Михаил Андреевич Гратинский (1770 - 1828), протоиерей.
Родился в ноябре 1770 года в семье протоиерея, воспитывался в Александро-Невской семинарии.
26 июня 1791 г. по окончании семинарии поступил диаконом в Санкт-Петербургский Петропавловский собор.
3 апреля 1793 г. переведен в Морской Богоявленский собор.
3 февраля 1797 г. рукоположен в сан священника и направлен на службу в храм Преображения Господня лейб-гвардии Преображенского полка, а 23 декабря 1800 г. по высочайшему повелению перемещен в Кавалергардский полк.
4 мая 1804 г. был возведен в сан протоиерея.
В этом же году участвовал с полком в антинаполеоновской кампании в Австрии и находился в сражении при Аустерлице. 25 марта 1807 г. отправился с полком в Пруссию.
В 1812 г. полк был направлен в Вильно, затем отступал в глубь России.
26 августа 1812 г. о. Михаил принял участие в Бородинском сражении. Сохранился рапорт обер-священника 1-й Западной армии протоиерея А.А.Торопогрицкого военному министру, главнокомандующему 1-й Западной армией генералу от инфантерии М.Б. Барклаю де Толли с ходатайством о награждении М. Гратинского орденом св. Анны 2-й степени за Бородинское сражение.
9 августа, как отмечал сам о. Михаил в рапорте обер-священнику И.С. Державину, он отправился в Москву «для исправления починкою церковных вещей» и «остался в Москве у неприятеля в плену». 2 сентября о. Михаил «взят был в плен, где претерпел жестокости от неприятеля».
В тот день в Москве начались пожары, и о.Михаил Гратинский вместе с коллежским регистратором Соколовым также вынуждены были спасаться от огня и грабежей, переходя из одного дома в другой. В подвале дома, сгоревшего на Никитской улице. о.Михаилу пришлось пережить сильнейшее потрясение. Впоследствии он сообщал: «Тут отняты у меня часы, бумажник с 600 руб., аттестат на получение фуража. Святотатственною рукою сорван был крест, всемилостивейше государем императором пожалованный, сорвали и святую дарохранительницу всегда носимую мною на ленте. Невозможно изобразить состояния моего, в коем находился я, взирая на поругание святыни». Помог о. протоиерею неприятель, который проходил мимо. Он отнял крест и дарохранительницу у мародеров и отдал обратно Гратинскому.
В присутствии французских офицеров о. Михаил отслужил в домовой церкви генеральши Глебовой-Стрешневой молебен о послании русскому воинству победы над супостатом. Знали бы захватчики, о чем молился полковой священник, вовек бы не сносить ему головы.
Французский генерал Ж.Л. Гросс приказал отвести погорельцев во двор дома Лобанова, где сам квартировал, выделил Гратинскому особый покой, также ему был возвращен образ святителя Николая в серебряной позолоченной ризе. В этом доме люди прожили до 13 сентября. Недостаток пропитания заставил их искать другое место. Коллежский регистратор Соколов «нашел свободный от французов дом на Мясницкой улице, куда с позволения генерала отвел и других 200 человек», т.е. и Гратинский, и Соколов, и другие их спутники могли свободно перемещаться по Москве, как в поисках пищи, так и другого жилья.
Отец Михаил добился у французов разрешения отправлять богослужение в уцелевшей церкви св. Евпла на Мясницкой улице, где уже 15 сентября, в день празднования коронования Александра I, он провел молебен о даровании «победы русскому христолюбивому воинству и об изгнании врага». Молебен сопровождался колокольным звоном. При этом военный комендант Москвы генерал Ж.Б. Мийо выдал Гратинскому пропуск и дал караул из двух солдат для безопасного богослужения. Докладывая полевому обер-священнику, о. Гратинский писал: «Вся церковь была омыта слезами. Сами неприятели, смотря на веру и ревность народа русского, едва не плакали». Богослужения и проповеди отец Михаил проводил почти каждый день, призывая к беспощадной войне с поработителями. Слух о храбром священнике быстро распространился среди немногих оставшихся в столице жителей, и на его проповеди, несмотря на смертельную опасность, всегда собирались люди. Уже накануне выхода неприятеля из Москвы (16 или 17 октября) в церкви архидьякона Евпла побывал москвич С.А. Маслов. Он писал: «Стечение народа было невероятное, и, кажется, что многие давно так усердно не молились, как в тогдашнее время. Каждый день, как узнал я после, бывало множество причастников, и все русские исповедовались, как бы ежеминутно ожидая смерти» [1]
Согласно рапорту о.М.Гратинского, он оставался в Москве вплоть до прихода казаков. После освобождения Москвы о. Михаил стал духовником Александра I.
К своему полку, находившемуся в Германии, о. Михаил вернулся только 3 марта 1813 г. Вместе с полком он проследовал «через Шлезию, Пруссию, Богемию, где 18 августа находился при действительном сражении при Кульме, потом через Саксонию, владение Веймарское, Виртенбергское, Баварское до Рейна».
Потом через Рейн попал в пределы Франции, «где 13 марта при местечке Фершампенуазе был при действительном сражении». 19 марта вступил с полком в Париж и с полком же по окончании кампании прошел обратно Европу.
С 1815 г. состоял благочинным церквей Гвардейского корпуса.
За долговременную службу в сане протоиерея и 20-летнюю службу в Кавалергардском полку, а также за ревностное исполнение своих обязанностей как в походах, так и в мирное время ему была назначена в 1821 г. пожизненная пенсия 300 руб. в год.
В том же году его перевели в придворный собор Зимнего дворца, где он прослужил шесть с половиной лет.
Скончался от водянки 17 июля 1828 года в возрасте 57 лет и 8 месяцев. Похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище. После смерти его остались жена его, Марья Степановна (фамилия неизвестна), 52 лет и сын Иван 22 лет, о котором в послужном списке отца Гратинского значилось, что он обучался в «Московской медико-хирургической академии студентом волонтером, на содержании родителя».
Награды
- наперсный крест (1806)
- камилавка (12 февраля 1807)
- орден св. Анны 2-й степени
- алмазные знаки ордена св. Анны 2-й степени «за усердное выполнение во все время нынешней войны христианского обряда на месте сражения над умирающими и тяжелоранеными» (1814)
- наперсный крест на Владимирской ленте (1818)
- палица (1823)
Использованные материалы
- Владимир Рогоза Георгиевские кавалеры в рясах. Возможно ли такое? Часть 1.
- Б. А. Костин Священник полковой
- Биографический словарь Половцева
- Назарян Е.А. Участник Отечественной войны 1812 года Михаил Андреевич Гратинский
[1] Наполеон в России глазами русских. М., 2004. С. 17-18.