Иеросхимонах Моисей (Боголюбов) |
В миру Валентин Евгеньевич Боголюбов, родился в 1915 году в Рязани. Его родители, Евгений и Клавдия, по профессии преподаватели, происходили из древних священнических родов.
Окончил Московский энергетический институт и аспирантуру по кафедре теоретических основ электротехники и остался преподавать в родном вузе.
В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Валентин Евгеньевич сразу же, как и его коллеги, хотел идти в ополчение, но за послушание маме дождался призыва в регулярную армию, что спасло ему жизнь. Он был направлен в пулеметную школу, во время налета немецкой авиации получил сильную контузию, оказался в госпитале и вскоре демобилизовался, чтобы продолжить занятия наукой, а ополчение, куда хотели взять Валентина Евгеньевича, практически все полегло под Москвой...
В 1945 году Валентин Евгеньевич защитил кандидатскую диссертацию, а в 1953 - докторскую на тему «Квазирелаксационные электрические колебания в феррорезонансных цепях с подмагничиванием». В 1963 году получил звание профессора. В. Е. Боголюбов входил в число самых ярких преподавателей и ученых кафедры, им были изданы многочисленные учебные пособия и монографии по теории нелинейных цепей и нелинейных колебаний.
У Валентина Евгеньевича была дача в Подмосковье рядом с храмом. В свободное от научных трудов время он любил туда приходить. Однако веру в те сложные времена ему приходилось скрывать: «Зайду я в воскресенье и праздничные дни, записку подам, свечку поставлю и стою тихонечко. Никто меня там не знал...» О добром и милостивом сердце профессора Боголюбова вспоминали его коллеги, рассказывая, как он постоянно интересовался заботами каждого сотрудника научной группы, старался помочь в преодолении трудностей.
Позже Валентин Евгеньевич начал ездить в Лавру. Большое впечатление произвел на него архимандрит Иннокентий (Просвирнин). С ним профессор познакомился в середине 1970-х, когда тот работал в Издательском отделе Московской Патриархии.
Отец Филадельф (Боголюбов) |
7 февраля 1979 года принял монашеский постриг в Лавре с наречением имени Филадельф. 1 декабря того же года он был рукоположен во иеродиакона.
3 февраля 1985 года рукоположен во иеромонаха.
В Лавре отец Филадельф нес различные послушания: разливал освященное масло, дежурил в надкладезной часовне и раздавал воду, пел на клиросе, продавал свечи в Предтеченском храме приходящим туда на исповедь и там же, после окончания этого послушания, читал акафист перед иконой Божией Матери «Державная», которую особенно чтил. Много времени отец Филадельф проводил в библиотеке Лавры, изучая труды святых отцов.
Старец был усердным тружеником и молитвенником. У себя в келье он принимал посетителей, поток которых с каждым годом все более и более возрастал. По воспоминаниям духовных чад и почитателей старца, он обладал удивительным смирением. Будучи уже в возрасте, кланялся всем послушникам. Во время чтения жития святых за трапезой плакал. Всех приходящих принимал с радостью, считая себя недостойным тех, кто к нему приходил, сокрушаясь о грешнике и радуясь праведнику.
В январе 1992 года отец Филадельф и православные публицисты из Москвы завершили программную статью «На острие меча». Данная работа положила начало известному сборнику «Православие. Армия. Держава». В монашескую келью батюшки и раньше часто приезжали его ученики и коллеги по работе в МЭИ - теперь ее стали посещать и крупные военачальники. Отец Моисей говорил о том, что совершенно обязательным и неизбежным условием возрождения и сохранения России как государства является духовное возрождение армии и флота на основе Православия. «Если наша Армия соединится с Церковью — Россия будет непобедима!» — утверждал батюшка.
По свидетельству самого отца Филадельфа, однажды он был сброшен демонами с кровати, а родинка на его щеке, начавшая внезапно перерастать в раковую опухоль. Позднее эта кровоточащая рана превратилась в младенчески розовую кожу.
Отец Филадельф много писал. Он готовил к выпуску сборник «Троицкие листки». Из-под его пера вышли статьи, публицистические работы, материалы к проповедям (ни одну из этих проповедей ему, впрочем, так и не удалось произнести с амвона — как свидетельствовал впоследствии сам батюшка, за отказ сотрудничать с КГБ, бдительно опекавшим в те годы Лавру, его даже чуть не выгнали из обители). Сначала статьи он перепечатывал на машинке, потом стал ксерокопировать.
За несколько месяцев до своей кончины старец, по благословению архимандрита Кирилла (Павлова), принял великую схиму с именем пророка Божия Моисея (после кончины в его келье была найдена рукопись с недописанным акафистом этому великому ветхозаветному святому).
Скончался 9 декабря 1992 года. Перед кончиной батюшка каждый день причащался Святых Христовых Таин. Умирал в полном сознании, до последнего момента осеняя себя крестным знамением.
Похоронен, по его личной просьбе, рядом с могилой горячо любимой матери - на новом Сергиево-Посадском кладбище у села Благовещенское.
Архимандрит Кирилл (Павлов) (+ 2017) вспоминал:
Использованные материалы
- В служении Пресвятой Троице и преподобному Сергию. Братия Троице-Сергиевой Лавры XX–XXI веков. Избранные жизнеописания / Сост. иером. Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2024. С. 109–114.
- Пафнутий (Фокин), иеромонах. «УЧЕНЫЙ ЛАВРСКИЙ СХИМНИК К 30-летию блаженной кончины иеросхимонаха Моисея (Боголюбова)» // Православие.Ru
- Иеромонах Пафнутий (Фокин). "Ученый лаврский схимник..."// Сайт храма Преображения Господня в Звездном городке