/db/text/5797265.html

Редакция текста от: 25.03.2023 08:17:30

"ЧЕРНЕЕВСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google