Прот. Кирилл Россинский |
Родился 17 марта 1774 года в г. Новомиргороде, в семье священника-малороссиянина.
Учился в Новороссийской духовной семинарии, где 20 апреля 1795 года был посвящен в стихарь для проповедования слова Божия. По окончании семинарии поступил учителем информаторского класса и Закона Божия при Новороссийской семинарии.
В 1798 г. вступил в брак, 13 июня того же года был рукоположен в священники и, оставив учительскую службу, 24 августа был определен клириком Новомиргородской Богородице-Рождественской церкви.
Строгий образ жизни и красноречивые проповеди обратили на о. Кирилла внимание епархиального начальства, — и ему было поручено учить произнесению проповедей вновь поставляемых священников при кафедральной церкви.
В 1800 г. был возведен в сан протоиерея и переведен в г. Таганрог, где его проповеди заставили говорить о нем, как о редком явлении на церковной кафедре.
19 июня 1803 года был назначен в город Екатеринодар войсковым протоиереем Черноморского войска и первоприсутствующим Екатеринодарского духовного правления.
Благодаря выдающемуся уму, талантливости и обширным и, по тому времени, разносторонним знаниям, о. Кирилл скоро приобрел среди Черноморского войска и населения его большой вес и значение, что очень помогало ему в его последующей деятельности. Озабочиваясь малым количеством в крае священников (всего 10 человек) и не имея возможности вызвать подходящих лиц из России, где ходили преувеличенные слухи о гибельном климате Черноморья, прот. Кирилл, с согласия войскового начальства, избрал из местных жителей способных и истинно-расположенных к духовному званию людей, сам обучил их всему необходимому и отправил затем их к Екатеринославскому преосвященному для рукоположения. Так как церквей в крае было всего четыре (не считая часовен), то о. Кирилл иногда месяца по два разъезжал по краю "для испрашивания подаяний на построение церквей". В самое короткое время он заложил на собранные суммы во многих станицах деревянные церкви, вызвал из России мастеров и сам заведовал постройкою церквей. За все время его службы в Черноморье им было заложено и выстроено 27 церквей.
Его дальнейшая деятельность почти всецело была отдана делу просвещения в Черноморском крае, имевшем до него только одно низшее учебное заведение. По справедливости о. Кирилл Россинский и до сих пор именуется "просветителем Черноморского края". По его инициативе существовавшая в Екатеринодаре школа была 14 декабря 1806 г. преобразована в уездное училище; на постройку здания для него и на его содержание войсковая канцелярия постановила отпускать ежегодно пособие в 1500 рублей. Благодаря стараниям о. Кирилла, назначенного смотрителем училища, оно в самое короткое время наполнилось воспитанниками; из России он вызвал хороших преподавателей, среди которых сам он был примерным законоучителем.
Около 1809 г. умерла его жена, ее смерть сильно подействовала на о. Кирилла; по просьбе заштатного протоиерея И. Гоздава-Бочковского, он согласился уступить ему свое место, а сам намеревался идти, "по своему одиночеству и вдовству", в монастырь; на эту комбинацию не согласился екатеринославский архиеп. Платон (Любарский), к которому поступило из Св. Синода прошение о. Гоздаво-Бочковского, — и о. Кирилл остался в Черноморье.
В 1811 г., по ходатайству о. Кирилла, в уездном училище был образован первый класс гимназии, чем было положено начало к учреждению в Екатеринодаре гимназии, открытие которой составляло заветную мечту протоиерея Кирилла. Чтобы увеличить приток учащихся в уездное училище и, вместе с тем, подготовить контингент учеников для гимназии, о. Кирилл задался целью открыть приходские школы. Не рассчитывая на помощь войсковой канцелярии, он вновь обратился к благотворительности; напечатав и распространив высочайшую грамоту 1806 г. Черноморскому войску за пожертвования на учебное дело, он собрал сумму денег, достаточную для открытия трех школ, каковые и открыл в Темрюке, Щербиновке и ст. Брюховецкой. Надзирателями в эти школы он выбрал лиц из зажиточных и почетных жителей, которые, на основании Устава, должны были заботиться о внешнем и внутреннем благосостоянии школ; у екатеринославского архиепископа он испросил разрешение на преподавание в школах латинского языка и нотного пения для детей священно- и церковнослужителей, с правом отчислять за это на школы известную часть кружечного сбора. Вскоре он открыл четвертое училище — в Гривном.
Неожиданно в 1815 году екатеринославский архиепископ Иов (Потемкин) запретил пользоваться церковно-кружечными суммами, потребовав от о. Кирилла отчета в израсходовании этих сумм; все оказалось правильным, но источник доходов иссяк, благодаря чему многие учителя оставили свои места. Время с 1815 г. по 1817 г. было самым тяжелым в жизни о. Кирилла, — временем борьбы его за существование школ. Школьное дело было спасено, когда в 1817 г. явился благотворитель — Курский купец С. В. Антимонов, который пожертвовал 6500 рублей, благодаря коим было упрочено существование открытых школ.
Заботясь о просвещении и образовании детей духовенства Черноморского края, о. Кирилл открыл в августе 1818 года духовно-приходское училище и был первым его смотрителем. В 1819 году он открыл еще школы в станицах: Риговской, Темрюке, Медведовской, Кущевской, Леушковской и Пластуновской.
1 декабря 1819 года было высочайше разрешено на собранные о. Кириллом 45000 рублей открытие гимназии в Екатеринодаре, которое состоялось 17 мая 1820 года. Первым директором ее, в изъятие правил, был назначен о. Кирилл. Его стараниями была при Гимназии сформирована библиотека, куда поступили книги из войсковой канцелярии, Межигорского монастыря и др. мест; о. Кирилл не щадил на нее средств: все лучшее, что тогда выходило, — учебники и специальные ученые сочинения, — все приобреталось в библиотеку. Кроме наук, положенных по Уставу, в котором числились и изящные науки, основания политической экономии и коммерции, а с 1821 г. и греческий язык для желающих. О. Кирилл, ввиду особого, как он говорил, военного характера населения, свел еще преподавание военных наук: артиллерии и фортификации; он хотел также ввести в курс и турецкий язык, но не нашлось для этого подходящего преподавателя.
В своей деятельности он был совершенно лишен поддержки войсковой канцелярии, и только Харьковский университет, в ведении которого находилось школьное дело Черноморского края, являлся единственным пособником и ходатаем за его дело, неоднократно давая блестящие отзывы о его деятельности. Два года (1821 и 1822) о. Кирилла преследовала клевета за то, будто он занимался взяточничеством и присвоением общественных сумм; расследование совершенно сняло с него эти обвинения. Напряженная деятельность, при отсутствии поддержки, подорвала силы о. протоиерея; в начале 1825 г. он заболел и, не имея более возможности отправлять свои служебные обязанности, просил школьный комитет Харьковского университета об отставке. После многих попыток удержать его, комитет, наконец, предписал о. Кириллу сдать должность по форме одному из учителей, но окончить сдачу дел и имущества гимназии он не успел.
Скончался 12 декабря 1825 года он скончался. Погребен в Екатеринодарском Воскресенском соборе, по левую сторону алтаря. Над прахом его не поставлено памятника, но на портрете его, который хранился в Екатеринодарском окружном училище, собственною рукою о. Кирилла написаны слова, знаменующие всю его жизнь: "Alienis inserviendo consumor" (лат. служа другим, сгораю).
О. Кирилл Россинский был известен, как писатель и сотрудник журналов "Соревнователь Просвещения" и "Украинский Вестник". Он был членом Харьковского Общества наук, считавшего его в числе своих внешних членов по отделению словесных наук, Императорского Человеколюбивого Общества, почетным членом Санкт-Петербургского Вольного Общества любителей Российской словесности.
С 1999 года его имя носит Институт международного права, экономики, гуманитарных наук и управления г. Краснодара.
Награды
- бархатная скуфья, палица
- орден св. Анны 3-й степени (19 января 1812, за заслуги по делу просвещения в крае)
Труды
В 1815 г. составил руководство под заглавием: "Краткие правила Российского правописания" (дважды изданные в Харькове, иждивением Черноморского войска подполковника С. M. Дубоноса); кратко, просто и понятно изложенные правила составлены были так рационально, что могли бы с пользою служить еще и теперь, тогда же они были редкое, если не единственное явление в России.
Речи его издавались в 1818 ("Речь при публичном собрании в Екатеринодарском Уездном Училище 1816 года июля 30-го. Харьков) и в 1820 ("Речь при открытии Черноморской гимназии в Екатеринодаре, 1820 г., мая 17-го"t, СПб. и "Речь при публичном собрании, в заключение годичного испытания, в Екатеринодарском Училище", Харьков) годах.
Занимался он также иногда и стихосложением.
Литература
- Дела Архива Св. Синода: № 634, от 6-го ноября 1805 г.; № 755, от 23-го июня 1806 г.; № 1014, от 14-го декабря 1806 г.; № 681, от 23-го августа 1809 г.; № 57—1810 г.; № 1381—1821 г.; № 4367, от 11-го февраля 1812 г., № 587, от 3-го июня 1822 года;
- "Акты, собранные Кавказской Археографической Комиссией", т. VI, стр. 136, 137, 139—142, 145;
- П. Кеппен, Материалы для истории просвещения в России. вып. II — Библиографические листы 1825 г., СПб. 1826 г., стр. 586—589;
- Труды Вольного Общества любителей Российской словесности в СПб., ч. XII. стр. 3—32 ("Соревнователь", № 10); ч. IX, СПб, 1820 г., стр. 109, 339—340; ч. XVI, СПб., 1821, стр. 109, 357;
- Отчет Имп. Публичной Библиотеки за 1896 г., стр. 48;
- "Журнал Министерства Народного Просвещения", ч. LXVI, за 1860 г., отд. V, стр. 1—12;
- "Ведомости Московской городской Полиции" 1849 г., № 97, ст. В. Золотаренка;
- Приложение к циркуляру по управлению Кавказским Учебным Округом, № 10, 1876 г., стр. 1—48;
- Г. Н. Геннади, Словарь, т. III, М. 1908, стр. 268;
- Кубанский Сборник на 1913 г. (биография с портретом).
Использованные материалы
- А. Виноградов. Россинский, Кирилл Васильевич. Биографический словарь Половцева