Мария (Гизи) (1912 - 1977), монахиня, основательница и насельница монастыря Успения Божией Матери в Филгрейве, философ
В миру Лидия Гизи (Gysi), родилась 14 мая 1912 года в Базеле, Швейцария. Коренная швейцарка. 16 июня того же года крещена в методистской часовне [1]. Выросла в методистской семье строгих нравов. Ее родители, Эрнст и Марта происходили из семей респектабельных швейцарцев: землевладельцев и крестьян. Её отец, будучи потомственным крестьянином, стал преподавателем для умственно отсталых мальчиков. Впоследствии вспоминала о детстве как о счастливом времени, хотя многочисленные запреты тяготили её.
В 20 лет окончила гимназию. Благодаря интересу к медицине поступила в медсестринское училище в Цюрихе. Новые встречи тех лет впервые открыли для неё труды Достоевского и Православие.
По окончании училища решилась искать истину самостоятельно и уехала в Париж. Трудясь в местном Американском госпитале, проводила много времени в заведении монахини Марии (Скобцовой). Здесь ей открылось то, что она называла «запахом свободы», который помог ей сориентироваться в своём религиозном поиске. В 1937 году в Париже была воцерковлена в Православии отцом Львом (Жилле).
В 1942 году присоединилась к миссии Красного Креста и была направлена акушеркой в лагерь для заключённых на юге Франции. Её задачей была помощь недоедающим матерям еврейской и испанской национальности. Опыт работы в условиях недостатка еды и медикаментов навсегда изменил её отношение к людям и пище – даже много лет спустя она делала дополнительные запасы еды для бедных и нуждающихся.
В 1944-1950 годах изучала протестантское богословие (специализация - Ветхий Завет), религиоведение и философию в Базельском университете, получила степень доктора философии. В этот период наиболее сильное влияние на неё оказал философ-платонист Герман Гаусс. Выявление общности платонизма и Христианства стало важной темой её дальнейших трудов.
Провела последний год своего высшего образования в Великобритании, где работала над диссертацией о Кембриджских неоплатониках. После окончания образования, желала поступить в монастырь. За неимением православного монастыря в Англии, по совету священника поселилась в англиканском бенедиктинском монастыре в Уэст-Маллинге, где провела следующие 14 лет. Посвящала много времени написанию научных и духовных трудов, переводам, а также изучению английского.
Находилась под духовным руководством отца Антония (Блума). В 1958 году [2] приняла монашеский постриг в Англии в составе Русской Православной Церкви. В монашестве была наречена Марией.
В 1965 году, исполняя своё давнее желание жить в православной обители, вместе с сестрой Феклой (Шарф) основала обитель Успения Божией Матери в Филгрейве, Бакингемшир. Впоследствии к ним присоединилась третья насельница, Екатерина.
После кончины патриарха Московского и всея Руси Алексия I сёстры "почувствовали, что с ним ушла и их связь с Россией" [3] после чего стали стремиться присоединиться к Константинопольской Православной Церкви. В 1971 году их монастырь сменил свою каноническую принадлежность.
В 1973 года у матери Марии был диагностирован рак, с которым она боролась до конца своей земной жизни. Неизбежность её смерти заставила сестер подумать о более отдаленном и труднодоступном расположении для монастыря. Место было найдено среди нескольких старых фермерских зданий в Норманби, на самом юге Уитби, Северный Йоркшир, в паре сотен ярдов по тропинке от дороги на Скарборо. Монастырь перебрался на новое место в 1974 году.
Мать Мария стала автором более двадцати трактатов, переводов и рукописей. Значительное место в её духовных писаниях уделено теме святых. Отвечая на вопросы многочисленных знакомых протестантов, старалась выразить православное понятие о святости, для чего делала особый акцент на Христа ради юродивых. Предвидя скорую кончину основательницы монастыря, сестры Фекла и Екатерина в стремлении сохранить её наследие организовали издательство "Библиотека православной мысли" ("The Library of Orthodox Thinking").
Присущее ей чувство юмора сочеталось с дисциплиной и стремлением к организованности. Строго поддерживала чистоту в основанном ей монастыре.
Скончалась 25 ноября 1977 года. Была погребена в устроенном ей монастыре [4].
Труды
- Platonism and Cartesianism in the philosophy of Ralph Cudworth, Bern, 1962.
- The hidden treasure, Greek Orthodox Monastery of the Assumption, 1972.
- The Jesus prayer, 1972.
- Ralph Cudworth, mystical thinker: a monograph, Greek Orthodox Monastery of the Assumption, 1973.
- Evil in the New Testament, Greek Orthodox Monastery of the Assumption, 1973.
- Sceptrum Regale: Life Towards the Transcendent, Greek Orthodox Monastery of the Assumption, 1973.
- Mother Maria, Sister Thekla, Sister Katherine, Orthodox potential: Collected essays, Newport Pagnell: Greek Orthodox Monastery of the Assumption, 1973.
- The realism of the Orthodox faith, Greek Orthodox Monastery of the Assumption, 1975.
- Introduction to the Divine Liturgy, Greek Orthodox Monastery of the Assumption, 1975.
- Mother Maria, her life in letters, New York: Paulist Press, 1979.
- The Fool and other Writings, ed. by Sister Thekla, Whitby: Greek Orthodox Monastery of the Assumption, 1980.
- частичный пер. ст. "Human Love": "Любовь человеческая", пер. Л. С. Чаковской, Альфа и Омега, 1994, № 3, http://aliom.orthodoxy.ru/arch/003/003-maria-fr.htm
- Jeremiah: Prophet of God, Greek Orthodox Monastery of the Assumption, 1981.
- Amos: Prophet of God, Peregrina Publishing Company.
Переводы:
- The Psalms: An Exploratory Translation, Greek Orthodox Monastery of the Assumption, 1973.
- Lenten Triodion, St Tikhon's Seminary Press, 2002.
Использованные материалы
- Leena Mäkelä, "Äiti Maria Normanbylainen", Aamun Koitto, No. 3/1994, 11 февраля 1994, с. 23-24:
- Мария (Гизи), мать, "Любовь человеческая", пер. Л. С. Чаковской, Альфа и Омега, 1994, № 3:
- Лаут, Эндрю (Андрей), прот., Современные православные мыслители: от "Добротолюбия" до нашего времени [пер. с англ.], М.: Паломник, 2020, сс. 462-464, 466:
[1] Mother Maria: Her Life in Letters, ed. by Sister Thekla (London: Darton, Longman and Todd, 1979), p. XIII-XIV: https://books.google.com/books?id=EQPZAAAAMAAJ&q=1912
[2] Профиль в её статье «Любовь человеческая», пер. Л. С. Чаковской, Альфа и Омега, 1994, № 3, http://aliom.orthodoxy.ru/arch/003/003-maria-fr.htm, указывает на 1951 год. 24 сентября 1958 года епископ Сергиевский Антоний (Блум) исповедовал ее в часовне аббатства как монахиню Марию перед большим собранием англикан и православных, и впервые монахини аббатства присутствовали на следующий день на православной литургии. См. Mother Maria: Her Life in Letters, ed. by Sister Thekla (London: Darton, Longman and Todd, 1979), p. XXV: https://books.google.com/books?id=EQPZAAAAMAAJ&q=1958
[3] Лаут, Эндрю (Андрей), прот., Современные православные мыслители: от "Добротолюбия" до нашего времени [пер. с англ.], М.: Паломник, 2020, сс. 462-464, https://azbyka.ru/otechnik/books/file/32349-Современные-прав...pdf
[4] Diane Taylor, "And then there were two", The Guardian, 16 апреля 2002, https://www.theguardian.com/world/2002/apr/16/gender.uk