Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

БОЯН-ЕНРАВОТА

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Святой мученик Боян. Современная фреска.
Святой мученик Боян. Современная фреска.
Енравота, в крещении Боян (Воин) (+ ок. 830-833), князь Болгарский, мученик.

Память 28 марта и в Соборе Болгарских святых

Старший сын Болгарского хана ярого язычника Омуртага, Енравота был отстранен от наследования власти скорее всего еще при отце из-за симпатий к Христианству.

Когда на Болгарский престол вступил его младший брат-язычник Маламир (или Маломир, Владимир), Енравота обратился к нему с просьбой освободить из заточения христианина грека Кинама (Кинамона), который долгое время находился в заключении, потому что отказался участвовать в языческом жертвоприношении. Желание князя было исполнено, и он, увидев до крайности истощенного Кинама, спросил, за что он так страдал. В долгой беседе просвещенный христианин объяснил князю-язычнику заблуждения язычества и необходимость Христовой веры для спасения, и тот принял святое крещение под именем Боян (Воин).

Новообращенный благоверный князь, познакомившись с христианским благочестием, проникся искренней любовью к молитве, посту и Богомыслию. Маламир, узнав об обращении брата в христианство, потребовал от него отречения от Христовой веры и возвращения к язычеству. Однако святой князь решительно отказался, за что был приговорен к усечению мечем. Перед казнью святой князь пророчески произнес: "Вера, за которую я умираю, распространится по всей болгарской земле. Напрасно надеются остановить ее моею смертью. Будут воздвигнуты храмы Истинному Богу, и служение Ему не прекратится, а идолы и скверные жертвенники исчезнут". С последним пророческим словом он обратился к брату Маламиру: "От своей жестокости ты не получишь никакой пользы, и скоро тебя постигнет смерть" [1]. Мученичество совершилось около 830-833 года. Вскоре Маламир умер не оставив наследника, а равноапостольный Борис-Михаил крестил Болгарию.

О месте его захоронения и возникновении почитания достоверных данных не сохранилось. Сведения о жизни святого Бояна содержатся в "Житии Тивериопольских мучеников," написанном блаженным Феофилактом Охридским на рубеже XI-XII веков. Память князя-мученика празднуется однократным поминанием на всенощном богослужении.

Источники, литература

  • Theophylactus, archiep. Bulgariae, "Martyrium ss. quindecim illustrium martyrum qui imperanti Iuliano Apostata Tiberiopoli, qua Strumitza bulgarice dicitur, passi sunt," PG, T. 126, Col. 151-222.
  • Партений, еп. Левкийски, Жития на бълг. светии, София, 1979, т. 2, 40-41.
  • Златарски, В., История на Българската държава през средните векове, София, 1994, т. 1, ч. 1, 332-334, 448-451.
  • Житие святого мученика Бояна-Энравоты (на болгарском):

Использованные материалы



[1]  Прямая речь по http://days.pravoslavie.ru/Life/life727.htm

Редакция текста от: 14.01.2012 13:33:04

"БОЯН-ЕНРАВОТА" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google