Филипп Никанорович Переведенцев (1881 - не ранее 1949), протоиерей, б. настоятель Клинцовского Петропавловского храма
Родился 6 января 1881 года в крестьянской семье.
13 августа 1906 года допущен к исполнению обязанности псаломщика к Николаевской церкви в селе Кузьменки Белевского уездa Тульской губернии [1].
5 декабря 1912 года рукоположен в сан диакона с оставлением на псаломщической вакансии [2].
1 декабря 1914 года утвержден учителем пения в церковноприходской школе при деревне Спасские выселки того же уезда [3].
13 июня 1916 года определен на диаконское место к Вознесенскому храму села Петрушино Епифанского уезда Тульской губернии [4]
Окончил Тульскую духовную семинарию [5].
Рукоположен в сан священника. Возведён в сан протоиерея.
В 1943 году назначен протоиереем Орловского Богоявленского храма.
В июне 1943 года назначен настоятелем Никитского собора г. Орла [6].
22 июня 1943 года с разрешения военного коменданта на собрании священнослужителей города Орла избран благочинным для организации отношений со священниками соседних епархий [7].
Известный орловский протоиерей Димитрий Булгаков так тогда характеризовал отца Филиппа:
Совсем скоро ему предстояло покинуть пределы Орловской епархии вместе с отступающими частями вермахта. Однако в районе города Клинцы он вместе со священником Павлом Лебедевым попал в зону, подконтрольную советским партизанам, в результате чего вынужденно остался на территории РСФСР.
В 1943 году назначен настоятелем Клинцовского Петропавловского храма [9].
По одной из версий не благоволившего Переведенцеву члена причта Петропавловской церкви в Клинцах, бывший глава благочиннического совета Орла [Переведенцев] страшно боялся «разоблачения» и поэтому по приезде к уполномоченному по делам Русской Православной Церкви для регистрации своего прихода просил председателя церковного совета соскоблить со своего креста надпись, оставленную немцами [9].
31 января - 2 февраля 1945 года участвовал в заседании Поместного собора Русской Православной Церкви от Брянской епархии [10]
По 1948 год оставался настоятелем Петропавловской церкви в Клинцах, несмотря на многочисленные жалобы, которые направляли его противники, часто подчеркивая связь пастыря с теми, кто находились в советском заключении, а также факт его службы под немцами. От ареста и лишения прихода отца Филиппа спасли верующие и те молодые священники, которых он сам взрастил у себя на приходе.
В следующем 1949 году прихожане писали письмо епископу Орловскому и Брянскому Николаю (Чуфаровскому) в защиту отца Филиппа:
Окончательно оправдать в глазах епархиального руководства отца Филиппа Переведенцева смог молодой священник Валериан Минин, который составил полноценное и вдумчивое суждение о его личности, а все наветы на него объяснил мягким характером бывшего настоятеля Петропавловской церкви:"Так я стал дружен с о. Филиппом и этими некоторыми недовольными… Я старался своим примером уважения к о. Филиппу, понудить и других сделать то же, чтобы поднять авторитет настоятеля" [12].
Дальнейших сведений нет.
Награды
Имел все возможные церковные награды.
Использованные материалы
- Именной указатель священноцерковнослужителей Тульской епархии. 1915-1916 гг. (Приложение №3) // "Новый Кеппен". Приходы Тульской епархии (по данным клировых ведомостей 1915-1916 гг.): Справочник / сост. Д.Н. Антонов, И.А. Антонова; ГА Тул. Обл. (ГАТО) / Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса) // Архивный вестник ЗНМС Центр. р-на России. 2001. Вып. 5. с. 55-75:
- Саран Л.А., Органы власти на оккупированной Орловщине (1941-1943). Гл. 2. Органы местного самоуправления
- "Списки участников Собора 1945 года" [публ. П. А. Овсянникова], Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви, 2009, вып. II: 2 (31), с.124:
- Петров И.В. Православное священство: пастырская деятельность в немецкой оккупации и дальнейшая судьба. Quaestio Rossica. №3, Том 8. 2020, с. 781-782:
- http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/88651/1/qr_3_2020_04.pdf
- http://qr.urfu.ru/ojs/index.php/qr/issue/download/315/237
- Петров И.В. Из оккупированного Орла в Литву - личность на фоне эпохи: путь священника Александра Данилушкина // Православие в Балтии. Рига. 2020. № 9(18). с. 88:
[1] Тульские ЕВ. 1906. №32 (22 августа), с. 318.
[2] Тульские ЕВ. 1912. №46 (8 декабря), с. 582.
[3] Тульские ЕВ. 1915. №10/12 (8-22 марта), с. 104.
[4] Тульские ЕВ. 1916. №25/26 (1-8 июля), с. 290.
[5] ГАОО. Ф. Р-3681. Oп. 1. Д. 6. Л. 164 oб.; не подтверждается другими источниками, в т.ч. "Списками" Бовкало А.А. и списками студентов 1-6 курсов Тульской ДС, опубликованных в Тульских ЕВ за период с 1894 по 1917 год. Возможно окончил псаломщическо-диаконские курсы при Тульской духовной семинарии или Епифанскую учительскую семинарию.
[6] ГАОО. Ф. Р-3681. Oп. 1. Д. 6. Л. 164 oб.
[7] Речь (г. Орел). 1943 (2 июля) - оккупационная немецкая газета "для населения освобождённых местностей".
[8] ГАОО. Ф. Р-3681. Oп. 1. Д. 6. Л. 164 oб.
[9] ГАОO. Ф. Р-4330. Oп. 1. Д. 29. Л. 6 oб.
[10] Списки участников Собора 1945 года / публ., вступит. ст. и примеч. П. А. Овсянникова // Вестник ПСТГУ. Сер. 2, История. История Русской Православной Церкви. 2009. № 2(31), с.124.
[11] ГАОO. Ф. Р-4330. Oп. 1. Д. 29. Л. 94
[12] ГАОO. Ф. Р-4330. Oп. 1. Д. 29. Л. 127 об. - 132