Илия I (+ 931), патриарх Антиохийский (ок. 905 - 2 июля 931)
Происходил из среды чиновников (катибов), служивших в мусульманской администрации, и, возможно, до своего избрания в патриархи не имел духовного сана. Занятие светской христианской элитой высших постов в церковной иерархии было весьма распространенным явлением в эпоху Халифата. По сообщению хрониста Евтихия Александрийского, Илия вступил на патриаршество на третьем году правления аль-Муктафи, т. е. около 292 года хиджры (905 год н.э.). Этой датировке несколько противоречит другое свидетельство Евтихия - о том, что Антиохийским патриархом, который в 906 году вел переписку с Константинополем по делу Константинопольского патриарха Николая I Мистика и четвертого брака визант. имп. Льва VI Мудрого, был Симеон, предшественник Илии. Евтихий, однако, не знал конкретной даты Константинопольского Собора по вопросу четвертого брака императора (907), поэтому привязка хронистом Собора к патриаршеству Симеона может быть произвольной.
В 912 году Илия I предпринял попытку учредить архиерейский престол в Багдаде, столице Халифата, где существовала значительная православная община. Патриарх назначил на эту кафедру митр. Иоанна, который сделал своей резиденцией одну из багдадских церквей, принадлежавшую мелькитам. Однако несторианский католикос Авраам III (905-936) не пожелал видеть рядом с собой другого архиерея. Ссылаясь на потенциальную нелояльность мелькитов, единоверцев византийцев, и подкрепляя свою просьбу значительным денежным подношением, католикос сумел заручиться поддержкой властей Халифата. Илия I был вызван в Багдад и принужден подписать обязательство об отказе от учреждения в столице архиерейского престола; окормлять православную общину должны были епископы, поочередно приезжавшие в Багдад на короткое время.
В начале 920-х годов в халифате произошло резкое обострение межконфессиональных отношений. Во время погромов пострадали мн. церкви в Египте и Палестине. В октябре 924 года подверглись нападениям мелькитские церкви и монастыри в Дамаске. Был полностью разграблен кафедральный собор Пресвятой Богородицы, на украшение которого христиане в свое время потратили 200 тыс. динаров.
В сочинении мусульманского писателя Абу Али аль-Мухассина ат-Танухи (вторая половина X века) содержится рассказ, относящийся ко времени патриаршества Илии I. Согласно этому источнику, Абу-ль-Хасан Али ибн Иса, везир халифа аль-Муктадира, узнав о принуждении византийцами пленных мусульман к принятию христианства, через наместника Сирии приказал, чтобы Антиохийский и Иерусалимский патриархи, чьи кафедры находились на территории Халифата, под угрозой отлучения запретили византийских властям притеснять военнопленных. Посольство от патриархов и наместника Сирии прибыло в Константинополь с письмом, которое оказало должное действие. Это событие К. П. Тодт датировал началом 920-х годов, исходя из времени написания другого письма, направленного халифу Константинопольским патриархом Николаем I Мистиком (июль 922), в котором обстоятельно опровергаются обвинения в плохом обращении с пленными, фигурирующие в рассказе ат-Танухи [1].
Мелькитский униатский историк XVIII века Юханна аль-Аджими называет Илию I "ученым и писателем, опровергшим еретиков", однако в источниках не сохранилось упоминаний о литературной деятельности патриарха.
По сведениям Евтихия, Илия I правил 28 лет (по счету лунной хиджры) и умер в субботу 13 джумада II 317 года хиджры (24 июля 929). Однако эта дата не соотносится с указанным сроком правления и днем недели. Н. А. Медников предположил ошибку в написании года и исправил его на 319 год хиджры, в этом случае день смерти Илии I действительно приходится на субботу (2 июля 931). В западной историографии, начиная с работ C. Каралевского, утвердилась ошибочная датировка патриаршества Илии I (907 - 24 июля 934).
Литература
- Eutych. Annales. Pars 2. P. 73-74, 82-83, 85;
- Антиохийские патриархи в арабском списке свящ. Иоанна Жеми 1756 г. // ТКДА. 1875. Март. С. 472;
- Медников Н. А. Палестина от завоевания ея арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1903. Т. 1. С. 810-811;
- 1897. Т. 2. С. 288, 292-293. (ППС; Т. 17; Вып. 50);
- Абу Али аль-Мухассин ат-Танухи. Занимательные истории и примечательные события из рассказов современников / Пер.: И. М. Фильштинский. М., 1985. С. 127-130.
- Assemani. BO. T. 2. P. 440-441;
- Karalevskiy C. Antioche // DHGE. T. 3. Col. 602;
- Browne L. E. The Eclipse of Christianity in Asia: from the Time of Muhammad till the 14th Cent. N. Y., 1967. P. 57-58;
- Todt K.-P. Region und griechisch-orthodoxes Patriarchat von Antiocheia in mittelbyzantinischer Zeit und im Zeitalter der Kreuzzüge (969-1204). Wiesbaden, 1998. S. 182-183.
Использованные материалы
- Панченко К. А. "Илия I" / Православная энциклопедия, т. 22, с. 286-287:
[1] RegPatr, N 750