Мощи прп. Псоя Египетского в монастыре Аль-Сириан |
Память 9 августа
Ученик преподобного Пахомия Великого. Подвизался в IV веке в Скитской пустыне.
Матери преподобного дважды во сне являлся Ангел и спрашивал, кого из сыновей она отдаст на служение Богу. Пока она раздумывала, Ангел указал на младшего - Псоя, и та с радостью согласилась. Он был воспитан в духе христианского благочестия и еще в юные годы воспылал желанием посвятить свою жизнь Богу.
Когда Псой вырос, то удалился в пустыню. Первоначально он поселился рядом с пещерой преподобного Иоанна Египетского, который через некоторое время благословил преподобного перейти в Нитрийскую пустыню. Там святой Псой жил в пещере в 15 км от келии преподобного Макария Великого. Вскоре слава о нем разнеслась среди жаждущих спасения. К нему из разных стран стали приходить желающие поучиться, и среди них святой Ефрем Сирин, из посоха которого, по преданию, выросло дерево тамаринд, которое до сих пор растет в монастыре. Впрочем, некоторые исследователи опровергают возможность встречи преподобных Псоя и Ефрема Сирина [1].
Когда учеников стало много и образовалась обитель, именуемая теперь Аль-Сириан (монастырь сирийцев), преподобный Псой удалился в пустынное место, сейчас там находится монастырь, носящий его имя.
К имени преподобного добавляют и прозвище Милостивый. Говорят, что он многажды в своей жизни удостаивался лицезреть Христа. До нас дошло следующее предание. Псой встречал всех путников, заходивших в монастырь, и сам омывал им ноги. Однажды на ногах одного из пришельцев он увидел раны от гвоздей. «Кажется, я тебя знаю», – с благоговейным ужасом произнес Псой. Путник исчез. Явившийся Ангел возвестил Псою, что то был Христос. Тогда преподобный в благодарность за оказанную ему милость выпил воду, которой омывал ноги Спасителя.
Святого Псоя также называют Христоносцем. Однажды ученики стали просить преподобного сделать так, чтоб и им встретить Христа. Псой помолился и по извещении свыше позвал их вместе взойти на гору. На пути они увидели старого калеку, который, узнав, куда они идут, попросился с ними. Ученики отказали старику. Позади шел Псой. Старик обратился и к нему с той же просьбой. Преподобный сжалился над калекой и посадил его к себе на плечи. Скоро Псой изнемог и далеко отстал от учеников. «Знаешь,– наконец сказал он калеке, – что-то ты становишься все тяжелее и тяжелее. Не пойму, почему это происходит». И вдруг он обратил внимание на ноги старика: на них были раны от гвоздей. Псой вострепетал: «По-моему, я уже омывал когда-то Твои ноги!» Калека исчез. Псой, добравшись наконец до вершины, нашел там своих учеников. «Где же ты был? Где же Христос?» – спросили они. А он отвечал: «Не на горе надо Его искать, а в ближнем своем».
Его мощи пребывают нетленными и покоятся в монастыре Аль-Сириан в храме V века, с левой стороны от иконостаса. Его тело сохранилось полностью нетленным, таким же, каким оно было при жизни. Мощи святых копты традиционно оборачивают в красный бархат и покрывают сверху полиэтиленовой пленкой, которую натирают благовонными маслами.
Литература
- Климент (Капалин), архиеп. В стране святых воспоминаний: Путешествие русских паломников в Египет.- Калуга: Калужская духовная семинария, 2004, с. 94
Использованные материалы
- Cвятые обители нитрийской пустыни. Монастырь Преподобного Псоя Египетского, опубликовано на сайте пустыни Спаса Нерукотворного, село Клыково:
- Житие Преподобного Псоя Египетского, на официальном сайте храма Всех Святых на Кулишках:
- Фотография мощей взята с сайта Челябинской и Златоустовской епархии
[1] "Мы точно знаем о том, что св. Ефрем проживал к востоку от реки Евфрат во второй и третьей четверти IV в. /.../ ни одно из его путешествий не было исторически обоснованным. /.../ св. Ефрем никогда не посещал ни св. Василия, ни св. Бишоя". С.П. Брок "Святой Ефрем - певец Слова Божия", Христианское чтение № 1, 2012 - http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/brok-efrem-sirin.pdf