Прмч. Антоний Карейский |
Память 4 февраля (Греч.) и в Соборе преподобных русских святогорцев
Мирское имя преподобномученика неизвестно. Родился в Великом княжестве Литовском в благочестивой православной семье, вероятно, во второй половине XV века.
В молодости отличался необузданным нравом, убил человека. Движимый раскаянием, отрекся от семьи и богатства и направился к Пафнутию, основателю и игумену Благовещенского монастыря в Супрасле, неподалеку от Белостока. Там он стал жить по заповедям Божиим, принося себя, словно живую жертву, Господу слезами и непрестанными земными поклонами. В этом монастыре принял монашество с именем Онуфрий. Однако воспоминание о грехе не давало ему покоя.
От афонских монахов, устроителей Благовещенского монастыря, он услышал о новомучениках, которые засвидетельствовали свою веру в землях, захваченных турками. Тогда в нем созрело желание пойти этим путем, чтобы полностью смыть с себя вину за преступление.
Движимый чувством раскаяния в тяжком грехе, принял решение пострадать за веру в мусульманских странах, но не получил на это благословения игумена. Его духовный отец, боясь, что Онуфрий не выдержит мучений, советовал продолжать аскетические подвиги. Но стремление к мученичеству продолжало расти в душе молодого послушника, и Пафнутий наконец пошел навстречу его мольбам: постриг в схиму с именем Антоний и направил на Афон, чтобы узнать мнение отцов.
Прибыв на Святую Гору, Антоний расспросил многих старцев, которые старались сдержать его порыв, объясняя, что всякий грех может быть смыт благодатью Божией, полученной через подвижничество и смирение. Они посоветовали ему затвориться в башне неподалеку от кельи, основанной некогда в Карее св. Саввой Сербским, и соблюдать особенно строгое правило поста и непрестанной молитвы. Антоний так и сделал, и продвинулся далеко по пути духовного совершенства. Но однажды он услышал о мученической смерти св. Иоанна, серба по происхождению, которого одиннадцать месяцев подвергали пыткам, – и стремление к мученичеству вновь овладело его сердцем.
Причастившись Святых Таин, он направился в Фессалонику, вошел в церковь во имя Нерукотворной иконы Божией Матери, превращенную в мечеть в 1440-х годах, открыто перекрестился и стал на коленях молиться Христу, истинному Богу. Турки тут же схватили его, избили и отвели к паше – наместнику города. Тот приказал его высечь и бросить в тюрьму без еды. Через десять дней, с удивлением узнав, что христианин еще жив, паша вывел его из темницы и попытался обратить в ислам. Но Антоний отвечал ему пламенным опровержением религии Мухаммеда, которую навязывают насилием и войной. Разгневанный паша послал его к судье Аскеру, но тот, считая обвиняемого недостаточно виновным для вынесения смертного приговора, отослал его обратно.
Оскорбленный таким поворотом событий и разозленный непреклонностью святого, паша еще раз попытался заставить его отречься от Христа и, наконец, сам приказал предать его сожжению. Антоний, не обращая внимания на слова желавших его спасти, спокойно направился к месту казни. Когда он плюнул в сторону палачей, один из них ударил святого по голове железной палкой и бросил в раскаленную печь.
Тело мученика полностью сгорело, и турки развеяли прах по ветру, чтобы христиане не могли его собрать. Возможно, это произошло 4 февраля 1516 года.
Краткое житие со стихом вначале было написано, по всей видимости, в Супрасльском Благовещенском монастыре по рассказам афонских монахов или паломников вскоре после кончины преподобномученика. Почитание преподобномученика не было распространено ни на Афоне, ни в Салониках. Не известны ни служба ему (даже отдельные песнопения), ни изображения.
Изоляция Западнорусской митрополии от Москвы привела к тому, что из западнорусских святых в святцы попали только наиболее известные: Киево-Печерские святые и Виленские мученики. В числе прочих все сведения о преподобномученике Антонии были забыты. Текст жития его сохранился в единственном списке XVI века на вставных листах в западнорусской рукописи Стишного Пролога, где был помещён под 4 февраля. Рукопись хранилась в Государственном Историческом Музее, в фонде собрания графа Уварова [1].
Почитание преподобномученика Антония возродилось в 2005 году в Супрасльском Благовещенском монастыре, после того, как информация из рукописи была извлечена исследователями.
Литература
- Турилов А.А., "Антоний Супрасльский" // Православная энциклопедия. т. 2, с. 680:
- Турилов А.А., Житие преподобномученика Антония Супрасльского и славянские жития балканских новомучеников XVI в. (к постановке проблемы) // Hagiographia Slavica / Herausg. von J. Reinhart. Munchen – Berlin – Wien, 2013 (= Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband. Bd. 82), с. 265-275:
- В Супрасле открылась конференция, посвящённая 500-летию со дня преставления св. Антония Супрасльского // Информационный портал Собор.by со ссылкой на Восточноевропейское бюро православного телеканала «СОЮЗ», Супрасль, Польша. Дата публикации 17 февраля 2015 года:
- Фокин П., "Преподобномученики Антоний Супрасльский и Павел Виленский" // Литовский курьер. Дата публикации 26 июля 2020 года:
Использованные материалы
- Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 3. Январь-февраль. - 912 [52] с. ISBN 978-5-7533-0553-4 (т. 3)
- "Ὁ Ἅγιος Αντώνιος ο Καρεώτης ο νέος Οσιομάρτυρας" // Греческий сайт ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος
- "Антоний Супрасльский" // Православный церковный календарь на портале "Азбука Веры":
[1] ГИМ. Увар. № 56-10. Л. 478-479 об.