Святой мученик Боян. Современная фреска. |
Память 28 марта и в Соборе Болгарских святых
Старший сын Болгарского хана ярого язычника Омуртага, Енравота был отстранен от наследования власти скорее всего еще при отце из-за симпатий к Христианству.
Когда на Болгарский престол вступил его младший брат-язычник Маламир (или Маломир, Владимир), Енравота обратился к нему с просьбой освободить из заточения христианина грека Кинама (Кинамона), который долгое время находился в заключении, потому что отказался участвовать в языческом жертвоприношении. Желание князя было исполнено, и он, увидев до крайности истощенного Кинама, спросил, за что он так страдал. В долгой беседе просвещенный христианин объяснил князю-язычнику заблуждения язычества и необходимость Христовой веры для спасения, и тот принял святое крещение под именем Боян (Воин).
Новообращенный благоверный князь, познакомившись с христианским благочестием, проникся искренней любовью к молитве, посту и Богомыслию. Маламир, узнав об обращении брата в христианство, потребовал от него отречения от Христовой веры и возвращения к язычеству. Однако святой князь решительно отказался, за что был приговорен к усечению мечем. Перед казнью святой князь пророчески произнес: "Вера, за которую я умираю, распространится по всей болгарской земле. Напрасно надеются остановить ее моею смертью. Будут воздвигнуты храмы Истинному Богу, и служение Ему не прекратится, а идолы и скверные жертвенники исчезнут". С последним пророческим словом он обратился к брату Маламиру: "От своей жестокости ты не получишь никакой пользы, и скоро тебя постигнет смерть" [1]. Мученичество совершилось около 830-833 года. Вскоре Маламир умер не оставив наследника, а равноапостольный Борис-Михаил крестил Болгарию.
О месте его захоронения и возникновении почитания достоверных данных не сохранилось. Сведения о жизни святого Бояна содержатся в "Житии Тивериопольских мучеников," написанном блаженным Феофилактом Охридским на рубеже XI-XII веков. Память князя-мученика празднуется однократным поминанием на всенощном богослужении.
Источники, литература
- Theophylactus, archiep. Bulgariae, "Martyrium ss. quindecim illustrium martyrum qui imperanti Iuliano Apostata Tiberiopoli, qua Strumitza bulgarice dicitur, passi sunt," PG, T. 126, Col. 151-222.
- Партений, еп. Левкийски, Жития на бълг. светии, София, 1979, т. 2, 40-41.
- Златарски, В., История на Българската държава през средните векове, София, 1994, т. 1, ч. 1, 332-334, 448-451.
- Житие святого мученика Бояна-Энравоты (на болгарском):
Использованные материалы
- Темелски, Хр., "ВОИН," Православная энциклопедия, т. 9, 209:
- Страница календаря портала Православие.ру:
[1] Прямая речь по http://days.pravoslavie.ru/Life/life727.htm