Свтт. Евсевий и Евстафий. Фреска церкви св. Ахиллия. Арилье. Сербия. 1296 г. |
Память 4 января, в Соборах Сербских святителей, Хилендарских преподобных и Афонских преподобных
По народному преданию, зафиксированному в первой половине ХХ в., родиной Евстафия были Васоевичи на р. Лим, где в его честь была возведена церковь, а церковный холм позднее получил название Ястач (серб. Jастаћ от Евстатиjе) [1]. Евстафий был сыном «богобоязненных родителей» из Будимлянской жупы (совр. Черногория). Вероятно, его родители принадлежали к знатному роду, т. к. дали сыну хорошее образование. В детстве он выучил грамоту и «ум свой приковал к божественному учению».
В юном возрасте поступил в монастырь арх. Михаила на Превлаке под Котором, в котором находилась кафедра Зетской епархии. Ок. 1250 г. был пострижен в монашество еп. Зетским Неофитом [2].
Проложное Житие уточняет, что родители хотели женить сына и венчание должно было состояться в церкви арх. Михаила, но юноша опередил брачную церемонию, получив у епископа благословение на постриг. Проложное Житие также сообщает, что Евстафий некоторое время был игуменом в монастыре Милешева («в великой церкви Спасове, идеже лежат честные мощи святаго Савы»).
По благословению еп. Неофита он с 2 спутниками долгое время жил на Св. земле. На обратном пути Евстафий посетил Афон и был избран игуменом монастыря Хиландар. Первое упоминание его как игумена Хиландара с сентября 1262 по август 1263 г. имеется в записи книгописца Феодора (которого в литературе принято отождествлять с агиографом Феодосием Хиландарцем) в Шестодневе Иоанна Экзарха 1263 г. [3]. Последний раз на Афоне Евстафий упоминается в 1265 г. [4]. Евстафий успешно управлял монастырем, снискал уважение покровителей Св. Горы, раздавал полученные обителью пожертвования нуждающимся.
Неизвестно, когда и почему Евстафий перестал быть игуменом Хиландара (следующий игум. Стефан упомминается в 1287). Возможно, его призвали в Сербию, чтобы поставить на овдовевшую Зетскую кафедру. Евстафий отказывался от епископского сана, но около 1270 г. возглавил кафедру. После кончины Сербского архиеп. Иоанникия I на Соборе, созванном кор. Милутином, в июне 1279 г. Евстафий был единогласно избран предстоятелем Сербской Церкви.
В 1285 г. по его распоряжению кафедра Сербской архиепископии была перенесена из Печского монастыря в монастырь Жича. Тяжело заболев, Евстафий призвал к себе епископов, священников и мирян и дал им указания по управлению Церковью, чтобы его смерть не привела к церковным раздорам.
Скончался 4 января 1286 года в Жичском монастыре. Был торжественно погребен в устроенной им самим мраморной раке в соборе в Жиче.
Основными источниками сведений о жизни св. Евстафия являются независимые друг от друга проложное Житие и Житие, составленное архиеп. Печским Даниилом II (1324-1337). Краткое проложное Житие, написанное, вероятно, вскоре после прославления Евстафия, известно по болгарской пергаменной рукописи служебной Минеи на декабрь-февраль [5], которую датировали XIII в. [6] или XIV в. [7], но была создана во второй четверти XIV в. писцом Станиславом в монастыре Лесново [8]. Рукопись пропала при эвакуации собрания в 1915 г., но текст Жития был скопирован Дж. Даничичем [9]. Это Житие сообщает подробности о пострижении Евстафия, его настоятельстве в монастыре Милешева. Пространное Житие архиеп. Даниила II сохранилось в составе агиографического цикла «Жития королей и архиепископов сербских».
Почитание
Почитание Евстафия началось уже в кон. XIII в. Архиеп. Даниил сообщает, что через несколько лет у раки, в которой хранились мощи Евстафия, стали совершаться чудеса: был виден свет множества свечей и слышны голоса тысяч людей, однажды из раки выросли и расцвели 3 цветка, произошло исцеление человека. После видения экклисиарху монастыря Жича юноши сурового вида со словами: «Почему не заботитесь, видя столько знамений от раки этого святого? Или не понимаете, что суждено его телу не видеть тление, а покинуть земное болото?» - о чудесах было сообщено кор. Милутину. Король, посоветовавшись с архиеп. Иаковом I, повелел открыть раку. Тело Евстафия было обретено нетленным, мощи переложены в ковчег и поставлены в соборе на видном месте. В 1292 г. из-за угрозы нападения татар архиеп. Иаков перенес мощи в церковь св. Апостолов в Печ, где они находились до 1653 г. [10]. В 1737 г. они были переданы в монастырь Црна-Река (местонахождение их в настоящее время неизвестно).
Память свт. Евстафия была указана в месяцеслове пергаменного Евангелия-апракос, написанного в 1329 г. по заказу архиеп. Даниила II игум. монастыря Студеница Николаем [11], хранившегося в библиотеке монастыря св. Павла на Афоне и сгоревшего в нач. ХХ в. Др. случаи включения памяти Евстафия в месяцесловы Евангелий и Апостолов не зафиксированы [12]. С распространением в Сербской Церкви в XIV в. Иерусалимского богослужебного устава память Евстафия в отличие от памятей святых Симеона, Саввы и Арсения Сербских не включалась в месяцесловы, а помещалась в маргинальных приписках [13].
На Руси почитание Евстафия не отмечено.
Гимнография
В современной научной литературе упоминается только служба Евстафию, по стилистическим признакам (сходство с пространным Житием) она, возможно, принадлежит архиеп. Даниилу [14]. Однако на основании упоминания в несохранившемся списке проложного Жития [15] службы, которая не была переписана Даничичем, можно предположить существование более раннего гимнографического памятника в честь Евстафия, к сер. XIV в. вытесненного из обращения. Старший известный в наст. время список службы Евстафию (редакция не определена) находится в серб. пергаменной Минее служебной на янв. сер. XIV в., выполненной писцом хиландарской школы [16]. Служба Евстафию приписана основным почерком в конце рукописи. Старший пергаменный список службы Евстафию, атрибутированной архиеп. Даниилу [17], погиб при фашистской бомбардировке Белграда в апреле 1941 г.
Иконография
Свт. Евстафий в святительском облачении изображен в ряду серб. архиереев в стенописи не только храмов в Арилье (1296) и Ораховице, но также в припрате в Пече (1561) и Богородичной церкви в Студенице (1568) [18].
Литература
- Данило II, архиеп. Животи краљева и архиепископа српских. Загреб, 1866. С. 292-319;
- Београд, 1988. С. 193-212, 243-259;
- Mošin V. Ćirilski rukopisi Jugoslavenske akademije. Zagreb, 1955. Dеo 1: Opis rukopisa. S. 155. № 105;
- Србљак: Службе, канони, акатисти. Београд, 1970. Књ. 2. С. 50-75;
- Павловић Л. Култови лица код срба и македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смедерево, 1965. С. 79-81;
- Слиjепчевић Ђ. Историjа. Књ. 1. С. 148-150;
- Милошевић Д. Срби светитељи у старом српском сликарству // О Србљаку: Студиjе. Београд, 1970. С. 192-193;
- Трифуновић Ђ. Белешке о делима у Србљаку // Там же. С. 295-296;
- Живоjиновић М. Историjа Хиландара I: од оснивања манастира 1198. до 1335. г. Београд, 1998. С. 110, 120;
- Мошин В. А., Пурковић М. Хиландарски игумани средњега века. Београд, 1999. С. 18-19;
- Милеуснић С. Свети срби. Нови Сад, 2000. С. 57-59;
- Марjановић Ч. Историjа српске цркве. Београд, 20012. С. 73.
Использованные материалы
- А. А. Турилов, В. С. Путятин. Евстафий I. Православная энциклопедия, т. 17, с. 309-310
[1] Павловић. 1965. С. 80; Ћоровић В. Света Гора и Хиландар до XVI в. Београд, 1985. С. 92
[2] Руварац И. Владике зетске и црногорске // Просвjета. Цетиње, 1892. С. 15
[3] ГИМ. Син. № 345. Л. 143а; Стоjановић. Записи. Књ. 1. С. 8-9. № 20; Actes de Chilandar / Éd. M. Živojinović, V. Kravari, Ch. Giros. P., 1998. Vol. 1: Des origines à 1319 (ArAth. Vol. 20
[4] Petit L. Actes de Chilandar: Actes grecs // ВВ. 1911. Т. 17. Прил. № 1. С. 8-10
[5] НБС. Старое собр. № 15
[6] Даничић Ђ. Службе свецима србина // Он же. Ситниjи списи. Сремски Карловци, 1925. [Књ. 1]. С. 317
[7] Стоjановић Љ. Каталог Народне Б-ке у Београду. Београд, 1903, 1982р. [Књ. 4]: Рукописи и старе штампане књиге. С. 62-63. № 209
[8] см.: Поп-Атанасов Г., Велев И., Jакимовска-Тошиќ М. Скрипторски центри во средновек. Македониjа. Скопjе, 1997. С. 159
[9] Загреб. Архив ХАЗУ. IV d 115) и опубликован (Mošin. 1955. S. 155
[10] Павловић. 1965. С. 80
[11] см.: Григорович В. И. Очерк путешествия по европ. Турции. М., 18772. София, 1978р. С. 21-22
[12] Стефановић Д. Прилог проучавању месяцеслова XIII и XIV в. // Jужнословенски филолог. Београд, 1989. Књ. 45. С. 137-160
[13] см.: Стоjановић. Записи. Књ. 3. С. 72. № 5032
[14] Трифуновић. 1970. С. 295
[15] НБС. № 15
[16] РНБ. F. n. I. 69
[17] НБС. Старое собр. № 1.233
[18] Милошевић. 1970. С. 193