Свт. Алексий, архиеп. Новгородский. Фреска церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода (1380-е гг.) |
Память 3 февраля (Новг.)
Был монахом, ключником (экономом) Софийского архиерейского дома в Новгороде и ближайшим сподвижником Новгородского архиеп. Моисея. После удаления последнего на покой избран по жребию на кафедру 15 сентября 1359 года.
Зимой 1359/1360 года рукоположен во диакона, затем во священника Тверским святителем Феодором Добрым.
12 июля 1360 года хиротонисан во епископа Новгородского святителем Московским Алексием во Владимире.
30-летнее святительство Алексия ознаменовано конфликтом Новгорода с митрополией. Причиной его поначалу было самовольное усвоение Алексием себе кре́стчатых риз (полиставрия), являвшихся отличием высших церковных иерархов (патриархов и митрополитов), и лишь в виде исключения из особых церковно-политических соображений пожалованных предшественникам Алексия - святителям Моисею и Василию Калике. В ответ на обращение митрополита Алексия Константинопольский патриарх в июне 1370 года ответил ему весьма резким посланием с требованием сложить кресты с фелони и подчиниться митрополиту. Из письма ясно, что дело вряд ли ограничивалось внешним отличием, - по-видимому, предпринимались попытки придать Новгородской архиепископии ту или иную степень независимости от митрополии. О последствиях патриаршего послания ничего не известно, но, видимо, конфликт продолжился, и с ним было связано добровольное удаление Алексия в Деревяницкий Воскресенский монастырь в конце 1375 года.
По усиленным просьбам новгородцев, которые особым посольством даже испросили на то благословение митрополита Московского Алексия, 9 марта 1376 года Алексий Новгородский вернулся на кафедру, а в августе отправился в Москву, где примирился с митрополитом и великим князем. Характерно, что сразу же вслед за этим в Новгороде, сославшись на Москву, отказались принять грамоты новопоставленного митрополита Киприана.
В 1380 году, когда на Москве не было митрополита, Алексий во главе новгородской делегации заключил с благоверным великим князем Димитрием Донским договор "на всей старине новгородчкой" [1], а в 1385 году, при митрополите Пимене, конфликт с митрополией обострился снова из-за решения новгородцев отказать митрополиту в "позывном" (апелляционном) суде и судиться только у своего архиепископа, которому были бы приданы светские заседатели, что не только подрывало единство Русской Церкви, но и существенно задевало фискальные интересы митрополии.
В 1386 году архиеп. Алексий вновь, на этот раз неудачно, выступил посредником при заключении с Москвой "мира по всей старине": заключённый договор не имел церковного аспекта, и конфликт из-за позывного суда был улажен только при митрополите Киприане. Алексия к тому времени уже не было в живых: в апреле 1388 года он удалился в Деревяницкий монастырь, "изволив молчанное житие".
Скончался 3 февраля 1390 года в Деревяницком монастыре. Погребён там же.
При архиепископе Алексии развернулась борьба с явившейся в Новгороде ересью стригольников. В период его святительства в Новгороде велось активное церковное строительство; Алексий был лично причастен к воздвижению церкви Рождества Христова на Владычне дворе (1362), надвратной церкви Сретения в монастыре Антония Римлянина, Преображенского собора в Торжке (1364), церквей святителя Николая на Лятке (1365), Спаса Преображения на Ильине (1372), великомученика Димитрия Солунского (1381) и святителя Климента Римского (1386). По его заказу в 1363 года были начаты росписи в церкви Успения на Волотовом поле.
Существует предположение [2], что Алексий Новгородский изображён на южной стене этого храма в ктиторской фреске, датируемой 1380-ми годами: святитель Моисей, архиепископ Новгородский (строитель церкви), и Алексий, оба с нимбами, предстоят Богоматери, облачены в белые клобуки и кре́стчатые фелони. Образ, написанный при жизни или вскоре после смерти Алексия, сохраняет достоверные черты его внешности. Описание его облика, как и ряда других Новгородских иерархов, содержится в одной из дополнительных статей Строгановского иконописного подлинника конца XVIII века (в перечне Новгородских архиепископов и епископов от Иоакима Корсунянина до Леонида): "А подобием впросед, брада Василия Кесарийскаго покороче, на концы вдвоем космачки, на главе клабук бел, ризы святительския" [3]; Алексий назван блаженным, день памяти не указан. Упоминается в Кайдаловских святцах конца XVII в. (?) или 1868 года.
Литература
- НПЛ; ПСРЛ. Пг.; Л., 1915-19252. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1-2; ПДРКП. Прил. Стб. 115-118. (РИБ; Т. 6).
- Тихомиров П. И., прот. Кафедра Новгородских святителей со времени введения христианства в Новгороде (в 992 г.) до покорения его Московской державе (в 1478 г.). Новгород, 1891. Т. 1. С. 191-207;
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 547;
- Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989. С. 68-74;
- Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 47, 260.
Использованные материалы
- А. В. Назаренко, Г. Р. Столова. "Алексий" // Православная энциклопедия, т. 1, с. 636-637:
[1] НПЛ. С. 376
[2] Вздорнов. С. 68-74
[3] БАН. Строг. № 66. Л. 151-152, кон. XVIII в.