Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЕНИСЕЙСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Енисейский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Фото с сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству
Енисейский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Фото с сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству
Енисейский Спасо-Преображенский (ранее Спасский) мужской монастырь Енисейской епархии

Монастырь основан в 1640/1641 году при архиеп. Тобольском Герасиме (Кремлёве) и находился близ юго-западной стороны Енисейского острога на довольно возвышенном холме, в полукилометре от реки Енисей [1]. Первоначально был освящен в честь Нерукотворного образа Спасителя, с 15 апреля 2008 года - в честь Преображения Господня.

История монастыря мало исследована, т. к. архив несколько раз горел во время городских пожаров. Существует, впрочем, красивое, но малоисторическое предание о том, что на месте будущего Спасского монастыря, в 1592-1593 годы, т.е. за 14 лет до первого официального появления русских на берегах Енисея, подвизался в келье некий инок Тимофей (Иванов) [2].

Архим. Амвросий (Орнатский) без ссылки на источники называет «строителей» монастыря Сергия (1639) и Феодосия (1644). В одном из земельных актов 1679 года указывалось, что братия считает строителем монастыря "черного попа" Феодосия, "а в котором году и по какому великого государя указу, про то они сказали не ведают" [3]. В несохранившейся летописи монастыря, составленной между 1804 и 1827 годами, первым игуменом назван Варлаам [4]

Судя по коллективному челобитью енисейских людей на имя царя, монастырь в Енисейске был открыт для пристанища увечных и престарелых служилых людей. Что касается количественного состава, то на 1645-1646 год, когда была подана эта челобитная, "старцов в том монастыре 6 человек, кроме работных людей", а им "питатца нечем", так как "пашен и вотчин и никаких заводов" не имеет, поэтому в монастырь более никто не идет [5]

Уже при приемниках Варлаама - игуменах Леониде и Леонтии монастырь обрел значимое место в хозяйственной, духовной и культурной жизни не только Енисейска, но и всего уезда. Енисейский Спасский монастырь к концу XVII века становится крупнейшим феодальным землевладельцем, обладавшим тысячами десятин земли и многими десятками вкладчиков, работников и монастырских, по сути крепостных, крестьян [6].

С 1679 года, после учреждения Тобольской и Сибирской митрополии, монастырь возглавляли архимандриты. Первый архим. Матфей был пожалован митрой, второй по счету в Сибири. В 1679 году в монастыре проживало 37 братских и 16 больничных старцев. К 1680 году также числились 40 «вкладчиков и закладчиков», 2 мельника, 4 коровника, солевар, трудник. Насельник Спасского монастыря инок Тихон Строитель в устье р. Н. Тунгуски основал небольшую пустынь, впосл. туруханский Мангазейский Троицкий мужской монастырь

По подсчетам видного историка-сибиреведа А.Н. Копылова, к 1686 году Спасский монастырь увеличил свои земельные владения до 2990 десятин, не считая болотистых и таежных земель по рекам Тасеево и Усолке. В одиннадцати монастырских деревнях проживало 39 душ крестьян с семьями. Всего для посева ржи и яровых хлебов (овса и ячменя) они распахивали 79 десятин угодной земли, что при среднем урожае давало 74,5 тонны ржи и 5,5 тонны яровых хлебов в год. Кроме того, Спасскому монастырю в Усольской вотчине принадлежала соляная варница. Добываемую в ней соль, ежегодно по 50-60 тонн, монастырь продавал на енисейском рынке [5].

В 1696 году насельник обители монах Иоаким (Путилов) подал прошение о разрешении строительства часовни на правом берегу Ангары у Кашиной шиверы (порога), в 600 км от Енисейска, и о пожаловании пашни. Вскоре мон. Иоаким построил скит, преобразованный затем в Спасскую пустынь, удачно располагавшуюся на промысловых путях. Здесь останавливались торговые и промысловые экспедиции, направлявшиеся к тунгусам. Енисейский монастырь вел успешную торговлю с тунгусами, зачастую оказывая им продовольственную помощь.

Перед секуляризацией 1764 года монастырь владел немалыми, по сибирским меркам, богатствами: солеварным заводом на реке Усолке, двумя мельницами на речках Песчанке и Зырянке, рыбными ловлями по Енисею и притокам, пашнями (400 десятин), сенокосными землями, лесными угодьями, крестьянами (396 душ с семьями). Всё это приносило устойчивый постоянный доход, позволяющий вести строительство новых зданий монастыря, в том числе каменных, а также осуществлять благотворительную и просветительскую деятельность в Енисейске и ближайшей округе.

В 1764) году, после указа Екатерины II о «Духовных штатах», Енисейский Спасский мужской монастырь был отнесен к третьему классу штатных необщежительных монастырей и положено в нем быть братии с настоятелем всего 12 человек. В том числе: 1 архимандрит, 1 казначей, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона и 4 послушника. Приписано к монастырю 9 человек штатных служителей, в том числе один для письмоводства; определено и штатное жалованье настоятелю, братии и служащим. В 1797 году, после указа Павла I, был учрежден новый штат, с прибавлением жалованья всем чинам и служителям и на содержание монастыря, по 417 рублей 60 копеек серебром ежегодно. В том же году монастырю были отведены 39 десятин сенокосной земли, рыбная ловля на реке Енисей и мельница [7]

Наряду со многими другими сибирскими монастырями, с XVII века, Енисейский монастырь выполнял пенитенциарную функцию. Вначале в монастыре отбывали наказание старообрядцы, затем политические преступники, в том числе, в первой половине XIX века один из декабристов – Николай Сергеевич Бобрищев-Пушкин [8]. С XIX века в монастыре отбывали наказание и различные епитимийцы "за прелюбодейство, кровосмешение и другие подобные преступления".

В 1868 году Святейший Синод отметил, что «монастыри, вопреки их назначению, обременены множеством заключенных в оные людей духовного и светского звания». Во все епархии, в том числе Енисейскую, был разослан указ об освобождении из монастырей всех светских лиц, которые находятся в заточении не по высочайшему повелению, с преданием епитимии по месту жительства [9]. Однако епитимийцы по-прежнему отбывали свои наказания в Енисейских монастырях вплоть до I Мировой войны [10]. Кроме того в Спасском монастыре на исправлении находились и лица духовного сословия (монахи, священники, диаконы), в основном за пьянство, буйство и неблагопристойное поведение.

С XIX столетия Енисейский Спасский мужской монастырь III класса был старейшим действующим монастырем Приенисейской Сибири.

Монастырская библиотека к 1863 году насчитывала ок. 300 томов богослужебных и богословских книг, в т. ч. книги, изданные в Молдавии, в Киеве, в Кутеинском в честь Богоявления монастыре: «Евангелие учительное» иером. Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого) (1619), «История преподобных отец Варлаама и Иоасафа» (1637), «Требник Могилёвский» (1646), «Лексикон славяно-русский» (1653). Согласно владельческой записи 1731 года, в монастыре находился единственный из сохранившихся список путевого дневника митр. Тобольского и Сибирского св. Иоанна (Максимовича), написанный силлабическими стихами во время путешествия святителя из Чернигова в Тобольск в 1711 году, известный под названием «Путник» (РНБ). Монастырь ежегодно выписывал 8 журналов.

Во время страшного пожара 27 августа 1869 года, когда сгорел почти весь город Енисейск и погибли 200 жителей, Спасский монастырь также пострадал. Из записки епископа Енисейского и Красноярского Никодима: 

«16 октября 1869 года, в четверток, мы въехали в Енисейск. Наконец мы подъехали к Спасскому мужскому монастырю. В нем церковь над бывшими некогда святыми вратами – Захарьевская сгорела совершенно. Колокольня соборной монастырской церкви тоже сгорела; большой колокол наполовину растопился и лежит на земле. Южная сторона собора Спаса Нерукотворенного опалена, полкрыши сорвано, верхний купол с крестом снесен; но внутрь церкви огонь не проник, несмотря на то, что она стояла среди трех огней: с востока пылала Захарьевская церковь, с запада – колокольня, слитая с церковью, с юга – весь огненный вал пылающего города. Монастырем кончается черта разрушения пожаром города" [11].

Для восстановления Спасского монастыря, настоятелем был назначен эконом Енисейского Архиерейского дома, игумен Савва, сумевший подправить материальное благополучие обители, за что был награжден наперсным крестом от Святейшего Синода. Правда, благотворительностью игумен Савва занимался крайне неохотно. Так, на XXIII съезде духовенства Енисейской епархии в 1892 году был поставлен вопрос о взносе денег Енисейским монастырем на содержание духовного училища: 

"1) Енисейский Спасский монастырь никогда и ничего не уделял из своих доходов на духовно-учебные заведения епархии, почему XIX съезд духовенства в 1888 году обложил означенный монастырь ежегодным взносом на 37 рублей. 2) Енисейский монастырь ничего не внес на содержание училища. Постановили: Просить Енисейскую духовную консисторию побудить Енисейский Спасский монастырь внести в Правление Красноярского духовного училища за четыре года (1889-1892) 148 рублей. Туруханский монастырь уже никак не может идти в сравнение, по своим доходам, с Енисейским, но и тот постоянно вносил и вносит, назначенную съездами сумму в пользу учебных заведений епархии. Съезд представил справку: а) Штат Енисейского Спасского монастыря в 1891 году состоял из 8 человек с настоятелем: б) монастырь ежегодно от казны получает вспомоществование в количестве 668 рублей 88 копеек; в) в 1891 году монастырем получено доходов: чистой свечной прибыли 275 рублей 70 копеек, кружечно-кошелькового сбора 207 рублей 12 копеек, процентов с капитала (8650 рублей) 346 рублей; квартирных, за отдачу домов в кортом, 498 рублей 75 копеек, братских доходов до 600 рублей, мелочных 293 рубля 23 копейки, пожертвований 548 рублей 42 копейки, по сборной книжке 133 рубля 75 копеек, всего 3571 рубль 85 копеек; г) в расходе за 1891 год значится: на ремонт домов 805 рублей 42 копейки, на содержание братии 188 рублей 70 копеек и казенных 668 рублей 88 копеек, на наем рабочих 291 рубль 19 копеек, почтовые расходы 8 рублей 38 копеек, всего в расходе 1962 рубля 57 копейки, в остатке 1609 рублей 28 копеек" [12]

Вскоре при монастыре открылась церковноприходская школа, учитель которой М. Соколов, по прошению переведенный их Туруханского края, жалованья получал 25 рублей ежемесячно [13]. Благотворительность также вошла в жизнь Спасского монастыря, особо проявившись в годы I Мировой войны. Так, например, только за октябрь 1915 года для нужд действующей армии было собрано более 100 рублей [14].

С 1780 по 1856 года в боковых помещениях надвратной церкви монастыря находилось училище, сначала общее для всех сословий, c 1803 года - духовное приходское, с 1827 года - уездное с бурсой. В 1856 году училище было переведено в Красноярск. Видными деятелями просвещения были архим. Ксенофонт (1820-1849) и магистр богословия архим. Афанасий (+ 1860). В 1898 году при монастыре действовала церковноприходская одноклассная школа для мальчиков.

В 1907 году в монастыре проживали настоятель архим. Савва и 15 насельников.

Монастырь в годы советской власти

После 1917 года братия скита подверглась репрессиям. По преданию, их утопили в озере, сбросив с крутого берега в воду. В XX веке на берег озера совершались паломничества.

В 1920 году монастырь был закрыт и преобразован в Спасскую сельскохозяйственную артель, в которую входили 10 человек. 

В 1922 году состоялось изъятие ценностей из церквей бывшего Спасского монастыря: «14 июня представитель Енисейской губернской комиссии по изъятию церковных ценностей с двумя десятками вооруженной силы в Спасском мужском монастыре изъяли 117 килограмм серебра» [15].

В 1923 году артель была упразднена, как "оплот реакционной общественной мысли", Спасская и Захариевская церкви переданы верующим в качестве приходских, однако церковь святых Захарии и Елисаветы в том же году была закрыта. В Спасском храме продолжал совершать богослужения иером. Митрофан (Беляев).

К концу 1930-х годов все храмы Енисейска, в т. ч. Спасский, были закрыты.

В 1946-1947 годах церковь святых Захарии и Елисаветы была уничтожена.

В 1961 году на территории монастыря был построен пивзавод, в келейном корпусе разместился пункт общественного питания, сохранилась музейная комната декабристов, отбывавших ссылку в Енисейске.

В 1974 году монастырь был отнесен к памятникам истории и архитектуры союзного значения, в нем предполагалось устроить музей народов севера.

Возрождение

28 ноября 1990 года Енисейский монастырь был возвращен Красноярской и Енисейской епархии.

7 апреля 1991 года, на Пасху, иером. Мефодий (Есин) совершил первую литургию в приделе Спасского храма. 

11 мая 2002 года архиеп. Красноярский Антоний (Черемисов) освятил северный (ранее Иоанно-Предтеченский) придел Спасского храма в честь Преображения Господня.  

В 2005 году монастырю был передан храм во имя Новомучеников Российских (освящен 17 июля 2004) на берегу Монастырского озера.

С 15 апреля 2008 года монастырь освящен в честь Преображения Господня.

До 2009 года богослужения совершались в Преображенском приделе (пристроенном к Спасскому собору с северо-западной стороны). По окончании восстановления главного монастырского храма, освящены три отреставрированных престола обители - во имя Всемилостивого Спаса, в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и во имя Пророка Илии.

В монастыре хранится чтимый Нерукотворный образ Спасителя, ранее находившийся на деревянной башне Енисейского острога.

Архитектура

Енисейский монастырь в честь Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. Нач. XX в.
Енисейский монастырь в честь Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. Нач. XX в.
Вероятно, при первом игумене монастыря Варлааме (1649?) была построена деревянная церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя. Согласно карте С. Ремезова 1701 года, храм был шатровым, с колокольней [16].

В 1735 году был заложен, а в 1743 (или 1745) году построен каменный собор в честь Нерукотворного образа Спасителя с трапезной; северный придел св. Иоанна Крестителя освящен в 1753 году, главный престол храма в честь Нерукотворного образа Спасителя - в 1756 году [17]. Южный придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы был освящен, вероятно, около 1753 года, поскольку антиминс для него испрошен одновременно с антиминсом для северного придела в 1750 году [18]. Между 1765 и 1772 годами была сооружена колокольня, к которой ок. 1787-1788 года пристроены каменные «палатки», сделавшие план западной части собора прямоугольным. Наконец, в 1805-1808 годах на средства купца И. Волкова был сооружен дополнительный южный придел во имя прор. Илии. Первоначальные кровли храма были деревянными, в 1775-1776 годах покрыты железом. Во время городского пожара 1869 года они сгорели, но вскоре были восстановлены.

Собор стал первой каменной постройкой в Енисейске и регионе после перерыва, связанного с петровским указом 1714 года о запрете каменного строительства вне Санкт-Петербурга. Композиционно собор подобен первому каменному храму Енисейска - Богоявленскому собору (1709-1712, 1738-1740, сохр. частично). Спасский собор относится к типу восьмерик на четверике; трапезная 2-столпная, с 2 симметричными приделами. Апсиды полуциркульные. Восьмерик перекрыт высокой кровлей с изломом и световым фонарем в завершении. Апсиды главного и боковых приделов, а также колокольня были изначально увенчаны главками на глухих барабанах; в 1789 г. вместо барабана с главкой над колокольней был сооружен шпиль. Восьмерик колокольни, завершенный ярусом звона, стоит на относительно невысоком четверике притвора. Декор собора нарышкинский: карнизы из кронштейнов-кубиков, завитковые наличники. Зап. вход оформлен многопрофильным перспективным порталом, с поясами зубцов, кубышек и парных балясин; его фланкируют 2 массивные 3/4-ные колонны, увенчанные расходящимися в стороны завитками с двухскатной полочкой над ними; на карнизе, раскрепованном колоннами, установлен киот. Это оформление зап. портала почти точно повторяет формы ворот верхотурского Никольского монастыря (1752). Архитектура собора может быть отнесена к уральскому варианту нарышкинского стиля; при этом нешатровое завершение колокольни отражает воздействие иркутских и тобольских образцов. В возведении собора могли участвовать каменщики артели Далматовского Успенского монастыря во главе с Иакинфом Денисовым Стахиевым, построившие в Енисейске собор (1755-1758; не сохр.) Рождественской обители (см. Енисейский Иверский монастырь).

Ворота с церковью во имя святых Захарии и Елисаветы и двухэтажными палатками по сторонам возведены в 1785-1796 годах иждивением архангельского купца Дмитрия Лобанова. С 1817 года палатки занимало Енисейское духовное правление, в 1822 году храм был наконец освящен. Первоначально в церковь вело открытое деревянное крыльцо, в 1855-1859 годах оно было заменено зап. каменной пристройкой, включавшей лестницы по обеим сторонам ворот. Одновременно были сооружены галереи с трех сторон храма, в восточной части которых разместились освященные в 1860 году приделы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя свт. Алексия Московского. Во время пожара 1869 года церковь пострадала, в 1874-1875 годах была восстановлена в прежнем виде; храм был снесен в 1946-1947 годах, сохранилась лишь восточная стена ворот.

Храм представлял собой небольшой четверик, перекрытый 8-лотковым сводом с небольшим барабаном и главкой. Алтарная апсида была прямоугольной в плане, также с небольшой главкой. Четверик имел фронтончики-полуглавия 3-лопастных очертаний с круглыми окнами. В своде находились световые (по странам света) и слепые (по диагонали) люкарны, близкие к 4-лопастным очертаниям; может быть, они не первоначальные и возникли при перестройке 1855-1859 годов [19]. Церковь имела богатое кирпичное убранство, в несколько упрощенном виде воспроизводившее великолепный декор Троицкой церкви в Енисейске (1772-1776, сохр. частично) и относившееся к последней фазе развития нарышкинского стиля в его иркутском варианте. Этот этап, когда иркутско-енисейская артель строила храмы на Байкале, в Енисейске, в Красноярске и даже в отдаленном Кузнецке (ныне Новокузнецк), характеризуется сохранением иркутского нарышкинского декора 1740-60-х годов при одновременном обращении к иконографии тобольских барочных храмов. В церкви Захарии и Елисаветы последнее отразилось в формах завершения.

На карте Ремезова 1701 года монастырь изображен овальным в плане, огражденным внушительным заплотом. На плане 1772 года он имеет форму неправильного многогранника, обращенного к городу северо-восточной и юго-восточной стенами, на стыке которых напротив алтаря собора располагались главные монастырские ворота с башней над ними. В 1785 году на их месте началось строительство каменных ворот с надвратной церковью, оконченное только к 1822 году. Они были частью новой невысокой каменной ограды (1789-1806), в ее северной части, примерно по линии западного фасада собора, были устроены дополнительные ворота. Каменная ограда (ок. 200 м) охватила только переднюю часть территории монастыря; задняя часть ограды (ок. 400 м), обновленная в 1792 году, осталась деревянной. К 1863 году часть каменной ограды рухнула, а св. ворота оказались «заделанными вовсе по разным неудобствам» - видимо, в связи с разбивкой сада на месте окончательно разобранных деревянных построек; главными воротами стали северные. До настоящего времени каменная ограда сохранилась примерно на 80% первоначальной длины. Ее волнообразные очертания близки к стилистике тобольского барокко.

При архим. Данииле (1706-1730) в монастыре был выстроен деревянный двухэтажный настоятельский корпус, просуществовавший до 1774 года. При архим. Иоанникии (1750-1755) построен новый деревянный настоятельский корпус (сохр. примерно до 1860). В 1758 году выстроен деревянный корпус братских келий, в котором также разместилось Енисейское духовное правление, а с 1780 года - открытое при монастыре духовное училище; он сгорел в 1821 году. Каменные двухэтажные корпуса были сооружены севернее и западнее продолжавших существовать деревянных: в 1794-1796 годах - настоятельский, в 1803 году - братский. Их окончательная отделка закончилась в 1826-1827 годах, после чего братский корпус получил название училищного в связи с размещением в нем духовного училища; братия поселилась на верхнем этаже настоятельского корпуса. В 1878 году превратившийся в «настоящую развалину» училищный корпус был продан на слом.

К 2008 году утрачены все деревянные и каменные постройки, за исключением расположенного вдоль северной стены ограды настоятельского корпуса. Это двухэтажное здание имеет 7 осей по длинной стороне и 4 оси по короткой, сводчатые подвалы и деревянную вальмовую кровлю. Фасады сохранили скромный плоскостной декор, переходный от барокко к классицизму.

Согласно описи Енисейского монастыря, составленной в 1765 году, при архим. Александре и иером. Иоасафе, между 1756 и 1765 годами в Спасском храме был поставлен резной позолоченный иконостас с иконами прор. Илии, Казанской Божией Матери, Св. Троицы, с Нерукотворным образом Спасителя в киоте, написанными местными мастерами [20]. Иконостас, в котором было 7 прясел и 7 рядов икон, венчала скульптурная композиция Распятия с предстоящими. В подставе местного ряда, под Нерукотворным образом Спасителя, помещались уникальные иконы: «Христос - защитник пастырей и паствы» [21], «Богоматерь в аллегориях и символах» [22], «Призрение ко всем», «Чин любви к Богу» и др. образа с аллегорическими сюжетами - вклад 1773 г. енисейского купца П. Цыфелева [23]. В алтаре находилось резное запрестольное Распятие с предстоящими, выполненное тобольским мастером М. Ивановым и позолоченное в 1785 году.

Настоятели, наместники

Литература

  • ГА Красноярского края. Ф. 1. Оп. 1 (Благочинный Енисейских церквей: (1809-1915 гг.));
  • Ф. 258. Оп. 1. Д. 3. Л. 107;
  • Д. 6. Л. 10 об.;
  • Д. 11. Л. 3 об.;
  • Д. 43. Л. 1-3 об.;
  • Д. 183. Л. 4, 9-11 об.;
  • Ф. 261. Оп. 1. Д. 45. Л. 50;
  • Григорий (Яковлев), иером. Енисейский Спасский мон-рь: (Страницы истории). Ркп. // Арх. Енисейского Спасского муж. мон-ря;
  • Кытманов А. И. Краткая летопись Енисейского у. и Туруханского края Енисейской губ. (1594-1893 гг.) // Красноярский краевед. музей. Оф. 7886. 229. Маш.
  • Оглоблин Н. Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа, 1592-1768 гг. М., 1900. Ч. 3.
  • ИРИ. 1812. Ч. 4. С. 87, 88;
  • Ист. описание находящихся в России епархий, мон-рей и церквей. СПб., 1819. С. 88;
  • Афанасий, архим. Сведение об Енисейском Спасском мужеском мон-ре // Памятная книжка Енисейской губ. СПб., 1863. С. 298-345;
  • Фигуровский И. В. Город Енисейск и его церковные достопримечательности // Енисейские ЕВ. 1908. № 5. С. 23-26;
  • Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск, 1916. Вып. 1;
  • Копылов А. Н. Русские на Енисее в XVII в. Новосиб., 1965;
  • Гнедовский Б. В., Добровольская Э. Д. Вверх по Енисею. М., 1980;
  • Проскурякова Т. С., Жуковская Н. П. Енисейск XVII - XVIII вв. // Архит. наследство. 1984. № 32. С. 80-89;
  • Горбачев В. Т. О нек-рых архит. памятниках г. Енисейска // Памятники истории и архитектуры Сибири. Новосиб., 1986. С. 67-76;
  • Проскурякова Т. С. О традиционализме в монументальной архитектуре Сибири XVIII в. // Архит. наследство. 1986. № 34. С. 113-124;
  • Шумов К. Ю. Монументальная культовая архитектура Енисейска XVIII в. // Вопросы истории и теории рус. и сов. архитектуры. Л., 1988. С. 67-71;
  • он же. Цех мастеров каменных дел Енисейска в XVIII в. // Памятники истории и культуры Красноярского края. Красноярск, 1992. Вып. 2. С. 212-227;
  • Енисейск: Памятники архитектуры XVIII в. // Там же. 1989. Вып. 1. С. 87-111;
  • Буланков В. В. Хронология каменных строений в Енисейске в XVIII в. // Там же. 1992. Вып. 2. С. 261-270;
  • Баландин С. Н. Культовое каменное зодчество Сибири в XVIII в. Новосиб., 1994;
  • Фаст Г. Г., прот. Енисейск православный. Красноярск, 1994;
  • он же. Зигзаг молнии в ненастный день. Красноярск, 2002;
  • Исаева Н. Н. Две иконы из Спасского храма Енисейского Спасского мон-ря // ПКНО, 1997. М., 1998. С. 324-330;
  • Попадюк С. С. Памятники архитектуры Енисейска // Архив наследия, 2001: Сб. М., 2002. С. 26-60;
  • он же. Спасский мон-рь в Енисейске // Памятники рус. архитектуры и монументального искусства XVI-XX вв. М., 2005. Вып. 7. С. 114-177;
  • Масиель Санчес Л. К. Каменные храмы Сибири XVIII в.: Эволюция форм и региональные особенности: АКД / Гос. ин-т искусствознания. М., 2004;
  • Поротова О. В. Енисейские мон-ри // Духовно-ист. чтения: Мат-лы научно-практ. конф. Красноярск, 2004. Вып. 9. С. 355-361.

Использованные материалы

  • Прот. Геннадий Фаст, Л. К. Масиель Санчес. "Енисейский в честь Преображения Господня" // Православная энциклопедия, т. 18, с. 455-458, электронная версия от 25 июля 2013
  • Федоров И.Г., Очерки по истории монастырей Приенисейской Сибири в досоветский период. – Красноярск: Поликом, 2017. – 160 с., c. 21-24, 45-48
  • Енисейский Спасо-Преображенский мужской монастырь// официальный сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви
  • Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. - СПб., 1877. с. 323.



[1]  Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. 3. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005. – 598 с.. ил., карты. С. 106.

[2]  Ист. описание. 1819. С. 88

[3]  ДАИ. Т. 8. № 48. С. 201

[4]  Архим. Афанасий (Линицкий). "Сведение об Енисейском Спасском мужском монастыре" // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. – Санкт-Петербург, 1863, С. 340.

[5]  Копылов А.Н. Русские на Енисее в XVII веке. – Новосибирск: РИО СО АН СССР, 1965. – 298 с. С. 49.

[6]  Александров В.А. Русское население Сибири XVII – начала XVIII в. (Енисейский край). – М.: Наука, 1964. – 304 с. С. 199.

[7]  Архим. Афанасий (Линицкий). Сведение об Енисейском Спасском мужском монастыре / Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. – Санкт-Петербург, 1863, С. 338-339.

[8]  Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии. 1594-1893 год.– Красноярск: Сиб. фед. ун-т, 2016. – 888 с. С. 218; Фаст Геннадий, протоиерей. Енисейский в честь Преображения Господня мужской монастырь // Православная энциклопедия. Т. XVIII / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008, С. 456.

[9]  Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. – М.: ООО «ТИД «Русское слово–РС»,1999, 312 с. С. 111.

[10]  Терскова А.А. Пенитенциарная деятельность монастырей Енисейской епархии во второй половине XIX - начале XX в. // XIX Духовно-исторические чтения. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017, С. 94.

[11]  Записка Преосвященного Никодима о посещении им «разоренного от пожаров» города Енисейска // Енисейские Епархиальные Ведомости, Отдел неофициальный, 1889, №17, С. 292, 294.

[12]  Извлечение из журналов XXIII съезда духовенства Енисейской епархии // Енисейские епархиальные ведомости. – 1892, №19-20, Отдел официальный, С. 180-182.

[13]  Соколов М. Памятная страница из жизни в Туруханском краю // Енисейские епархиальные ведомости, 1915, №13, С. 83.

[14]  Отчет о движении денежных сумм и материалов по «Кружку», работающему в покоях Его Преосвященства, за октябрь месяц 1915 года // Енисейские епархиальные ведомости, 1915, № 23, Отдел официальный, С. 8.

[15]  Бобрик И.Е., Вдовин А.С. Культурное наследие религиозных организаций Енисейского Севера в условиях отделения церкви от государства (1922-1923) // Русский Север-2017: проблемы изучения и сохранения историко - культурного и природного наследия: сборник материалов межрегиональной конференции МБУК «Тотемское музейное объединение» / вып. ред. А.М. Новоселова. – Тотьма-Вологда: ООО ЦКИ «Пава», 2017, С. 18-20.

[16]  Ремезов С. У. Чертежная книга Сибири. СПб., 1882. М., 2003

[17]  Датировки построек монастыря, за исключением оговоренного случая, даются по: Попадюк. 2005. С. 124

[18]  ГАТОТ. Ф. И-156. Оп. 1. Д. 447. Л. 1

[19]  Попадюк. 2005. С. 149

[20]  ГА Красноярского края. Ф. 258. Оп. 1. Д. 6. Л. 10 об.

[21]  ЕКМ. Инв. № Ж-106

[22]  ЕКМ. Инв. № Ж-102

[23]  ГА Красноярского края. Ф. 258. Оп. 1. Д. 11. Л. 3 об.; Д. 43. Л. 1 об.

Редакция текста от: 11.06.2023 12:58:17

"ЕНИСЕЙСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google