Сщмч. Досифей (Церетели). Икона нач. XXI в. |
Память 6 марта (Груз.)
Принадлежал к имеретинскому княжескому роду, представители которого занимали высшие гос. должности в Имерети: отец Николоз был меабджретухуцеси (министр вооружения), дед Папуна - сардали (военачальник) В. Имерети, двоюродный брат Зураб - сахлтухуцеси (министр хозяйства царского двора); двоюродная сестра Дареджан была супругой восточногрузинского царя Ираклия II (в Кахети - 1744-1762, в Картли-Кахети - 1762-1798).
С 4 августа 1781 года - митрополит Кутаисский.
Проявлял заботу о развитии хозяйства епархии и возвращении захваченных груз. азнаурами церковных земель и крестьян: он скупал их на личные средства и жертвовал мн. церквам и монастырям Зап. Грузии, в частности Джручи в 1779 г. [1], Мгвимеви в 1808 г. [2] и др. Кутаисскому кафедральному собору, храму Баграта, он пожертвовал изготовленный по его благословению настоятельский крест [3]. Вблизи храма Баграта митр. Досифей имел небольшой жилой дом, разрушенный после его смерти. С 1760-х гг. Досифей жил также и во второй резиденции Кутаисских митрополитов - в с. Маглаки (близ Кутаиси).
Митрополит Досифей являлся активным сторонником восстановления единства Грузии: вместе с западногрузинскими деятелями того времени К. и З. Церетели, П. Микеладзе, И. Абашидзе и др. он входил в состав делегации Имеретинского царства, обратившейся в 1790 г. к царю Картли-Кахети Ираклию II с предложением о воссоединении царств и княжеств Зап. и Вост. Грузии [4]
После кончины католикоса Зап. Грузии Максима II (Абашидзе) (30 мая 1795) имеретинский царь Соломон II назначил Досифея преемником католикоса. Однако его интронизация так и не состоялась. В документах этого периода владыка подписывался как «Преосвященнейший митрополит Кутаисский и правитель Католикосата» [5].
В 1814 г. Абхазский (Западногрузинский) католикосат был упразднен и Церковь Западной Грузии вошла в состав Грузинского Экзархата РПЦ. Предпринятая российскими властями церковная реформа, имевшая целью сократить число епархий, храмов, монастырей и священнослужителей, провести секуляризацию церковного имущества, перевод богослужения на церковнославянский язык, произвести увеличение и замену натуральных податей денежными сборами и др., была воспринята населением Имерети и Гурии крайне болезненно.
В июне 1819 г. представители Грузино-Имеретинской синодальной конторы приступили к закрытию монастырей и храмов и освобождению от службы священников, вспыхнуло Имеретинское восстание 1819-1820 гг., которое возглавили митр. Досифей, митр. Гелатский Евфимий (Шервашидзе), дочь имеретинского царя Соломона II царевна Дареджан, кн. Иване Абашидзе. Грузинский экзарх Феофилакт (Русанов) обвинил митрополитов Досифея и Евфимия в подстрекательстве народа и убедил светские власти в необходимости ареста мятежных архиереев. В Зап. Грузию были введены дополнительные военные силы, правителю Имерети полковнику И. А. Пузыревскому начальник корпусного штаба ген.-лейтенант А. А. Вельяминов рекомендовал, «если нельзя живых схватить, то истребить», и во избежание еще больших волнений вывезти тела убитых из Грузии [6].
Ночью 4 марта 1820 г. митрополиты Досифей и Евфимий, архим. Григорий (Цкитишвили) и несколько имеретинских князей были схвачены, вл. Досифей оказал сопротивление и был избит прикладами ружей и штыками. Пленники с мешками на головах были отправлены на лошадях через Лихский перевал в Восточную Грузию, чтобы затем по Военно-Грузинской дороге проехать в Россию [7].
Митрополит Досифей скончался 8 марта [8] 1820 года на пути между Сурами и Гори. Тело митрополита похоронили в Успенской церкви в крепости Ананури, расположенной на Военно-Грузинской дороге [9]. Его могильная плита утеряна, однако Ф. Жордания приводит устные свидетельства о том, что митр. Досифей был похоронен на расстоянии 2,5 аршина от иконы Пресвятой Богородицы (вероятно, имеется в виду алтарная икона) [10]. Сохранилась посмертная опись принадлежащих митрополиту Досифею предметов (утеряны), таких как крест св. Анны I степени, 2 Владимирских креста, панагия с изображением Христа и с драгоценными камнями, большой позолоченный серебряный крест с эмалями, серебряная икона с частицами святых и вмч. Георгия, Евангелие в серебряном позолоченном окладе с драгоценными камнями, кадильница, крупный яхонт в серебряной оправе с золотыми элементами, небольшая золотая икона, рус. и тур. деньги и проч. бытовые предметы [11].
27 мая 2005 г. Синод Грузинской Православной Церкви причислил митрополитов Досифея и Евфимия (Шервашидзе) к лику святых.
Литература
- Потто В. А. Утверждение рус. владычества на Кавказе. Тифлис, 1904. Т. 3. С. 506;
- Какабадзе С. Церковные док-ты Зап. Грузии. Тифлис, 1921. Т. 2. С. 114, 145, 165 (на груз. яз.);
- Дадиани Н. Жизнь грузин / Ред., коммент., словарь: Ш. Бурджанадзе. Тбилиси, 1962. С. 206-207 (на груз. яз.);
- ПГП. Т. 3. С. 1105, 1119.
- Иоселиани П. Жизнь Георгия XIII. Tифлис, 1936. С. 15-18 (на груз. яз.);
- Киквидзе А. История Грузии (XIX в.). Тбилиси, 1954. С. 111-112 (на груз. яз.);
- Ломинадзе Т. Мат-лы к хронологии истории Зап. Грузии XVII-XVIII вв. // Мат-лы по истории Грузии и Кавказа. Tбилиси, 1954. Вып. 31. С. 138, 139, 143 (на груз. яз.);
- Соселия О. Н. Очерки из истории социально-политической истории Зап. Грузии феодальной эпохи. Тбилиси, 1981;
- Коридзе Т. Досифей (Церетели) // Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 171-172 (на груз. яз.);
- Ткешелашвили Л. Священномученики Грузии Досифей и Евфимий, 1820 г. Тбилиси, 2005. С. 6-37 (на груз. яз.).
Использованные материалы
- Т. В. Коридзе. Досифей (Церетели). Православная энциклопедия, т. 16, с. 49-50
[1] Кут. E 455
[2] Кекел. H 1705
[3] Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 424
[4] Иоселиани. 1978. С. 15
[5] ПГП. 1970. Т. 3. С. 1105, 1119
[6] АКавАК. Т. 6. Ч. 1. С. 574, 576
[7] АКавАК. Т. 6. Ч. 1. С. 582
[8] По сведениям Грузинской Церкви, 6 марта
[9] АКавАК. Т. 6. Ч. 1. С. 584
[10] Жордания. Хроники. Т. 3. С. 858
[11] КутЦИА. Ф. 21. Ед. хр. № 305