Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАНН XXIII

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иоанн XXIII, папа Римский
Иоанн XXIII, папа Римский
Иоанн XXIII (Анджело Джузеппе Ронкалли) (1881 - 1963), папа Римский с 1958. Стремился модернизировать католическую церковь в связи с изменившимися в мире условиями, в 1962 году созвал II Ватиканский собор

Не путать с антипапой Иоанном XXIII (1410 - 1415)

Родился в 1881 году в местечке Сотто-иль-Монте в провинции Бергамо на севере Италии. Выходец из крестьянской семьи, он сохранил до конца жизни связь с родней, с братьями, так и оставшимися крестьянами. Вопреки сложившейся в Ватикане традиции, когда каждый вновь избранный папа возвышал свою родню, Иоанн XXIII не присвоил никому из членов своей семьи дворянского звания.

В 1900 году Ронкалли окончил Бергамскую духовную семинарию, в 1904 году - теологическое отделение Римской папской семинарии. Получив диплом богослова и приняв сан священника, Ронкалли более десяти лет был секретарем епископа Бергамо Д.М. Радини Тедески (1904-1914), одновременно преподавая историю церкви в Бергамской семинарии.

Во время Первой мировой войны он был призван в армию, где служил сначала санитаром фронтового госпиталя, затем военным капелланом.

В 1921 году был назначен членом "Священной конгрегации пропаганды веры". Он занимался реорганизацией миссионерской службы, вел курс патрологии в папском Латеранском университете.

Самостоятельным мышлением он рано вызвал неудовольствие центра папской курии.

В 1925 году, получив сан епископа, был назначен нунцием а один из самых трудных участков, - в Софию. Болгарский царь принадлежал к православной церкви, его жена, из Савойской династии, - к католической. Чтобы бракосочетание совершилось по католическому обряду, дети от этого брака должны были воспитываться в католической вере, что не устраивало болгарского царя. Часто возникали такие ситуации, из которых сам нунций с трудом находил выход. И куриальной бюрократии не оставалось ничего другого, как терпеть Ронкалли на этом посту.

В 1935 году он прибыл в качестве нунция в Анкару. Поскольку Ронкалли представлял папский престол также и в Афинах, то ему приходилось действовать в одно и то же время в двух конфликтующих между собой средах. Он так блестяще справлялся со своими обязанностями, что Монтини, в ту пору помощник статс-секретаря в Ватикане, настоял на передаче Ронкалли в декабре 1944 года нунциатуры в Париже, которая была нунциатурой первостепенной важности. Предшественник Ронкалли на этом посту Валери, поддерживавший хорошие отношения с режимом Виши, после падения этого режима был отозван по требованию де Голля. Большинство французских епископов, подобно тому же Валери, было коллаборационистами. Ронкалли оказался перед почти неразрешимыми проблемами, но он быстро завоевал доверие де Голля и, находясь в Париже, нашел и путь в Москву. То, что не было ему ясно в Софии и Анкаре, он понял в Париже во время разговоров с де Голлем: без мощи Советского Союза Европа немыслима.

Возведенный в 1953 году в соответствии с желанием французского правительства в сан кардинала, Ронкалли стал патриархом Венеции.

Папа Римский

Осенью 1958 года конклав кардиналов избрал Ронкалли папой. Уже выбранное им для себя имя - Иоанн ХХIII - явилось вызовом папской курии. Это имя папы, который за совершенные им преступления в 1415 году был смещен церковным собором в Констанце. Свой выбор Ронкалли объяснил тем, что имя Иоанн ему дорого, потому что так звали его отца.

Многие видели в 77-летнем понтифике фигуру "переходного периода," от которой не ожидали решительных действий. На деле понтификат Иоанна XXIII, продлившийся неполных пять лет, определил новый курс ватиканской политики.

Положение, в котором уже в течение длительного времени пребывала Римско-католическая церковь, было очень серьезным. Конфронтация с лагерем социализма была лишь одной из важнейших проблем, которую надо было решать. В отличие от своего предшественника Пия XII Иоанн XXIII настойчиво выступал за мир и мирное сосуществование государств с различными социальными системами независимо от господствующей в них идеологии.

Уже в первом своем обращении по радио в ноябре 1958 года папа, апеллируя к руководителям народов, заявил: "Зачем тратить огромные ресурсы на подготовку войны, вместо того чтобы улучшить благосостояние всех, особенно беднейших классов?" В своей первой энциклике "Ad Petri Cathedram" от 29 июня 1959 года папа писал, что новая война превратит мир в руины, и призывал всех людей, особенно тех, кто стоит во главе государств, добиваться соглашений и сохранить мир.

В 1959 году Иоанн XXIII официально признал революцию на Кубе, аккредитовал при папском дворе представителя правительства Ф. Кастро Л.А. Бланко-и-Фернандеса.

Однако стратегия Ватикана - принципиальное отрицание идеологии коммунизма - сохранялась и в период понтификата Иоанна ХХIII. В то же время папа считал, что урегулирование отношений между Ватиканом со странами социалистического лагеря, где проживает больше 50 миллионов католиков, отвечает интересам католической церкви, хотя и оставался противником общественного строя, существовавшего в этих государствах. Иоанн считал, что с коммунизмом не может быть никакого идеологического сближения. Это видно из молитвенной формулы, рекомендованной им католикам в августе 1961 года: "Бдительность по отношению к безбожному коммунизму, к тому, как ему обучают и как с ним живут, не должна быть парализована стремлением к кажущемуся миру". Альтернативой должна быть не война против Советского Союза, а "истинный мир, мир Христа". Так он хотел защитить себя от тех противников в курии, которые упрекали его в отступлении от основных положений католической церкви.

В начале 1960-х годов Иоанн XXIII неожиданно для многих высказался за решение спорных вопросов между двумя системами путем "свободных и лояльных переговоров", содействовать которым - "знак мудрости и осторожности, благословляемый на Небе и земле". В отличие от своих предшественников Иоанн XXIII не требовал осыпать проклятиями и отлучать от церкви тех, кто исповедует "ошибочные учения". "Сегодня церковь предпочитает прощение вместо суровости", - говорил он.

Выступая по радио в сентябре 1961 года, Иоанн XXIII советовал правителям государств "осознать огромную ответственность, которую они несут перед историей", и решать спорные вопросы не силой, а путем искренних и свободных переговоров. В речи 25 декабря 1961 года перед дипломатами, аккредитованными при Ватикане, папа убеждал заинтересованные стороны идти на уступки для достижения мира: "Суд истории будет суров для тех, кто не сделает все возможное, для того чтобы отдалить от человечества угрозу войны".

Во время Карибского кризиса 1962 года Иоанн обратился с воззванием ко всем руководителям стран с призывом прекратить эскалацию международного конфликта и предотвратить третью мировую войну, несмотря на то, что многие кардиналы рекомендовали ему всецело поддержать США.

Иоанн при посредничестве венского архиепископа кардинала Кенига попытался достигнуть соглашения по церковным вопросам с правительством Венгерской Народной Республики. Переговоры с дипломатами ВНР, начатые Ватиканом при Иоанне XXIII, завершились при его преемнике подписанием в сентябре 1964 года соглашения, предусматривавшего урегулирование некоторых практических вопросов, относившихся к деятельности церкви.

Осуждая политику неоколониализма, Иоанн впервые в истории католической церкви назначил кардиналом темнокожего епископа Ругамбву из Танзании. Папа вел активный диалог с лидерами нехристианских церквей Вьетнама, Южной Кореи, Тайваня, Японии и др.

В 1962 году Иоанн XXIII созвал II Ватиканский собор. Основными задачами этого собора провозглашались принятие программы обновления церковной жизни ("аджорнаменто") и объединение с другими христианскими церквями.

В день открытия первой сессии собора 11 сентября 1962 года Иоанн XXIII подчеркнул необходимость "содействовать устранению всех конфликтов и прежде всего войн - этого бича народов". На соборе обсуждались два важнейших пункта папской программы: обновление церковной жизни, называемое папой Иоанном XXIII "аджорнаменто", и объединение с другими христианскими церквами.

Еще в энциклике "Mater et magistra" ("Мать и Наставница", 1961) - программном документе католической церкви по вопросам социальной политики - Иоанн ХХIII подчеркивал, что собор должен выработать новую концепцию, способствующую предотвращению любого конфликта, особенно военного. 11 октября 1962 года папа заявил, что в задачу собора не входит осуждение заблуждений и провозглашение анафемы, что ныне церковь предпочитает "прибегнуть скорее к целительному средству милосердия, чем к строгости". Речь папы завершалась призывом к сохранению мира.

В дни работы первой сессии Ватиканского собора папа в беседе с польскими епископами, прибывшими на собор, высказался таким образом, что его слова были истолкованы как признание послевоенных западных границ Польши на Одере и Нейсе. Заявление папы вызвало резкие комментарии в печати ФРГ, а посол боннского правительства в Ватикане Шерпенберг потребовал разъяснения ватиканското статс-секретариата.

7 марта 1963 года, обращаясь к президенту Италии Гронки по случаю присуждения фондом имени Бальцана международной премии "За мир и гуманизм", папа говорил о сверхнейтралитете Ватикана. Папа нарочито прибегнул к превосходным степеням, так как его предшественник охотно толковал о ватиканском нейтралитете, которого в действительности не было.

В энциклике "Pacem in terris" ("Мир на Земле") от 13 апреля 1963 года папа объявлял о желании "в свете Евангелия объединить все силы, ведущие к подлинному миру в личной сфере, семье и обществе".

Незадолго до смерти Иоанн XXIII говорил нунцию В. Роберти о своем намерении установить дипломатические отношения с Советским Союзом.

Иоанн XXIII скончался 3 июня 1963 года от рака желудка, отказавшись от операции.

В 2000 г. Иоанн Павел II причислил Иоанна XXIII к лику блаженных.

Противники курса Иоанна XXIII называли его "красным папой", сторонники - "папой мира". Наиболее радикально настроенная часть противников осудила попытки Иоанна модернизировать церковь. Было основано движение седевакантистов (от латинских слов sede - "престол" и vacante - "не занят"). Его последователи считают Иоанна XXIII и последующих пап незаконно избранными, потерявшими престол через ересь модернизма и прогрессивизма. Некоторые группы седевакантистов избирают собственных понтификов, однако число их последователей еще меньше чем у средневековых антипап.

Использованные материалы

Редакция текста от: 16.08.2013 22:44:18

"ИОАНН XXIII" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google