Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МАРИЯ (ГИЗИ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Мария (Гизи) (1912 - 1977), монахиня, основательница и насельница монастыря Успения Божией Матери в Филгрейве, философ

В миру Лидия Гизи (Gysi), родилась 14 мая 1912 года в Базеле, Швейцария. Коренная швейцарка. 16 июня того же года крещена в методистской часовне [1]. Выросла в методистской семье строгих нравов. Ее родители, Эрнст и Марта происходили из семей респектабельных швейцарцев: землевладельцев и крестьян. Её отец, будучи потомственным крестьянином, стал преподавателем для умственно отсталых мальчиков. Впоследствии вспоминала о детстве как о счастливом времени, хотя многочисленные запреты тяготили её.

В 20 лет окончила гимназию. Благодаря интересу к медицине поступила в медсестринское училище в Цюрихе. Новые встречи тех лет впервые открыли для неё труды Достоевского и Православие.

По окончании училища решилась искать истину самостоятельно и уехала в Париж. Трудясь в местном Американском госпитале, проводила много времени в заведении монахини Марии (Скобцовой). Здесь ей открылось то, что она называла «запахом свободы», который помог ей сориентироваться в своём религиозном поиске. В 1937 году в Париже была воцерковлена в Православии отцом Львом (Жилле).

В 1942 году присоединилась к миссии Красного Креста и была направлена акушеркой в лагерь для заключённых на юге Франции. Её задачей была помощь недоедающим матерям еврейской и испанской национальности. Опыт работы в условиях недостатка еды и медикаментов навсегда изменил её отношение к людям и пище – даже много лет спустя она делала дополнительные запасы еды для бедных и нуждающихся.

В 1944-1950 годах изучала протестантское богословие (специализация - Ветхий Завет), религиоведение и философию в Базельском университете, получила степень доктора философии. В этот период наиболее сильное влияние на неё оказал философ-платонист Герман Гаусс. Выявление общности платонизма и Христианства стало важной темой её дальнейших трудов.

Провела последний год своего высшего образования в Великобритании, где работала над диссертацией о Кембриджских неоплатониках. После окончания образования, желала поступить в монастырь. За неимением православного монастыря в Англии, по совету священника поселилась в англиканском бенедиктинском монастыре в Уэст-Маллинге, где провела следующие 14 лет. Посвящала много времени написанию научных и духовных трудов, переводам, а также изучению английского.

Находилась под духовным руководством отца Антония (Блума). В 1958 году [2] приняла монашеский постриг в Англии в составе Русской Православной Церкви. В монашестве была наречена Марией.

В 1965 году, исполняя своё давнее желание жить в православной обители, вместе с сестрой Феклой (Шарф) основала обитель Успения Божией Матери в Филгрейве, Бакингемшир. Впоследствии к ним присоединилась третья насельница, Екатерина.

После кончины патриарха Московского и всея Руси Алексия I сёстры "почувствовали, что с ним ушла и их связь с Россией" [3] после чего стали стремиться присоединиться к Константинопольской Православной Церкви. В 1971 году их монастырь сменил свою каноническую принадлежность.

В 1973 года у матери Марии был диагностирован рак, с которым она боролась до конца своей земной жизни. Неизбежность её смерти заставила сестер подумать о более отдаленном и труднодоступном расположении для монастыря. Место было найдено среди нескольких старых фермерских зданий в Норманби, на самом юге Уитби, Северный Йоркшир, в паре сотен ярдов по тропинке от дороги на Скарборо. Монастырь перебрался на новое место в 1974 году.

Мать Мария стала автором более двадцати трактатов, переводов и рукописей. Значительное место в её духовных писаниях уделено теме святых. Отвечая на вопросы многочисленных знакомых протестантов, старалась выразить православное понятие о святости, для чего делала особый акцент на Христа ради юродивых. Предвидя скорую кончину основательницы монастыря, сестры Фекла и Екатерина в стремлении сохранить её наследие организовали издательство "Библиотека православной мысли" ("The Library of Orthodox Thinking").

Присущее ей чувство юмора сочеталось с дисциплиной и стремлением к организованности. Строго поддерживала чистоту в основанном ей монастыре.

Скончалась 25 ноября 1977 года. Была погребена в устроенном ей монастыре [4].

Труды

  • Platonism and Cartesianism in the philosophy of Ralph Cudworth, Bern, 1962.
  • The hidden treasure, Greek Orthodox Monastery of the Assumption, 1972.
  • The Jesus prayer, 1972.
  • Ralph Cudworth, mystical thinker: a monograph, Greek Orthodox Monastery of the Assumption, 1973.
  • Evil in the New Testament, Greek Orthodox Monastery of the Assumption, 1973.
  • Sceptrum Regale: Life Towards the Transcendent, Greek Orthodox Monastery of the Assumption, 1973.
  • Mother Maria, Sister Thekla, Sister Katherine, Orthodox potential: Collected essays, Newport Pagnell: Greek Orthodox Monastery of the Assumption, 1973.
  • The realism of the Orthodox faith, Greek Orthodox Monastery of the Assumption, 1975.
  • Introduction to the Divine Liturgy, Greek Orthodox Monastery of the Assumption, 1975.
  • Mother Maria, her life in letters, New York: Paulist Press, 1979.
  • The Fool and other Writings, ed. by Sister Thekla, Whitby: Greek Orthodox Monastery of the Assumption, 1980.
  • Jeremiah: Prophet of God, Greek Orthodox Monastery of the Assumption, 1981.
  • Amos: Prophet of God, Peregrina Publishing Company.

Переводы:

  • The Psalms: An Exploratory Translation, Greek Orthodox Monastery of the Assumption, 1973.
  • Lenten Triodion, St Tikhon's Seminary Press, 2002.

Использованные материалы



[1]  Mother Maria: Her Life in Letters, ed. by Sister Thekla (London: Darton, Longman and Todd, 1979), p. XIII-XIV: https://books.google.com/books?id=EQPZAAAAMAAJ&q=1912

[2]  Профиль в её статье «Любовь человеческая», пер. Л. С. Чаковской, Альфа и Омега, 1994, № 3, http://aliom.orthodoxy.ru/arch/003/003-maria-fr.htm, указывает на 1951 год. 24 сентября 1958 года епископ Сергиевский Антоний (Блум) исповедовал ее в часовне аббатства как монахиню Марию перед большим собранием англикан и православных, и впервые монахини аббатства присутствовали на следующий день на православной литургии. См. Mother Maria: Her Life in Letters, ed. by Sister Thekla (London: Darton, Longman and Todd, 1979), p. XXV: https://books.google.com/books?id=EQPZAAAAMAAJ&q=1958

[3]  Лаут, Эндрю (Андрей), прот., Современные православные мыслители: от "Добротолюбия" до нашего времени [пер. с англ.], М.: Паломник, 2020, сс. 462-464, https://azbyka.ru/otechnik/books/file/32349-Современные-прав...pdf

[4]  Diane Taylor, "And then there were two", The Guardian, 16 апреля 2002, https://www.theguardian.com/world/2002/apr/16/gender.uk

Редакция текста от: 29.08.2022 05:46:12

"МАРИЯ (ГИЗИ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google