Чернеевский Никольский монастырь |
- Адрес: Россия, 391588, Рязанская область, Шацкий район, с. Старочернеево
- Проезд: шоссе Шацк-Моршанск, с него по указателю на монастырь, от Новочернеево - по криво уложенным бетонным плитам, через реку понтонный мост
- Официальный сайт: http://nikolo-mon.prihod.ru/
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Монастырь был основан в 1573 году донским казаком по имени Матфей, прибывшим с Дона на реку Цну, в пределы нынешнего Шацкого района, Рязанской области. В подражание древним пустынникам, отыскивая уединение для духовных подвигов, он поселился в непроходимом лесу, близ селений мордвы. Опечаленный тем, что местное население исповедовало язычество, благочестивый старец решил возвестить им веру Христову. Матфей выучил язык мордвы, которая со временем стала собираться к старцу для беседы. С каждым днем увеличивалось число его учеников, и Матфей обратился к Рязанскому епископу Леониду за благословением основать в лесу обитель. В 1573 году епископом Леонидом Матфей посвящен был в иеромонаха и назначен строителем новоучрежденной обители, находящейся сейчас на реке Цне, в 20 километрах от города Шацка, Рязанской области. Монастырь основан во имя святителя и чудотворца Николая и назван Чернеев, от "окружавшего оный чёрного густого леса". В древних актах он назывался также Матфеевой пустыней.
Настоятелям монастыря с давних пор присвоено звание архимандритов. Он числился третьем классе, и имел братии до тридцати человек. Содержался на доходы с отведенных в пользование монастыря участков земли и приношениями богомольцев.
При своем основании монастырь состоял из деревянных храмов и корпусов, но в начале XVII века он начал перестраиваться в кирпичные постройки.
В 1638 году в монастыре была построена теплая каменная двухэтажная церковь, с храмами: в нижнем этаже во имя Архистратига Михаила, а в верхнем - во славу Казанской иконы Божией Матери.
В 1724 году к монастырю была приписана Вышенская пустынь. Предположительно, через два года пустынь вновь стала самостоятельной.
В 1751 году был построен каменный холодный собор с двумя престолами во имя святителя Николая и Рождества Пресвятой Богородицы. Его свод утвержден на одном столбе находящемся посредине храма. Собор венчают пять куполов с крестами.
В 1813 году построена трехъярусная колокольня: в нижнем ярусе были устроены святые врата в монастырь, на втором - храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, на верхнем - звонница. Монастырь обнесен каменной стеной с башнями по углам.
Преобразование в женский монастырь
18 января 1912 года монастырь был преобразован в женский [1]. Количество сестёр монастыря достигало 40 человек.
Ко времени революции монастырь был вполне благоустроен.
В 1918 году в Шацком уезде вспыхнуло крестьянское восстание, направленное против большевиков, и монастырь стал оказывать продовольственную и медицинскую помощь восставшим крестьянам.
Когда восстание было подавлено, карательный отряд прибыл к стенам Чернеевского монастыря, который большевики считали центром восставших. Ворота монастыря были перед карательным отрядом закрыты, и одна из монахинь ударила в набат, собравши к стенам монастыря крестьян. Чтобы прекратить колокольный звон, каратели стали стрелять по колокольне; звонившая монахиня была ранена, звон умолк, и каратели были впущены в обитель. Игумения Валентина (Цыганова), однако, сохранила полное спокойствие; она пригласила приехавших красноармейцев в монастырскую трапезную, накормила их обедом и напоила чаем, и каратели покинули монастырь в довольно благодушном настроении. Впоследствии безбожники пытались несколько раз закрыть монастырь, но игумения имела столь большой авторитет среди местных советских начальников и крестьян как человек безупречной нравственной жизни и широкой благотворительности по отношению к бедным крестьянам, большинство из которых еще с дореволюционного времени предпочитали работать в монастыре, нежели на своих наделах, что закрыть его не удавалось
Шацкий район входил в состав Тамбовской области более 200 лет, но в 1926 году он вошёл в состав Рязанской области, а вместе с этим и монастырь стал относиться к Рязанской епархии.
Закрытие монастыря
В 1926 или 1928 году монастырь был закрыт властями. Многие из насельниц монастыря стали исповедницами веры Христовой. В монастырском храме богослужения продолжались до 1936 года.
После окончательного закрытия храма монастырь был передан местному совхозу для использования в жилищно-бытовых целях. Внутри Никольского собора размещалось зернохранилище, а в пристройке к храму была мельница. В Казанском храме находились магазин и склад, а на верхнем ярусе колокольни был установлен водонапорный бак. В братских корпусах жили рабочие, в одном из зданий было правление совхоза.
В 1970 году монастырь был передан на баланс Желанновского краеведческого музея. Директор музея Николай Илларионович Панин проводил посильную реставрацию зданий монастыря. Его трудами была заново построена северо-западная угловая башня монастыря, а также (с великими усилиями в советское время) стало возможным восстановить кресты над куполами монастырских храмов. После двадцатилетних трудов по реставрации монастыря, Николай Илларионович испросил благословение у архиепископа Рязанского и Касимовского Симона на передачу Николо-Чернеевского монастыря на баланс Рязанской епархии.
Возрождение мужского монастыря
В 1991 году монастырь был передан Русской Православной Церкви, началась реставрация обители.
В ноябре 1991 года архиепископ Рязанский Симон (Новиков) освятил первый монастырский храм во имя святого Архангела Михаила.
31 мая 1998 года тот же преосвященный освятил монастырский храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
16 сентября 1999 года тем же преосвященным был освящён в честь святителя Николая Чудотворца престол левого алтаря Никольского собора.
В июле 2000 года был освящён надвратный храм в колокольне, в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
16 сентября 2001 года наместником Свято-Троицкого мужского монастыря г.Рязани архимандритом Андреем был освящён правый алтарь Никольского собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
С 2002 по 2007 годы в монастыре проводилась активная реставрация храмов и жилых помещений.
Статистика
- 2013 - 7 человек братии, 5 человек рабочих
Настоятели
Мужской монастырь (1573 - 1912)
- прп. Матфей Чернеево-Шацкий (1573 - 20 января 1597)
- Кирилл (упом. 16 декабря 1603)
- Артамон (1612 - 25 ноября 1628)
- Моисей (1635 - 1641)
- Корнилий (1641 - 1647)
- Моисей (1649 - 1653)
- Исаия (упом. ноябрь 1658 - 1662)
- Филарет (упом. декабрь 1662 - 25 февраля 1683)
- Моисей (упом. 11 марта 1685)
- Иосиф (упом. 1715)
- Кирилл (упом. декабрь 1723)
- Иаков ( 1733 - 1740)
- Вениамин (1740 - 1743)
- Аарон (1743 - 1749)
- Евфимий (1749 - 1754)
- Марк (Панов) (1754 - 1758)
- Досифей (1762 - 1772)
- Алексий (упом. 1772)
- Гавриил (? - 14 июля 1777)
- Стефан (1777 - 1797)
- Иоанникий (Полонский) (1786 - 1787) [2]
- Гавриил II (1797 - 1801)
- Акакий (1801 - 1819)
- Николай (Соколов) (15 февраля 1820 - апрель 1822)
- Акакий, 2 раз (1822 - 1833)
- Никанор (Вяжлинский) (1833 - 11 февраля 1835)
- Лаврентий (Росляйский) (1835 - 20 апреля 1840)
- Никон (Конобеевский) (1840 - 1851)
- Дионисий (Долгополов) (1852 - 1855)
- Иосиф (Позднышев) (3 сентября 1855 - 1857)
- Иоанникий (1857 - 1860)
- Герман (Агишевский) (1860 - 1872 [3])
- Серафим (Фагоров) (1873 - 1877), и/о, в должности казначея
- Митрофан (Флоринский) (6 сентября 1874 - 3 сентября 1876) [4]
- Серафим (Фагоров) (29 сентября 1888 - 12 мая 1895) 2-ой раз [5]
- Евгений (20 августа 1896 - 22 марта 1910) [6]
- Димитрий (2 сентября 1910 - ?) [7]
Женский монастырь (1912 - 1926/28)
- Маргарита (10 марта 1912 - упом. 1917) [8]
- Валентина (Цыганова) (1912 - 1924) [9]
- Валентина (Цыганова) (1924 - 1926/28)
Мужской монастырь (с 1991)
- Феодосий (Агапов) (1991 - 1993)
- Пимен (Боханов) (1993 - 1997)
- Филарет (Кулешов) (лето 1997 - сентябрь 1998)
- Феофан (Данченков) (9 сентября - 6 октября 1998) и/о
- Феофан (Данченков) (6 октября 1998 - 2017) ...
- Феодосий (Иванов) (с 13 апреля 2021 [10])
Святые
- прмц. Агафия (Крапивникова), послуш. (+ 1937), подвизалась в монастыре с 1912 по 1928
Святыни
В обители находились некоторые особо чтимые святыни:
- Образ Спаса Нерукотворенного древнего греческого письма, богато украшенный;
- Крест запрестольный старинного греческого мастерства, одного времени и формы с таким же Крестом, находящимся на Куликовом поле, в селе Рождественском;
- чудотворная икона святителя Николая;
- образ святого угодника Мины существовавший с незапамятных времен, принесенный в безлюдную Чернееву пустынь одним из пустынников, принявшим эту икону в благословение из Святой земли.
После закрытия монастыря в 1926 году эти святыни исчезли, их местонахождение неизвестно.
В 2000 году была передана в монастырь икона великомученика и целителя Пантелеимона, которая была написана на святой горе Афон для Николо-Чернеевского монастыря. После закрытия монастыря, эта икона хранилась в доме у одной из жительниц села Старочернеево. В январе 2000 года братия монастыря с крестным ходом перенесли этот образ в монастырский храм святого Архангела Михаила и установили его в церкви для всеобщего почитания.
Использованные материалы
- История на официальном сайте монастыря
- Страница сайта "Народный каталог православной архитектуры"
- Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. - СПб., 1877. с. 896 - 897.
- "Крапивникова Агафия Авивовна" // БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
[1] Определение Св. Синода от 20 декабря 1911 - 18 января 1912 года за № 10478// Церковные ведомости. 1912. № 5 (4 февраля), с. 37.
[2] "Тамбовская семинария. Предыстория учреждения и первые годы деятельности (1779 - 1802)", сайт Тамбовской епархии, http://www.eparhia-tmb.ru/archierey/trudy-vladyki/tambovskay...iya У Строева П.М. - не значится
[3] Платон Богословский, свящ., Архимандрит Герман (Агишевский), Тамбовские епархиальные ведомости, 1879, № 17 неофиц. часть, с. 623-624.
[4] Некролог. (Архимандрит Митрофан) // Владимирские епархиальные ведомости, 1896, № 2 неофиц. часть, с. 72.
[5] Некролог. (Игумен Серафим) // Тамбовские епархиальные ведомости, 1895, № 24, с. 646 - 647.
[6] Определение Св. Синода от 12 - 20 августа 1896 года за № 2459 // Церковные ведомости. 1896. № 35 (31 августа), с. 339; Определение Св. Синода от 11 - 22 марта 1910 года за № 1909 // Церковные ведомости. 1910. № 14 (3 апреля), с. 81.
[7] Определение Св. Синода от 25 августа – 2-сентября 1910 года за № 6670 // Церковные ведомости. 1910. № 37 (11 сентября), с. 358.
[8] Определение Св. Синода от 24 февраля - 10 марта 1912 года за № 1574// Церковные ведомости. 1912. № 12/13 (25 марта), с.77; Список благочинных Тамбовской епархии, настоятелей и настоятельниц монастырей и начальниц общин // Тамбовские ЕВ. 1917. № 3-4 (21-28 января), с. 45.
[9] Фактически по старости и болезни игумении Магдалины Валентина (Цыганова) была управляющей монастырем почти сразу после его образования - "Крапивникова Агафия Авивовна" // БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века", http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2...s**
[10] Журнал № 23 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 13 апреля 2021 года, http://www.patriarchia.ru/db/text/5797265.html