Илья Фондаминский |
Память 20 июля (Конст.)
Родился 17 февраля 1880 года [2] в Москве в зажиточной еврейской купеческой семье. Родители строго придерживались иудейских религиозных традиций. Однако, бо́льшее влияние на него оказал пример старшего брата Матвея, который в 1885 году во время учебы в Московском университете примкнул к террористической организации "Народная воля". В следующем году Матвей был выдан полиции и осужден на 10 лет каторги, в 1889 принял участие в бунте политических ссыльных в Якутске, после чего был приговорен к пожизненной каторге, где и умер от туберкулеза в возрасте 29 лет.
В 1900-1904 годах Илья учился на философских факультетах Берлинского и Гейдельбергского университетов. В конце 1902 года вступил в партию социалистов-революционеров ("эсеров") и стал членом ее боевой организации.
В 1903 женился на подруге детства Амалии Гавронской, внучке чаеторговца Высоцкого, получив огромное приданое, в частности долю в чайных плантациях на Цейлоне.
Революция 1905 года
В годы Первой русской революции несколько раз подвергался арестам, в том числе за участие в восстании моряков на крейсере "Память Азова." Принимал участие в организации восстания на флоте в 1905 году. Имел репутацию искусного оратора. Пожертвовал несколько десятков тысяч рублей из личных средств на вооружение боевиков. В начале декабря 1905 года под его воздействием съезд железнодорожников принял решение о начале всеобщей политической забастовки, ставшей прологом к декабрьскому восстанию в Москве. Входил в штаб восстания, а после подавления его правительственными войсками бежал в Финляндию.
Первая эмиграция
В 1907 [3] - 1917 годах он жил в эмиграции в Париже, являясь в это время членом Заграничной делегации партии эсеров. В 1907 году участвовал в Штутгартском конгрессе II Интернационала. Был назначен куратором террористической Боевой организации, во главе которой встал Борис Савинков.
Тем не менее в эмиграции во многом пересмотрел свои прежние взгляды. Сблизился с литераторами-декадентами Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус, которые после поражения русской революции искали синтеза между идеями социализма и Христианства. Писатели привлекли его к финансированию религиозно-философского журнала "Вопросы жизни." В 1912 Фондаминский и его старый товарищ Авксентьев наладили выпуск в Париже журнала "Почин," который выступал против политического террора.
В революционной России
Вскоре после Февральской революции, в апреле 1917 года, вернулся в Россию через Англию. На III съезде эсеров он был избран членом Центрального комитета партии и стал товарищем председателя исполнительного комитета Всероссийского Совета крестьянских депутатов. Летом 1917 года Временным правительством был назначен генеральным комиссаром на флоте Черного моря, а осенью 1917 года - избран депутатом Учредительного собрания от Черноморского флота, а также членом бюро фракции эсеров. После Октябрьской революции и разгона в январе 1918 года Учредительного собрания был сторонником широкой антибольшевистской коалиции, членом антибольшевистского "Союза возрождения," объединившего правых социалистов.
Летом 1918 года бежал на Украину и поселился в Одессе. В ноябре того года в качестве представителя "Союза возрождения" участвовал в конференции в Яссах, на которой обсуждался вопрос о возможности начала интервенции войск Антанты.
Вторая эмиграция
В апреле 1919 года эвакуировался из Одессы на французском корабле, вновь поселился в Париже.
В 1919 по рекомендации видных русских масонов Кандаурова и фон Мекка был принят в масонскую парижскую ложу "Братство," входившую в ложу "Великий Восток." С 1921 - один из создателей русской ложи в Париже "Добрый самаритянин." Впоследствии покинул ее из-за внутренних разногласий в среде русских масонов. Не порывал связи с братством до середины 1930-х годов, когда с переменой своих духовных воззрений, подвергся добровольному "радиированию" - вычеркиванию из списков ложи (в таких случаях удаляются все упоминания о причастности человека к масонству).
В 1920-1940-х годах участвовал в издании популярного в эмиграции журнала "Современные записки." Благодаря ему журнал был открыт для авторов различных направлений общественно-политической мысли и различных литературных течений. Так, в журнале публиковались работы Л. Шестова, С. Франка, Г. Флоровского, Д. Мережковского; художественные произведения И. Бунина, В. Набокова, А. Ремизова, М. Алданова. В 1937-1939 годах - редактор "Русских записок."
В 1930-х годах был редактором христианских религиозно-философских журналов "Путь" и "Новый град" и оказывал им финансовое содействие. Во время своей второй эмиграции написал большое количество исторических, литературоведческих и публицистических произведений, в том числе цикл историософских статей "Пути России." Вместе с супругой оказывал благотворительную помощь многим русским эмигрантам во Франции.
Приход к Православию
В конце 1920-х годов отошел от активной общественной деятельности в связи с тяжелой болезнью жены. В 1935 году Амалия Фондаминская умерла в возрасте 55 лет.
В этот период постепенно пришёл к Православию, начал регулярно молится в православной церкви, однако откладывал свое крещение, ссылаясь на духовную неготовность к этому шагу.
В 1930 году стал одним из организаторов "Лиги православной культуры." Также участвовал в Русском студенческом христианском движении и в конце 1930-х годов был одним из создателей в Париже благотворительного и просветительного объединения "Православное Дело," которое возглавляла мать Мария (Скобцова).
В оккупированной Франции
В июне 1940 года, сразу же после военного разгрома немцами Франции, бежал от нацистов из Парижа в неоккупированную зону страны - в город Аркашон, юго-западнее Бордо. Однако осенью 1940 года вернулся в столицу и зарегистрировался как еврей. Знакомые недоумевали, почему он приехал из "свободной зоны" в Париж. В это время устроенные Американским еврейским рабочим комитетом визы на выезд в США ждали в Марселе. Тем не менее он отказался бежать из оккупированной Франции. После возвращения в Париж бедствовал, был вынужден за бесценок продать свою огромную библиотеку немецкому офицеру. 22 июня 1941 года, в день нападения Германии на СССР, был схвачен в ходе облавы во время массовых арестов русских эмигрантов и отправлен в Компьенский лагерь (лагерь Фронт-Сталаг 122 близ города Компьень, в 80 километрах северо-восточнее Парижа) [4].
В этом лагере 20 сентября 1941 года русский священник Константин Замбржицкий крестил его. Крестным отцом стал участник объединения "Православное Дело" Федор Пьянов. Позднее отец Константин сказал, что ощутил "его духовное и даже богословское превосходство." В начале литургии "за которой И[лья] И[сидорович] должен был впервые причаститься, ворвались немецкие солдаты и приказали прекратить службу, так как приходская церковь подлежала закрытию. Таинство было закончено вне церкви, в одном из бараков. Так старый подпольщик в подполье встретил своего Христа" [5].
Вскоре после крещения с язвой желудка попал в лагерный лазарет, где монахиня Мария (Скобцова) добилась свидания со своим другом и соратником с довоенных времен. Работники "Православного Дела" и русские социалисты - участники движения Сопротивления продумали и подготовили его побег через "свободную" зону на Юге Франции в США, но его мучил вопрос, как совместить переход в Православие с преданностью еврейскому народу. И после долгих раздумий он решил отказаться от побега и сознательно принять мученическую смерть за веру, по-христиански разделив участь других узников-евреев - своих родных по плоти братьев. В письме матери Марии он писал:
Потрясенная его решением мать Мария сказала:
В начале 1942 года вместе с другими евреями был депортирован в пересыльный лагерь Дранси в северном предместье Парижа, а затем в концлагерь Освенцим (Аушвиц), где и погиб. Как написал Г. П. Федотов, "В последние дни свои он хотел жить с христианами и умереть с евреями."
Мученичество
Об обстоятельствах его смерти сведения расходятся. В Париже прошел слух, что в Аушвице он вступился за избиваемого еврея и был насмерть забит нацистами [7]. После войны правительство Франции сообщило родным, что И. И. Фондамнский погиб 19 ноября 1942 года в газовой камере [8].
Русский эмигрантский писатель Аминад Шполянский (Дон-Аминадо) писал:
16 января 2004 года Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил Илью Исидоровича Фондаминского к лику мучеников.
Молитвословия
Кондак, глас 8 (Подобен: Яко добля:) мч. Илии (Фондаминскому), сщмч. Димитрию (Клепинину), мч. Георгию (Скобцову) и прмц. Марии (Скобцовой) [10]
Я́ко свиде́телей И́стины/ и благоче́стия пропове́дников,/ боже́ственными досто́йно почти́м похвалы́/ Дими́трия, Мари́ю, Ю́рия и Илию́,/ у́зы, страда́ния и непра́ведное осужде́ние претерпе́вшия,// и я́ко му́ченики нетле́нными венцы́ увенча́нныя.
Сочинения
- Пути России. Статья 1. – Современные записки. 1920. № 2. С.141-147.
- Пути России. Статья 2. – Современные записки. 1921. № 4. С.228-284.
- Пути России. Статья 3. – Современные записки. 1921. № 7. С.237-260.
- Пути России. Статья 3 (продолжение). – Современные записки. 1922. № 9. С.244-268.
- Пути России. Статья 4. – Современные записки. 1922. № 12. С.164-210.
- Пути России. Статья 5. – Современные записки. 1923. № 14. С.331-367.
- Пути России. Статья 6. – Современные записки. 1924. № 18. С.139-172.
- Пути России. Статья 6 (продолжение). – Современные записки. 1924. № 22. С.210-256.
- Пути России. Статья 7. – Современные записки. 1927. № 32. С.216-278.
- Империя <Гл.I>. – Современные записки. 1932. № 48. С.304-333.
- Империя <Гл.II>. – Современные записки. 1932. № 49. С.289-317.
- Империя <Гл.III>. – Современные записки. 1932. № 50. С.363-380.
- Империя <Гл.IV>. – Современные записки. 1933. № 52. С.310-338.
- Империя <Гл.V>. – Современные записки. 1934. № 54. С.281-316.
- Империя <Гл. VI>. – Современные записки. 1936. № 62. С.284-327.
- Империя <Гл. VII>. – Современные записки. 1939. № 68. С.261-304.
- Империя <Гл. VIII>. – Современные записки. 1940. № 70. С.189-218.
- Союзнический мир // Грядущая Россия. 1920. № 2. С.106-148.
- Пути освобождения // Новый град. 1931. № 1.
- Два кризиса // Новый град. 1932. № 2.
- Хозяйственный строй будущей России // Новый град. 1932. № 5.
- Покоя не будет // Новый град. 1934. № 9.
- Возвращаться ли нам в Россию // Новый град. 1935. № 10.
Литература
- Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972 [сост. Н. М. Зернов], Boston: G. K. Hall & Co., 1973.
- Диаспора: Новые материалы, вып. 1, Париж; СПб.: Athenaeum; Феникс, 2001, 448.
- Носик Б., Прогулки по Парижу: Правый берег, М.: Радуга, 2001, 333-334.
- Жаба С. П., "За други своя..." Вестник РХД, 1980, N 131.
Использованные материалы
- Шкаровский М. В., "Илья Фондаминский - ученый, политик, литератор, святой," доклад на конференции Холокост на Юге России в г. Ростове-на-Дону 14 августа 2012:
- Скоркин К. Ю., "Святой эсер: жизнь Ильи Фондаминского," журнал Самиздат, 11 января 2010:
- "Фондаминский Илья Исидорович," сайт Хронос:
- Осипова Н. В., "Илья Исидорович Фондаминский," доклад на конференции Религиозная деятельность русского зарубежья, 9-10 ноября 2005:
- Статья биобиблиографического справочника Религиозная деятельность русского зарубежья:
[1] Другое прочтение фамилии - Фундаминский. Литературный и партийный псевдоним - Бунаков - был выбран им по случайно увиденной на Маросейке вывеске магазина, согласно http://interpretive.ru/dictionary/458/word/fondaminskii-psev...ich
[2] По другим данным 17 октября 1881 года, также указывают 1879 год. См. http://guides.rusarchives.ru/browse/gbfond.html?bid=204&fund_id=709441
[3] По другим данным - с 1906 года.
[4] Черняев В. Ю., "Русские узники Компьенского лагеря и их судьбы," Нансеновские чтения 2009, СПб, 2010, 212.
[5] Черняев В. Ю., "Как старый подпольщик встретил своего Христа: И.И. Бунаков (Фондаминский) в России и эмиграции," Политическая история России XX века. К 80-летию профессора Виталия Ивановича Старцева. Сборник научных трудов, СПб., 2011, 406.
[6] Гаккель, Сергий, прот., Мать Мария (1891-1945), Париж, 1995, 129, 157-158.
[7] Щербатов А. П., Криворучкина-Щербатова Л., Право на прошлое, М., 2005, 368.
[8] Гаккель, Сергий, прот., Мать Мария (1891-1945), Париж, 1995, 157-158, 174.
[9] Дон-Аминадо, Наша маленькая жизнь: Стихотворения. Политический памфлет. Проза. Воспоминания, М., 1994, 679.
[10] Блог священника Максима Плякина, https://ustavschik.livejournal.com/199930.html.