Прп. Аполлоний пустынник. Икона |
Память 31 марта, 21 января (Греч. [1])
Сын благочестивых родителей Аиси и Амани [2]. По одной версии у него был старший брат, монах, умерший до его рождения, который являлся ему во сне [3]; по другим данным, его родители были бездетными до рождения Аполлония [4].
Пятнадцатилетним юношей удалился во внутреннюю Фиваидскую пустыню, Нижний Египет, вместе со своим родственником Абибом. После 14 лет отшельнической жизни Аполлоний сподобился Божественного Откровения:
По внушению свыше, во времена Юлиана Отступника, он перешел в ближнюю пустыню и близ Ермополя основал обитель, в которой постепенно собралось около пятисот иноков. Братия монастыря до вкушения пищи причащалась Святых Таин, затем до вечера поучалась в Священном Писании, а после заката солнца, вкусив пищи, одни удалялись в пустыню, «предаваясь во мраке ночи Богомыслию и размышлению о слове Божием», другие оставались в обители. Часто иноки этого монастыря вкушали пищу один раз в день. Аполлоний порицал тех, кто придерживался суровых форм аскезы: не стриг волос или носил вериги, - видя в этом проявление тщеславия [6]. При этом сам преподобный был строгим постником, вкушал вареную пищу только по воскресеньям, а в остальные дни питался только дикими растениями [7].
Однажды одного из иноков насильно рекрутировали на военную службу и заперли в темнице. Аполлоний вместе с другими монахами посетил его в заключении, утешил и посоветовал сохранять твердость. Сотник, узнав про это, сильно разгневался и заключил преподобного со спутниками в тюрьму, приставив многочисленную стражу. Однако в полночь явился ангел Господень, отверз двери темницы и монахи беспрепятственно покинули ее.
В окрестностях монастыря было расположено около десяти языческих поселений. Однажды преподобный оказался свидетелем языческого ритуала: жрецы в сопровождении толпы обносили идола по окрестным селениям, «неистовствуя наподобие вакханок». По молитвам преподобного участники идолослужения остановились и не смогли далее продолжить шествие. Узнав о причине случившегося, многие последовали за Аполлонием, а идол был сожжен. После этого случая многие язычники стали христианами, а некоторые даже остались в монастыре. Скоро в окрестностях обители почти не осталось язычников [6].
Когда между двумя деревнями близ обители пошли раздоры из-за границ, преподобному удалось обратить в Христову веру разбойника, который, вероятно, был зачинщиком ссоры, и восстановить мир. В другом случае Аполлоний сумел предотвратить кровопролитие между христианской и языческой деревнями, наказав предводителя язычников страшной смертью. Когда в Фиваиде случился голод, Аполлоний снабжал продуктами жителей окрестностей.
Скончался мирно, вероятно, около 395 года, в весьма преклонном возрасте.
Почитание
Сведения о святом Аполлонии были записаны в "Истории монахов", автор которой, вместе со своими спутниками, посетил преподобного незадолго до его кончины и прожил в его монастыре около недели. Сведения о нем также вошли также в «Церковную историю» Созомена, который называет автором жития преподобного предстоятеля Александрийской Церкви Тимофея. В Коптской Церкви сохранились древние свидетельства об Аполлонии в описании путешествия аввы Павла из Антинои по египетским монастырям [8], а также в арабо-яковитском синаксаре. Этот синаксарь под 5 эмшира (30 января) называет Аполлония «равноангельским». Коптская Церковь также совершает его память 25 паопе (22 октября).
Раскопки на месте основанного Аполлонием монастыря Бауит открыли иконографию преподобного, который часто изображается вместе с Фибом - возможно последний одно лицо с Абибом, родственником и сподвижником Аполлония.
Православные календари Восточной Римской империи указывают его память 31 марта. Грекоязычное житие [9] представляет собой переработку повествования о преподобном из «Истории монахов». Краткое житие Аполлония вошло в списки нестишного Пролога 2-й редакции, составленной на Руси не позднее конца XII века, и помещено в Великих Минеях Четьих [10]. Почитание святого Аполлония также существует и в римо-католицизме, где его память совершается 25 января [11].
Литература
- BHG, 149к.
- Hist. mon. Aeg., 8.
- Rufinus, Hist. mon., 7 (рус. пер.: Руфин, Жизнь отцов, 37-52).
- Sozom., Hist. eccl., III, 14; VI 29.
- Le Synaxaire arabe jacobite (rеdaction copte) [Ed. R. Basset], PO, T. 1, Fasc. 3, 366-369.
- Crum, W. E., "Der heilige Apollo und das Kloster vom Baouit," Aegyptische Zschr, 1902, Bd. 40.
- David J. Apollo (4), DHGE, T. 3, Col. 1000-1004.
- Gobry, I., Les moines en Occident, P., 1985, Т. 1, 197-201.
Использованные материалы
- Войтенко, А. А., "Аполлоний Фиваидский," Православная энциклопедия, т. 3, 70-71:
- http://www.jmp.ru/svyat/mar31.htm
[1] Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ, Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος - http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1834/sxsaintinfo.aspx
[2] Согласно синаксарю.
[3] По "Истории монахов."
[4] По синаксарю.
[5] Hist. mon. Aeg., 8.
[6] Согласно «Истории монахов».
[7] По http://www.jmp.ru/svyat/mar31.htm
[8] Фрагменты манускрипта из коллекции Борджа Ватиканской библиотеки.
[9] Древнейший дошедший до нас список XI века.
[10] Иосиф, архим., Оглавление ВМЧ, Стб. 59 (1-я паг.).
[11] См. страницу римо-католического месяцеслова Catholic Online, http://www.catholic.org/saints/saint.php?saint_id=1493