Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЕВФИМИЙ (ШЕРВАШИДЗЕ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Сщмч. Евфимий (Шервашидзе). Икона кон. XX в.
Сщмч. Евфимий (Шервашидзе). Икона кон. XX в.
Евфимий (Шервашидзе) (груз. ეჟვთიმე, 1746 - 1822), митрополит Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) католикосата (1776/78-1820), политический деятель, священномученик

Память 21 апреля (Груз.)

Родился в 1746 году в с. Эркети (Гурия) в семье гурийского эристава Христофора Шервашидзе. Представителям рода Шервашидзе принадлежали церкви во имя св. Архангелов в с. Эркети, где находился склеп эриставов Гурии, и во имя вмч. Георгия в с. Гамочинебули, где Евфимий служил диаконом и где находилась могила его отца. У Евфимия было 2 брата - Давид и Ростом; его дядей был митр. Джуматский Максим, духовным наставником - Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх Иосиф (Багратиони).

В грамоте 1767 года упоминается как архиерей Джуматской епархии [1].

Затем возглавил Гелатскую (Гаенатскую) епархию.

Много жертвовал и активно занимался церковным строительством. В грамоте от 7 апреля 1787 г. [2] указано, что он восстановил храм во имя свт. Николая в монастыре Гелати и даровал храму крестьян. В 1790 г. он пожертвовал Георгиевской церкви в с. Гамочинебули крепостных крестьян, приобретенных им на собственные средства в вотчинах груз. эриставов [3]. В 1804 г. передал в дар монастырю Гелати с. Бослеви, в котором расселил гелатских крестьян [4]. По приказу царя Имерети Соломона II (1789, 1790-1810) Евфимий на собственные средства построил в селе Мухакруа церковь и пожертвовал ей крепостных крестьян, в 1810 году поставил настоятелем церкви священника Кубанеишвили.

Митр. Евфимий был сторонником объединения Грузии. Вместе с митр. Кутаисским Досифеем (Церетели) (в 1795-1814 местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса) возглавил делегацию, отправленную в 1789 году царем Соломоном II в Картли и Кахети к царю Ираклию II с предложением об объединении царств. Однако переговоры не имели успеха.

В династической борьбе за имеретинский трон митрополит Евфимий активно поддерживал царевича Георгия, внука имеретинского царя Соломона I (1752- 1765, 1768-1784), незаконнорожденного от его сына Александра. Георгий был женат на племяннице Евфимия, чем и объясняют поддержку царевича митрополитом. В 1797 г. заговор был раскрыт, участники арестованы, Евфимий был изгнан из Имерети и укрылся в Одиши. Однако вскоре Соломон II помиловал опального архиерея, и тот смог на средства монастыря Гелати воспитывать сыновей царевича Георгия, пользуясь прежним доверием царя. Именно по его совету Соломон II, уже имевший отрицательный опыт общения с представителями российских властей, согласился на встречу с ген.-майором Ф. Ф. Симоновичем. Последний убедил царя встретиться с ген. А. П. Тормасовым в Тбилиси, куда за Соломоном II последовал и митр. Евфимий как его советник. Тормасов предложил царю переехать из Грузии в Санкт-Петербург, где для него был приготовлен один из дворцов и выделено неск. тысяч рублей годового дохода. Соломон II отказался.

В кон. XVIII - нач. XIX в., в период эпидемии чумы в Зап. Грузии, митр. Евфимий ухаживал за больными, причащал зараженных людей, отпевал и хоронил умерших.

В 1811 г. была упразднена автокефалия Мцхетского (Восточногрузинского) католикосата, в 1814 г.- Абхазского католикосата. Был образован Грузинский экзархат РПЦ. Экзарх Грузии архиеп. Феофилакт (Русанов) разработал план церковной реформы, направленной на изменение адм. структуры Грузинской Церкви в целях сближения груз. церковных порядков с общероссийскими: намечалось сокращение количества епархий, храмов, монастырей, штата духовных лиц, проведение секуляризации церковного и монастырского имущества, введение богослужения на церковнослав. языке и обложение церквей денежной податью. Духовенство Зап. Грузии выразило решительный протест, однако в июне 1819 г. представители Грузино-Имеретинской синодальной конторы стали закрывать храмы в Имерети, Гурии и Мегрелии, натуральные подати заменять введением денежной оплаты. В 1819-1820 гг. произошло восстание под рук. сщмч. Досифея (Церетели), митр. Евфимия и др. Экзарх обвинил их в подстрекательстве народа и убедил светские власти, что разрядить ситуацию можно только ссылкой архиереев. Управляющий Грузией ген. И. А. Вельяминов поручил проведение операции правителю Имерети полковнику И. О. Пузыревскому [5].

В ночь на 4 марта 1820 г. сщмч. Досифей, Евфимий и архим. Григорий (Цкитишвили) были арестованы. Пленные сохраняли спокойствие [6], митр. Евфимий выразил удивление, что их берут силой. По пути в Россию сщмч. Досифей погиб при невыясненных обстоятельствах [7]. Митр. Евфимий и архим. Григорий были доставлены в Новгород. Во время пребывания митр. Евфимия в России духовником митрополита был иером. Иоанн (Хелашвили), свящ. придворного храма царицы Марии, супруги царя Соломона II.

Вскоре по распоряжению имп. Александра I митр. Евфимий и архим. Григорий прибыли в Санкт-Петербург, митр. Евфимий с большими почестями был принят императором. Митрополит Евфимий и архим. Григорий за казенный счет были размещены в Александровом Свирском Троицком мужском монастыре, находящемся в 200 км от столицы. Ежегодно на имя митр. Евфимия из казны выделялось 2 тыс. рублей ассигнациями. В краткой истории Свирского монастыря владыка митрополит описан как мудрый и благочестивый архиерей [8].

Митрополит Евфимий скончался 21 апреля 1822 года в Александро-Свирском монастыре и был похоронен в алтаре монастырского храма [9].

Во время визита католикоса-патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) 5-12 октября 1996 г. в Москву и С.-Петербург был поднят вопрос о перезахоронении митр. Евфимия в Грузии. Летом 2001 г. по благословению митр. С.-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) мощи митр. Евфимия были перенесены в груз. храм в честь Шестоковской иконы Божией Матери в С.-Петербурге, 1 апреля 2005 г. их привезли в Тбилиси. 2 и 3 апреля мощи оставались в патриаршем кафедральном соборе Самеба в Тбилиси. 3 апреля католикос-патриарх Илия II совершил в Самеба панихиду по митр. Евфимию и мощи были перенесены в Благовещенский храм Кутаиси, 8 апреля - в монастырь Гелати, где и были упокоены на следующий день в Богородице-Рождественском храме справа от иконостаса. На надгробной плите была сделана надпись: «Под этим камнем покоится Гаенатский митрополит Еквтиме Шервашидзе, любитель святости с отрочества до старости, служитель трех царей, украшающий церкви, в посте достойный хвалы. Преставился в России, в монастыре во имя святого Александра Свирского, 21 апреля 1822 года в возрасте 76 лет от роду. Перезахоронен 27 марта [9 апреля] 2005 г.».

27 мая 2005 г. митрополит Евфимий был причислен к лику святых Синодом Грузинской Православной Церкви.

Литература

  • Цхвилоели П. Письмо // Иверия. Тифлис, 1893. № 119. С. 3 (на груз. яз.);
  • Утверждение рус. владычества на Кавказе / Ред.: В. А. Потто. Тифлис, 1904. Т. 3. С. 506;
  • АКавАК. Т. 6. Ч. 1. № 796, 797; Какабадзе С. Церк. док-ты Зап. Грузии. Тифлис, 1921. [Т. 2.] С. 144 (на груз. яз.);
  • Амвросий (Хелая), Католикос-Патриарх. Я выполнил свой долг // Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1988. № 10. С. 152 (на груз. яз.).
  • Бакрадзе Д. З. Археол. путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878. С. 219-306;
  • То же. Батуми, 1988. С. 252;
  • Ивановский Я. И. Св.-Троицкий Александро-Свирский мон-рь. СПб., 19013. С. 165;
  • Давид Багратиони [Батонишвили]. Мат-лы по истории Грузии, 1744-1840 гг. Тбилиси, 1905 (на груз. яз.);
  • Киквидзе А. История Грузии: XIX-XX вв. Тбилиси, [1954]. С. 111, 112 (на груз. яз.);
  • Дадиани Н. Жизнь грузин. Тбилиси, 1962. С. 206-207 (на груз. яз.);
  • Иоселиани П. Жизнь Георгия XIII. Тифлис, 1978. С. 15-18;
  • Коридзе Т. Гаенатский митр. Евфимий // Фудзе (Основа). Тбилиси, 2004. № 2. С. 13-14 (на груз. яз.);
  • Ткешелашвили Л. Груз. архиереи-мученики Досифей и Евфимий, 1820 г. Тбилиси, 2005. С. 39-65 (на груз. яз.).

Использованные материалы



[1]  Бакрадзе. 1988. С. 252

[2]  ПГП. 1970. Т. 3. С. 967-970

[3]  ПГП. 1970. Т. 3. С. 994-995

[4]  ПГП. 1970. Т. 3. С. 1124, 1129, 1131

[5]  АКавАК. Т. 6. Ч. 1. С. 547, 576, 582

[6]  По др. сведениям, вл. Досифей оказал сопротивление и был избит прикладами ружей и штыками.

[7]  Утверждение рус. владычества на Кавказе. 1904. Т. 3. С. 506

[8]  Ивановский. 1901. С. 165

[9]  НЦРГ. А 1278. Л. 3

Редакция текста от: 29.11.2013 01:16:33

"ЕВФИМИЙ (ШЕРВАШИДЗЕ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google