Ярославская икона Божией Матери |
Память 8 июня
Ярославская икона Божией Матери стала первой чудотворной иконой, явленной Пречистой Богородицей во время татаро-монгольского ига. Она была принесена на Русь (вероятно, из Киева) почти сразу после нашествия Батыя. Этим образом Богоматерь посетила русскую землю и утешила православных в скорби. Знаменательно, что это был образ «Умиление» [1]. Икона была принесена в Ярославль святыми благоверными князьями Василием и Константином.
В Смутное время, когда Москва оказалась под властью польских захватчиков, Ярославль стал столицей государства, а Ярославская икона Божией Матери главной моленной иконой Руси. Летом 1612 года в Ярославле продолжилось формирование народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и князя Димитрия Пожарского, который прибыл из Новгорода. В Успенском соборе, пред ликом Ярославской иконы, князь Димитрий Михайлович Пожарский принял благословение от Ростовского митрополита Кирилла и во главе народного ополчения двинулся на Москву. Освобождение первопрестольной положило начало новой страницы истории Российского государства.
С Ярославской иконой связано и начало правления царского дома Романовых. Ярославль стал первым градом, встретившим 21 марта 1613 года юного, только что избранного на престол князя Михаила Федоровича Романова на его пути из Костромы в Москву. Отсюда он послал грамоту в Земскую Думу, извещая о своем согласии принять царский венец.
Ярославская икона Божией Матери известна на Руси по многочисленным спискам, первообраз, к сожалению, утрачен. В собрании Третьяковской галереи находится самый ранний список чудотворной иконы первой половины XV века, здесь же находится другой список, отличающийся выдающимися художественными достоинствами, сделанный во второй половине XV века.
В Троице-Сергиевой лавре хранится список 1500 года, переданный в монастырь вдовой последнего ярославского князя.
В честь чудотворной иконы был освящен нижний храм Ильинской церкви города Ярославля.
Описание
Иконографический тип - Умиление. Богомладенец сидит на левой руке Богоматери, но Его фигура расположена справа от Нее - это отличительный признак данного извода "Умиление". Изображение поясное.
Образ преисполнен материнской заботой и попечением. Пресвятая Богородица наклонила голову к Сыну и Они соприкасаются ланитами. Младенец ласково держится рукой за подбородок Матери, нежно прильнул к Ней, ступни Его ножек сдвинуты. Левой рукой Он держится за кайму мафория. Эти жесты подчеркивают сердечность во взаимоотношениях Матери и Сына.
Богоматерь изображена в традиционном коричневом мафории. Богомладенец в белых одеждах.
Фигура Младенца не развернута к предстоящим перед иконой, а обращена к Богородице. Обнаженные стопы символизируют такое понятие, как "кенозис" - умаление Божества, нисхождение Бога в плоть. Положение рук Пресвятой Богородицы - не поддерживающее, а притягивающее хрупкое младенческое тельце к Себе. Край мафория перекинут через левую руку Марии и как бы укрывает и защищает дитя.
Использованные материалы
- "Икона Богородицы Ярославская" // Сайт "Азбука веры"
[1] Подобным образом в лихолетье 1917 года в день отречения Николая II явилась Державная икона Божией Матери