Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВОТЧИНСКИЙ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прот. Николай Вотчинский
Прот. Николай Вотчинский
Николай Андреевич Вотчинский (1889 - 1969), протоиерей

Родился 22 мая 1889 года в селе Теплогорье Великоустюгского уезда Вологодской губернии в семье духовного звания.

В 1903 году окончил Великоустюгское духовное училище по I разряду [1], 9 июня 1909 года - Вологодскую духовную семинарию по I разряду. Также получил высшее светское образование.

Вступил в брак с Людмилой Михайловной (род. 15.08.1886), дочерью священника Шасской Васильевской церкви Устюжского уезда Михаила Соколова.

13 июля 1909 года был определен на штатную диаконскую вакансию к Устюжскому Прокопьевскому собору и в том же месяце был рукоположен в сан диакона.

28 октября 1910 года определен на должность священника к Богородицкой церкви села Нокшино Устюгского уезда. 28 ноября 1910 года был рукоположен в сан священника.

С 8 декабря 1910 по 1913 год - заведующий и законоучитель местной церковноприходской школы.

С 1914 года - священник Ильинской церкви села Утманово Никольского уезда Вологодской губернии.

В 1937 году Ильинская церковь была закрыта. Вместе с прихожанами ходатайствовал об открытии церкви. Препятствовал ее разрушению.

23 сентября 1937 года был арестован. 23 октября 1937 года Особой тройкой при УКНВД СССР по Архангельской обл был осуждён по обвинению в "контрреволюционной агитации, противодействии закрытию церкви" и приговорен к десяти годам ИТЛ. Отказался отречься от Православия в обмен на освобождение.

О.Николай обладал удивительным даром утешения. Куда бы ни заносила его судьба, он умел подбадривать товарищей по несчастью всевозможными шутками и прибаутками. Благодаря своему умению рассказывать смешно о самом страшном и не терять веры и оптимизма даже на краю гибели, он выжил сам и помогал выжить другим.

Впоследствии, после освобождения, о.Николай, лежавший в конце 1950-х годах в онкологическом диспансере, чтобы подбодрить своих соседей по палате, рассказывал один случай из своей лагерной жизни:

"Дали мне лопату, послали дорогу чистить. Да она, злодейка, не хочет слушаться. Прямо беда! Надзиратель, и тот руками развел: "Да что ж мне с тобою, поп, поделать?" Привел меня в барак, где рукавицы шили. А там их на столе, раскроенных, вот такая гора. ...."Вот, - говорит, - смотри, поп. Это твой последний шанс. Сошьешь 15 пар за день, пожалуй, живым останешься". А я стою и думаю: все, пропала моя головушка. Я ведь с иглой-то управляться умею не лучше, чем с лопатой... И стал я Богу молиться: "Господи, Один Ты моя надежда - помоги мне эти рукавицы сшить. Иначе конец мне". Поплакал-поплакал, да и давай иглой ковыряться. И ведь услышал Господь. Не 15, а 30 пар дал сшить! И так - весь остальной срок".

После отбытия наказания был освобожден и приехал в Архангельск.

Служил во Всехсвятской церкви в Архангельске [2].

31 января - 2 февраля 1945 года участвовал в заседании Поместного собора Русской Православной Церкви от Архангельской епархии [3].

В 1946 году был назначен вторым священником в Соломбальскую церковь, которая к тому времени перестала быть обновленческой.

С 1947 года стал настоятелем Соломбальской церкви. Возведен в сан протоиерея.

В конце 1950-х годов лежал в онкодиспансере, где ему удалили опухоль носа.

Скончался 8 июля 1969 года в Архангельске. Погребён на Соломбальском кладбище, у левой стены церкви.

22 сентября 1989 года был реабилитирован по 1937 году репрессий.

По воспоминаниям прихожан, о.Николай был высокого роста, с добрыми серыми глазами и огромным красным носом (у него на носу была доброкачественная опухоль, которую впоследствии удалили). Особенно любили его дети, которые нисколько его не боялись. Он прекрасно находил общий язык с детьми. Охотно крестил их, причем нередко без всякой платы. Одна соломбальская прихожанка, Тамара Николаевна, рассказывала, как по ее просьбе отец Николай крестил на дому ее внука. В качестве "платы" батюшка попросил ее собрать в доме всех тех, кто хотел бы креститься. И таинство над ними совершил безвозмездно.

Бывало, что читая в храме проповедь, батюшка иной раз без причин начинал плакать. Немного успокоившись, он объяснял прихожанам: "Не осудите, братие, то боль моя". Но крайне редки были минуты, когда самообладание оставляло его. Он понимал, что как священник он обязан утешать других. И если не быть, то хотя бы казаться сильным и стойким.

О.Николай и его друг, настоятель Соломбальского храма о.Василий Гольчиков, как и другие священнослужители, продолжали подвергаться издевательствам и притеснениям со стороны безбожных властей во времена "воинствующего атеизма". Однажды, в самом центре Соломбалы на доске объявлений, поместили карикатуру на настоятеля о.Василия. На ней священник в рясе, почему-то с огромным красным носом, тащил подмышкой новую стиральную машину, и карикатура сопровождалась комментарием, что якобы машина куплена на нечестно нажитые деньги. О. Василия сразило не столько появление карикатуры, сколько клевета. Узнав о беде о. Василия, о. Николай поспешил к нему на помощь. Он явился к о. Василию с заговорщическим видом и до смешного важным тоном произнес: "Да, друже, и нарисуют же... И ряса вроде бы твоя. И машина-таки на твою похожа". А потом, многозначительно потерев свой нос, с торжеством добавил: "Ан нос-то все равно мой!"

Бывшая медсестра онкологического диспансера Степанида Григорьевна Анненкова знала о.Николая как пациента и рассказывала о нем, как в скорбных стенах онкологического диспансера, он помогал выжить другим, утешал больных доброй шуткой. Как-то на ночном дежурстве Степанида Григорьевна услышала смех в палате, где лежал о.Николай. Впервые она, опытный медработник с немалым стажем, слышала такой веселый смех в "доме печали". Оказывается, происходило это благодаря неунывающему о.Николаю, который рассказывал соседям по палате некую "презанятную историю", относившуюся к годам его пребывания в лагере

Награды

Публикации

  • Ожегин П.Т. Список репрессированных служителей церкви Вятской епархии. Архив автора. Машинопись.
  • http:/vos.1september.ru/2002/08/6.htm (сайт "Основы православной культуры". Архангельск. Монахиня Евфимия (Пащенко). "О вере, верности и памяти").
  • За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951). Биографический справочник/ Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688 с. С.106–107.
  • Соколовы - священнослужители Вологодской губернии.
  • Некролог// ЖМП. 1969. N 10. С.26.

Использованные материалы



[1]  Вологодские епархиальные ведомости, 1903, № 14, с. 237.

[2]  За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951). Биографический справочник/ Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688с. С.106–107

[3]  "Списки участников Собора 1945 года" [публ. П. А. Овсянникова], Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви, 2009, вып. II:2 (31), с. 121, https://pstgu.ru/download/1252606910.spiski.pdf

Редакция текста от: 13.06.2021 08:05:30

"ВОТЧИНСКИЙ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google