Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АРСЕНИЙ (ПАПАЧОК)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архимандрит Арсений (Папачок)
Архимандрит Арсений (Папачок)
Арсений (Папачок) (1914 - 2011), архимандрит, духовник Текиргёлского монастыря.

В миру Ангел Папачок (Anghel Papacioc), родился 13 августа [1] 1914 года в селе Мисляну коммуны Периець Яломицкого жудеца Румынии. В молодости был единственный из своего села, кто регулярно ходил в церковь [2]. В 1932 году закончил училище искусств и ремёсел в Бухаресте.

Служил в румынской армии. Сразу после Второй мировой войны, когда в Румынии только установилась коммунистическая власть, решил стать монахом.

Стал послушником в монастыре Козия в 1947 году. В 1948-1949 годах проходил послушание в монастыре Чокловина в Горжском жудеце.

Будучи в розыске у службы госбезопасности, он познакомился со старцем Клеопой (Илие). Это было лютой зимой, в феврале 1949 года, и старец привёл послушника в Сихастрийский монастырь. На духовном совете с самыми близкими к нему маститыми насельниками монастыря отец Клеопа решил отправить Ангела в лес, в пустыню. После обретения нового аскетического опыта в холоде и голоде лесной пустыни, его взяли обратно жить в монастырь. Тогда он ещё более сблизился со старцем Клеопой и стремился следовать ему, хотя отец Клеопа был больше склонен к подвижничеству, а отец Ангел - к трезвению. Они впоследствии не раз удалялись вдвоём жить в лесной пустыни.

В 1950 году принял монашество с именем Арсений в Бухарестском Анфимовском монастыре. В то время митрополит перевёл 30 монахов из Сихастрии в монастырь Слатина, а отца Арсения взяли в Библейский институт Бухареста. Здесь он занимался рисованием и лепкой. Однако, миниатюрные фигурки и рисунки утомили его глаза, и на обследовании ему запрещено было работать с миниатюрами. Получив двухмесячный отпуск, он тоже пошел в Слатину и так и остался жить там по благословению патриарха. 26 сентября 1950 года он был рукоположен в Слатине во иеромонаха.

Потом его назначили духовником семинарии в Нямецком монастыре.

Затем митрополит Севастиан рукоположил его во иеромонаха и назначил игуменом Слатининского монастыря, то есть заместителем старца Клеопы, который был настоятелем. К тому времени в Слатине уже образовалась община из 120 монахов, с монашеским училищем, так что монастырь славился как академия. У монастыря был большой потенциал, и митрополит, видя жизнь обители под управлением отца Клеопы, дал под его управление семь монастырей, объединив молдавское монашество вокруг Слатины.

Известность нового монашеского центра и усиленная подвижническая жизнь старцев Клеопы и Арсения, привлекли к ним внимание Синода и их вызвали в Бухарест. Патриарх предоставил в распоряжение подвижников Патриарший дворец, но предложил следующее: отправить их по стране, но так, чтобы они хотя бы по два раза в год бывали в каждом монастыре. Однако, подвижники уклонились от этого служения и вернулись в Слатину.

Их монашеский центр продолжал расти. Отец Арсений также участвовал в православном движении "Неопалимая Купина". Наконец, коммунистические власти осудили эту организацию как подрывающую основы нового государства. Отец Арсений был арестован 14 июня 1958 года и приговорён к 40 годам тюрьмы, в основном за участие в движении «Неопалимая Купина». Сидел с разными людьми. В частности, был в хороших отношениях с отцом Димитрием Станилоае. Как-то его бросили в холодный карцер, где он, по расчётам тюремщиков, должен был умереть за три дня. Но он не умер и после семи. Свой тюремный опыт в 2011 году отец Арсений описывал так:

Это был необыкновенный опыт, мы вышли оттуда умудренными. Тюрьма – это большой подвиг. Она смиряла тебя, потому что Сам Господь держал твою душу. Но ты знал, что все эти страдания ради великой Истины, так как была цель изуродовать твои идеи и душу различными их методами. И единственный способ выстоять и победить в этой ситуации – не принимать их идей. Ты мог стать великим героем, когда говорил: «Господин, я не принимаю этого!» Это стоит жизни... Никакое образование и ничто другое не формирует в тебе состояние постоянного присутствия перед Господом, как тюрьмы и страдания [2].

Прошёл тюрьмы в Брашове, Аюде и Жилаве. 1964 году был досрочно освобожден.

По выходе из заключения был назначен священником в Трансильвании. Был некоторое время игуменом в монастыре Козия.

С 1976 года - духовник монастыря во имя святой Марии в городе Текиргёл.

К концу земной жизни был старейшим и одним из самых почитаемых румынских старцев. У него окормлялись тысячи духовных чад. В бумажном, электронном и видео формате были собраны многочисленные сводки его глубоких поучений.

Страдал сердечно-сосудистыми заболеваниями. Скончался спокойно и в ясном сознании 19 июля 2011 года в своей келье в монастыре Текиргёл.

Труды

Использованные материалы

  • Некролог на официальном сайте Болгарской Православной Церкви:
  • Арсений (Папачок), архим., "Воспоминания о старце Клеопе," [пер. с румынского Зинаиды Пейковой по: În memoria Părintelui Cleopa: «Mânca-v-ar Raiul!», Vol. 2, Vânători: Editura Mănăstirea Sihăstria, 2004.], 26 июля 2011:
  • "«Смерть приходит не для того, чтобы ей приготовили кофе». Последнее интервью с румынским старцем Арсением (Папачоком). Беседовал Игорь Зыбин," 24 августа 2011:



[1]  Так в некрологе на http://www.bg-patriarshia.bg/news.php?id=48823. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/46954.htm указывает 15 августа.

[2]  "«Смерть приходит не для того, чтобы ей приготовили кофе». Последнее интервью с румынским старцем Арсением (Папачоком). Беседовал Игорь Зыбин," 24 августа 2011, http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/48250.htm

Редакция текста от: 02.01.2018 11:39:23

"АРСЕНИЙ (ПАПАЧОК)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google