Прп. Елена Сербская, икона |
Память 30 октября
Родилась во второй четверти XIII века, год и место рождения св. Елены неизвестны. Происходила из знатной французской семьи, проживавшей, по всей видимости, в Италии, византийских владениях крестоносцев или в Венгрии и, возможно, находившейся в неустановленной степени родства с анжуйской королевской династией в Неаполе (ее представители короли Карл I и Карл II в переписке именовали Елену «сестрой»), более конкретные данные о ее семействе отсутствуют [1]. Прозвище Анжуйская применительно к Елене употребляется в научной литературе с конца 1950-х гг., начиная со статьи Г. Суботича.
Получила хорошее образование, владела несколькими языками. Между 1250 и 1255 гг. была выдана замуж в Сербию за Стефана Уроша I, родила 5 детей: Драгутина и Милутина, Стефана (могила в монастыре Студеница) и 2 дочерей (одна умерла в младенчестве, судьба другой, Брнчи (Прнчи), неизв.).
На протяжении большей части жизни сохраняла приверженность Римско-католической церкви, была сторонницей церковной унии, к которой склоняла не только мужа и сыновей, но и своего свата (тестя Милутина) болгарского царя Георгия I Тертера [2]. Состояла в переписке с Римскими папами, в 1303 г. передала свои владения под опеку Папского престола [3]. Основала францисканские монастыри близ Бара и Котора, давала (вместе с сыновьями) пожалования бенедиктинским монастырям св. Марии на мысу Ратац (к северо-западу от Бара), св. Николая и святых Сергия и Вакха на р. Бояне (там сохр. лат. надписи с именами Елены, Драгутина и Милутина) и католич. соборам Богоматери в Улцине и св. Стефана в Скадаре (ныне Шкодер, Албания) [4].
Около 1291 года принимала участие в реорганизации епископий в составе Барского католического диоцеза.
Вложила православные иконы в собор св. ап. Петра в Риме и храм св. Николая, еп. Мирликийского, в Бари (Италия).
Поддерживала тесные связи с католич патрициатом городов в Далмации. В переписке с одним из глав («кнезом») администрации Дубровника она именовала адресата Марина Будуария «возлюбленным сыном и кумом кралевства ми», а узы «посестринства по св. Иоанну Предтече» с 1285 г. связывали ее с представительницей дубровникской аристократической семьи Бусиньоло [5].
Совместно с мужем дала жалованную грамоту (позднее подтвержденную Милутином) барскому семейству Жаретичей, неск. представителей которого были местными католич. архиепископами. Позднее вместе с сыном Милутином пожаловала г. Котору близлежащую жупу Грбаль. Правителем ее канцелярии и посланником при папском дворе был католический архидиак. Петр Жаретич из Бара (в 1301-1307 Барский архиепископ) [6].
В то же время королева покровительствовала Православной Церкви и находилась в добрых отношениях с предстоятелями Сербской Церкви архиеп. св. Иоанникием I и особенно с Даниилом II (в бытность последнего монахом и епископом). Согласно Житию, она переписывалась с отшельниками на Афоне, на Синае, в Иерусалиме и в Раифе.
Получив власть в 1276 году, старший сын Елены король Драгутин выделил ей обширный удел, включавший Зету, Требине, земли от Дубровника до Скадара (резиденцией Елены в это время был г. Скадар).
После смерти в 1279 г. архиеп. Иоанникия Елена участвовала в перенесении его мощей в монастырь Сопочани.
Около 1284 г. (?) приняла монашеский постриг с именем Елисавета в церкви св. Николая в Скадаре.
В 1309 г. младший сын Елены король Милутин отобрал у матери удел в Приморье и взамен дал земли в материковой части страны. Новый двор Елены располагался в Брняке, на р. Ибар. Согласно житию, здесь активно велась переписка книг, была создана школа-приют для девочек из бедных семей и сирот, которых королева снабжала богатым приданым.
Святая Елена была первой женщиной в средневековой Сербии, построившей себе «задушбину» - Градацкий монастырь. Приглашенные ею западные мастера (вероятно, из Прованса) воздвигли монастырский собор в переходном от романского к готическому стиле, поэтому с именем Елены связывают распространение влияния французской готики в сербском церковном зодчестве (прежде всего в архитектурном декоре). Возведенные и обновленные ею монастыри были выведены из-под власти епархиальных архиереев, она назначала в них игуменов, а после ее смерти это делали ее потомки.
Скончалась 8 февраля 1314 года в Брняке (Косово). Была погребена в Градацком монастыре, заупокойную службу по ней совершил архиеп. Савва III при участии еп. Баньского Даниила (впосл. архиепископ Печский и биограф св. Елены) и Рашского Павла, на отпевании присутствовали кор. Милутин, посланцы Драгутина и многочисленные воспитанницы основанного ею приюта.
Почитание
Согласно Житию, написанному архиеп. Даниилом, через три года после кончины св. Елена явилась во сне некоему иноку монастыря Градац и приказала извлечь ее тело из земли и открыть для приходящих в храм. Игумен монастыря письменно известил о явлении еп. Рашского Павла, который прибыл в монастырь и после соборного всенощного пения и моления открыл гробницу и обнаружил тело святой, «яко в росе лежащее, цело (чистое) нерастленное» [7].
Мощи с пением молитв и псалмов положили в раку и поместили перед иконой Спасителя (совр. местонахождение раки неизв.). До XVIII в. мощи были в гробнице, куда, вероятно, были положены во время турецкого господства, в правой части наоса собора в Градаце под ктиторской композицией. После разорения саркофага они хранились под сводом часовни в левой части наоса храма, а затем на престоле временного алтаря [8].
С именем св. Елены связан чудотворный крест, вложенный ею в монастырь Сопочани. Предполагается, что крест находился в монастыре до 1430-х годов, а потом был перенесен деспотом Георгием (Гюргом) Бранковичем в Венгрию, откуда попал в Вену, где хранился среди дворцовых реликвий Габсбургов. В XVIII в. частицами этого креста одаривали новорожденных принцев и принцесс, которые носили их в шелковых мешочках на шее [9].
Центром почитания св. Елены Сербской является монастырь Градац, в котором празднование совершается в день памяти св. равноапостольных Константина и Елены (21 мая) [10]. Окрестные жители часто именуют монастырь и его собор «Света Ела».
Память св. Елены отмечается 30 октября вместе с памятью ее детей, свв. Милутина и Драгутина.
Отдельная служба св. Елене отсутствует. Она упоминается в службе королю Милутину (30 октября), написанной в кон. XIV - нач. XV в. патриархом Сербским Даниилом III, в первой стихире на великой вечерне как мать двух святых, в 3-м и 4-м тропарях 6-й песни канона и во 2-м тропаре 8-й песни как «прекрасная» и «преславная» мать святых королей [11].
До последнего времени отсутствовали свидетельства почитания св. Елены Сербской за пределами Сербии и были неизвестны посвящения ей храмов.
3 октября 2016 года в Сергиевском соборе Троице-Сергиева Варницкого монастыря состоялось освящение придела в честь прп. Елены Сербской [12].
Агиография
Житие св. Елены, написанное около 1317 г. архиеп. Печским Даниилом II, и документальные источники рисуют два образа, лишь отчасти соприкасающиеся друг с другом. Житие Даниила включено в состав его сборника Житий королей и архиепископов Сербских (в котором это единственное женское житие). Тот же текст в качестве самостоятельного жития содержится в хиландарском сборнике № 482, переписанном в 1536 г. [13].
Автор жития, близко знавший св. Елену и относившийся к ней с нескрываемой симпатией (его творчество относится к периоду правления ее сына Милутина), написал пространную похвалу христианским добродетелям королевы, обойдя молчанием вопрос о ее конфессиональной принадлежности.
Ряд сведений о Елене Сербской содержится также в житиях ее мужа и сыновей, написанных тем же автором. Проложное житие «блаженной мон. Елены» сопровождает службу Милутину в списке XVI-XVII вв. [14]. Краткое житие св. Елены, «чудотворице, госпожде срьбскаго езика», помещенное под 8 февр. в стишном Прологе библиотеки Троицкого монастыря близ Плевли, было переписано в 1663/64 г. на Афоне [15].
Иконография
Прижизненные и посмертные изображения св. Елены довольно многочисленны. Вместе с сыновьями Драгутином и Милутином она представлена на иконе «Апостолы Петр и Павел» кон. XIII в., вложенной в собор ап. Петра в Риме и ныне находящейся в Ватикане [16], и вместе с Милутином - на датируемом примерно тем же временем образе свт. Николая, хранящемся в соборе в Бари [17]. Изображения св. Елены в монашеском облачении вместе с Урошем и ктитором храма Драгутином имеются на росписи Драгутиновой капеллы в монастыре Джурджеви Ступови (1282/83) и соборов в Арилье (ок. 1295), Градаце (не сохр.), Сопочани и Грачанице; в 2 последних случаях в сопроводительной надписи она названа «св. монахиней». В росписях монастыря Градиште (1620) св. Елена изображена с короной в богатом облачении.
Литература
- Данило II, архиеп. Животи краљева и архиепископа српских. Београд, 1988. С. 79-107
- Миjатовић Ч. Ко jе краљица Jелена. Нови Сад, 1902;
- Иларион (Руварац), архим. Кральице и царице српске // Зб. Илариона Руварца: Одабрани ист. радови. Београд, 1934. Св. 1. С. 8-12;
- Суботић Г. Краљица Jелена Анжуjска - ктитор црквених споменика у Приморjу // Историjски гласник. Београд, 1958. Бр. 1-2. С. 131-148;
- Павловић Л. Култови лица код срба и македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смередево, 1965. С. 85-88:
- Кашанин М. Српска књижевност у средњем веку. Београд, 1975 (по указ.);
- Наумов Е. П. Господствующий класс и гос. власть в Сербии XIII-XV вв. М., 1976 (по указ.);
- Jиречек J. К. Историjа Срба / Прев. J. Радониh. Београд, 19782. Књ. 1, 2 (по указ.);
- McDaniel Gordon L. On Hungarn-Serbian Relations in the XIII Century: John Angelos and Queen Jelena // Ungarn Jb. Münch., 1982/1983. Bd. 12. P. 43-50:
- Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье. М., 2007. С. 168-171.
- Dominika Gapska. "Dni pamięci świętych władczyń w kalendarzu serbskiej Cerkwi prawosławnej" // Latopisy Akademii Supraskiej, red. M. Kulczycka, U. Pawluczuk, Białystok 2013, vol. 4, s. 52-53:
Использованные материалы
- Путятин В. С., Турилов А. А., "Елена Анжуйская" // Православная энциклопедия, т. 18, с. 303-304:
[1] обзор мнений см.: Иларион (Руварац). 1934; Суботић. 1958; McDaniel. 1982/1983
[2] Jиречек. 1978. Књ. 1. С. 191; Флоря. 2007. С. 168-169
[3] Флоря. 2007. С. 169
[4] Jиречек. 1978. Књ. 1. С. 265
[5] Jиречек. 1978. Књ. 2. С. 280-281
[6] Jиречек. 1978. Књ. 2. С. 27, 75-77
[7] Данило II, архиеп. 1988. С. 107
[8] Павловић. 1965. С. 86-87
[9] Павловић. 1965. C. 87-88
[10] Павловић Леонтије. Култови лица код Срба и Македонаца: (Историјско-етнографска Расправа). Смередево, 1965. С. 87
[11] см.: Србљак. Београд, 1970. Књ. 2. С. 82, 108, 112.
[12] "Освящение придела прп. Елены в Сергиевском соборе монастыря", сайт Варницкой гимназии, http://pravgym.ru/osvyashhenie-pridela-prp-eleny-v-sergievsk...ya/
[13] Богдановић Д. Каталог ћирилских рукописа ман-ра Хиландара. Београд, 1978. С. 184
[14] София. НБКМ. № 267. Л. 63 об.- 105
[15] № 100; изд.: Вукиhевић М. Из старих србуља // Гласник Земаљског Музеjа у Сараjеву. Сараjево, 1901. Бр. 13. С. 39
[16] см.: Матић М. Икона апостола Петра и Павла у Ватикану // Зограф. Београд, 1967. Бр. 2. С. 11-16
[17] см.: Томић-Де Муро В. Српске иконе у цркви св. Николе у Бариjу // ЗЛУ. 1966. Књ. 2. С. 107-124