Страница из Строгановского лицевого подлинника |
Икона пишется по особым правилам, которые являются обязательными для иконописца. Совокупность определенных приемов иконописи, по которым строится изображение на иконной доске, называется иконописным каноном. Канон для иконописца, явился тем же, что и богослужебный устав для священнослужителя. Можно сказать, что "служебником" для изографа становится иконописный подлинник.
Иконописные подлинники подразделяются на толковые (с описанием икон) и лицевые (иллюстрированные, состоящие из контурных прорисей иконописных изображений). Встречаются также иконописные подлинники, сочетающие черты толковых и отчасти лицевых.
Литературные, в том числе греческие, источники иконописных подлинников изучены недостаточно. Списки иконописных подлинников преимущественно датируются XVII и XVIII веками; от XVI века известны единичные экземпляры. Расположение иконописного материала в соответствии с уставом Саввы Освященного (или уставом иерусалимским) свидетельствует о сравнительно позднем возникновении этого памятника (после замены Студийского устава иерусалимским).
Известны различные редакции иконописных подлинников: в одних материал расположен в календарном порядке, в других - по алфавиту имен и названий (иногда русские святые перечислены отдельно), в кратком или более пространном изложении.
Самые первые установленные образцы для подражания существовали уже в начальный период становления канонической иконописи. Одним из ранних, дошедших до настоящего времени Иконописных подлинников, который основан, конечно, на еще более ранних, считается написанный на греческом языке отрывок из «Древностей церковной истории Ульпия Римлянина о наружном виде богоносных отцов», датируемый 933 годом. Он содержит словесные описания наиболее известных отцов Церкви. Вот, к примеру, описание святителя Иоанна Златоустого:
Лицевые подлинники (образчики, персональники) распространились в среде иконописцев в различных редакциях. Широко известен «Минологий императора Василия II», составленный в конце X века и включающий, помимо жизнеописаний святых, 430 цветных миниатюр, которые служили авторитетными образцами для иконописцев. Большой популярностью пользовались такие подлинники, как: Строгановский, Большаковский, Гурьяновский, Сийский и др. Широкую известность приобрела книга, составленная в XVIII ст. иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, под названием «Ерминия, или наставление в живописном искусстве»
Использованные материалы
- Алексеев С. Энциклопедия православной иконы, СПб: Из-во "Сатис", 2002, с. 28-30
- Гладышева Е. В., Нерсесян Л. В. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству.- М. Библиотека альманаха "Странный мир". Выпуск 1, 1991:
- http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-ukazatel-imen-...108 (электронная версия на сайте "Азбука веры")
- Белоброва О. А., "Подлинник иконописный" // Интернет-портал Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН:
- http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=3036 (материал использован частично)
[1] Цит. по: А.П. Голубцов. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 1995, с. 253, http://pstgu.ru/download/1210519484.golubtsov.pdf