Прп. Никита Рославльский |
Память 29 марта (Смоленск.)
Родился в 1695 году в Орле. С детства любил странствовать по святым местам. Юношей же удалился из родительского дома и поселился в двух верстах от Белобережской пустыни (ныне - Брянская епархия), на полверсты влево от дороги на Карачев.
На пригорке стояла его келья, а у подошвы был вырыт им колодец. Питался отшельник хлебом, который мимо ходящие богомольцы клали ему в корзину, повешенную на придорожном дереве; да ещё кое-что имел с небольшого огорода, который был рядом с кельей.
Лес был глухой, и нередко звери бродили вокруг пустынной кельи. Летом комары кусали тело Никиты до крови, причиняя ему страшные мучения. Никита все терпел безропотно. Данным от Бога ему даром слез он молился Творцу о своих грехах и за своих ближних. Посещал Никита богослужения в находящейся рядом Белобережской пустыни. Так, в подвиге и молитве он дожил до старости [1].
Кем и когда Никита был пострижен в монашество, неизвестно, можно лишь предполагать, что не в находящейся рядом Белобережской пустыни, так как никогда не был ее штатным монахом.
Однажды в марте его постигла тяжелая болезнь, заставившая его долго лежать без движения. Наступил канун Благовещения. Старец, лежа на одре, услышал благовест к Всенощной; попробовал встать, но болезнь этого ему не позволила. Болезненным голосом Никита запел тропарь праздника, но от слабости и потери голоса не смог его пропеть до конца. Горькими слезами залился старец, сокрушаясь, что не может достойно встретить великий праздник. Тогда келья его озарилась небесным светом, и Никита увидел перед собой Богоматерь, окруженную ангелами. Небесная гостья благословила старца, и в неземном восторге он слабым голосом запел тропарь Благовещения. Богоматерь и ангелы присоединились к его пению, и скромная отшельническая келья огласилась хвалебной песнью небожителей. Исчезло видение, но Никита долгое время находился под его впечатлением [2].
После выздоровления Никита пошел в Белобережскую пустынь поблагодарить Господа и свою Посетительницу. Возвратясь назад, он увидел на месте своей кельи один пепел. Кто-то сжег ее в отсутствие старца. Отец Никита переселился в Белобережскую пустынь. Со смирением он выполнял здесь все послушания, служа братии, не жалея сил. Господь судил прожить ему здесь недолго [3]. 4 сентября 1777 года Синод определил приписать Белобережскую пустынь к Брянскому Петропавловскому монастырю, монашествующих же распределить в штатные монастыри.
Отец Никита был много наслышан о Рославльских лесах и подвизавшихся в них пустынниках. В 1780 году он поселился в сделанной им самим келье в Рославльских лесах, на южной стороне "Монашеского рва", возле села Екимовичей. Здесь старец в монашеском подвиге, известном только ему, прожил не менее десяти лет. Затем он снова перебрался в Белобережскую пустынь, но перед смертью, в 1792 году, он захотел вновь вернуться в свою пустыньку. По его просьбе старец Досифей нанял крестьянскую лошадь и по первозимью 1792 года приехал к Никите в Белые Берега, где нашел его тяжело больным. Досифей просил его обождать до лета, но старец стремился в свою пустынь. Получив благословение настоятеля Белобережской пустыни о. Иринарха, Досифей уложил Никиту на дровни, прикрыл его рогожей и соломой и повез больного за 200 верст в Рославльские леса.
Преподобный Никита скончался 29 марта 1793 года.
Омыв бездыханное тело, Досифей положил старца в пчелиный улей, призвал священника из села Лугов и соседних пустынников, живших у реки Болдачевки, и похоронил старца во рву, возле его келий. Так как во рву всегда стояла вода, то Досифей через несколько лет по какому-то откровению откопал гроб Никиты, чтобы перенести повыше. Гроб оказался цел, а тело и одежды Никиты нетленны, только липовый ходачок на одной ноге, сплетенный не самим старцем, а его учеником, превратился в прах. При открытии был священник села Лугов о. Иоанн и ближайшие пустынники. Один из последних, по имени Арсений, хотел поменяться с Никитой четками, но, несмотря на все усилия, не смог их вынуть из руки старца. Тело старца из улья переложили в новый гроб и, отслужив панихиду, погребли на полугоре, на северной окраине рва. При погребении был больной монах, страдавший болезнью желудка. Этот монах выпил воды из гроба и исцелился от своей болезни. Лет через пятнадцать после кончины о. Никиту снова открывали, и тело его было нетленным [5].
На месте могилы в конце XIX века была устроена деревянная пятиглавая часовня. Посередине часовни, на месте захоронения, был установлен каменный саркофаг в форме обыкновенного гроба на ножках. После революции часовня была разрушена, а саркофаг сброшен в ров. Деревенские женщины ночью подняли его с помощью связанных льняных полотенец и установили на место, но несколько иначе, чем он стоял раньше. Там он сейчас и стоит. На верхней стороне саркофага рельефно высечены крест, копье и трость, ниже – развернутое Евангелие со словами: "Заповедь новую даю вам - да любите друг друга" (Ин 13, 34). По бокам гробницы также надписи, в головах "Здесь покоится блаженный пустынник и подвижник о Христе Никита. Господи, прими дух его с миром!" В ногах: "Почил о Господе 29 марта 1793 года, житье его было 98 лет. Помяни его, Господи, во царствии Твоем". С правой стороны: "Памятник сей, и часовня, сооружены старанием председателя попечительства, помещика Николая Михайловича Суходольского, при участии Екимовического волостного старшины Стефана Афанасиева, церковного старосты Никанора Евстафиева, прихожан и почитателей. Сооружена и освящена 15 сентября 1897 года причтом села Екимовичи", С левой стороны - молитва "В покоищи Твоем Господи", вокруг фундамента гробницы - молитва "Святый Боже". Поверхность саркофага частично повреждена следами от пуль, возможно, во время Великой отечественной войны гробница служила укрытием, либо повреждения нанесены с целью осквернить могилу.
Память старца Никиты всегда почиталась богомольцами. В Белых Берегах почиталось место явления ему Богородицы.
Стараниями руководства и коллектива Смоленской атомной электростанции место погребения о. Никиты содержится в чистоте. Над колодцем, ископанном старцем, установлен деревянный сруб. Но, к сожалению, колодец засорён за многие годы забвения и требует реставрации.
В 2001 году постановлением районной думы муниципального образования "Рославльский район" местность, именуемая "Монахов ров", с могилой схимонаха Никиты включена в число наиболее важных объектов культуры и истории Рославльского района.
Причислен к лику местночтимых святых Смоленской епархии решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2016 года.
Использованные материалы
- Иеромонах Рафаил (Ивочкин), кандидат исторических наук, кандидат богословия, секретарь Комиссии Смоленской митрополии по канонизации святых. "Из истории Рославльского пустынножительства: схимонахи Никита и Феофан"
- "К лику местночтимых святых причислены схимонахи Никита и Феофан Рославльские"
[1] Отчет о деятельности Орловского церковного историко-археологического общества // Орловские епархиальные ведомости. Орел. 1908. № 1. С.14.
[2] Ковалевский А. Пустынник и Богоматерь // Душеполезные чтения. 1868.
[3] Ливанский И., протоиерей. Высокопреосвященнейший Филарет, митрополит Киевский и Галицкий // Орловские епархиальные ведомости. Орел. 1908. С.97.
[4] Брянская Белобережская пустынь. Орел.1910. С. 12.
[5] Орловский И.И. Пустынножительство в Рославльских лесах // Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск. 1904. С. 492-493.