Свт. Деклан, еп. Ардморский |
Память 24 июля (Ирланд.)
Самое раннее упоминание о нем содержится в Месяцеслове Энгуса (ок. 830). Известно два Жития Деклана - латинское и ирландское (в основном перевод латинского Жития). Житие Деклана было создано не ранее второй половины XII века; возможно, его автором является еп. Ардмора Евгений. Вступление к Житию заимствовано из светских саг и представляет собой рассказ о легендарных князьях - предках святого.
Согласно Житию, Деклан был сыном правителя десси Эрка. Будучи воспитан в христианской вере, Деклан отправился в Рим, чтобы получить разрешение на проповедь среди язычников-ирландцев. Принял епископский сан от папы Илария. Обратно Деклана сопровождали мн. римляне, в т. ч. Лунан, "сын римского короля".
Вернувшись в Ирландию, он начал проповедовать среди десси, совершая многочисленные чудеса. Услышав о прибытии св. Патрика, Деклан приветствовал его и признал верховным епископом в Ирландии. Деклан спас свой народ от проклятия Патрика, убедив соплеменников сменить правителя-язычника Ледбана на своего родственника Фергала. Его называли "вторым Патриком" (secundus Patricius) или "Патриком десси" (по мнению совр. исследователей, лат. "второй" в данном случае передает ирл. tanaise - заместитель, представитель).
В Житии Деклан подчеркивается, что Южная Ирландия была крещена до прихода Патрика усилиями четырёх епископов, получивших свои полномочия от Римского папы: Альбе, Ибара, Деклана и Киарана Старого. Они деятельно сотрудничали друг с другом. Хотя и не сразу, епископы признали старшинство Патрика (первым сделал это Деклан). В настоящее время предание о христианизации Южной Ирландии до Патрика рассматривается (в частности, в работах Р. Шарпа) как средневековая фабрикация. В настоящем виде Житие Деклана испытало сильное влияние светской литературы и местных преданий, что затрудняет критику текста. По легенде, изложенной в средневековых глоссах на Месяцеслов Энгуса, Деклан впервые привез в Ирландию рожь в своей туфле. В житиях упоминаются чудотворный посох (baculum) и колокол Деклана под названием Дубан (Dubán, букв.- маленький черненький (колокол)).
В Ардморе (совр. графство Уотерфорд) сохранились руины церковных построек, в т. ч. собора, который до 1841 года использовался как церковь англиканского прихода. В день памяти Деклана проводились торжества (pattern; упом. с 1611), в которых участвовало до нескольких тысяч человек. В XIX веке католические церковные власти неоднократно пытались запретить праздник или перенести в приходскую церковь, однако в результате центром торжеств стал источник Деклана близ Ардмора. Среди святых мест, связанных с именем Деклана, в Ардморе сохранились ораторий, построенный над могилой святого, и камень на морском берегу, на котором Деклан, по легенде, приплыл в Ирландию.
Литература
- Vita S. Declani episcopi de Ard Mor // Vitae Sanctorum Hiberniae / Ed. C. Plummer. Oxonii, 1910. Vol. 2. P. 32-59;
- Life of St. Declan of Ardmore. Life of St. Mochuda of Lismore / Introd., transl., not. P. Power. L., 1914;
- The Martyrology of Oengus the Culdee / Ed. W. Stokes. Dublin, 19842. P. 112-113, 164, 170-171.
- Westropp T. J. Notes on the Antiquities of Ardmore // J. of the Royal Society of Antiquaries of Ireland. Dublin, 1903. Vol. 33. P. 353-380;
- Kenney J. F. The Sources for the Early History of Ireland. N. Y., 1929. Vol. 1: Ecclesiastical. P. 312-313;
- Sharpe R. Quattuor Sanctissimi Episcopi: Irish Saints before St. Patrick // Sages, Saints and Storytellers: Celtic Studies in Honour of Professor James Carney / Ed. D. Ó Corráin, L. Breatnach, K. McCone. Maynooth, 1989. P. 376-399;
- Sharpe R. Medieval Irish Saints' Lives. Oxf.; N. Y., 1991. P. 393;
- Ó Conchúir D. Ardmore and Lismore: The Christian Antiquities of Ardmore and the Legacy of the Lismore Monastery. Ardmore, 20013;
- Ó Cadhla S. The Holy Well Tradition: The Pattern of St. Declan, Ardmore, Co. Waterford, 1800-2000. Dublin, 2002.
Использованные материалы
- Н. Ю. Чехонадская. "Деклан" // Православная энциклопедия, т. 14, с. 327-328