Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АФАНАСИЙ V ИЕРУСАЛИМСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Афанасий V, патриарх Иерусалимский. Гравюра. 1-я пол. XIX в. (ГИМ)
Афанасий V, патриарх Иерусалимский. Гравюра. 1-я пол. XIX в. (ГИМ)
Афанасий V (ок. 1754 - 1844), патриарх Иерусалимский (с 15 января 1827).

Родился около 1754 года в Родосто (ныне Текирдаг, Турция), по происхождению грек. Церковную карьеру начал в Грузии, где находились многочисленные представительства и имения Иерусалимского Патриархата. В течение 15 лет был игуменом подворья Святогробского братства в Неохории, под Константинополем.

В 1827 году, после смерти Иерусалимского патриарха Поликарпа, из-за огромного долга в 18 млн пиастров, образовавшегося в Патриархате, среди высшего греч. клира не оказалось желающих занять престол, и тогда архим. Афанасий был возведен в патриарший сан 15 января 1827 года. По сложившейся традиции, все время своего патриаршества он провел в Константинополе.

Масштабное строительство в начале XIX века (особенно восстановление в 1809/10 сгоревшего храма Гроба Господня), перебои с поступлением доходов от имущества Патриархата в Дунайских княжествах, беспорядочное финансовое управление, а главное - османские гонения на православных после начала Греческого восстания в 1821 году привели к полному разорению Патриархата, не способного расплатиться с огромным долгом. Пытаясь предотвратить распродажу за долги греческих монастырей у св. мест Палестины, патриарх Афанасий обратился за помощью к православному миру и получил значительные суммы из Сербии, от православных Австрийской империи и особенно из России, куда для сбора милостыни в 1833 г. был отправлен архиеп. Иерофей. Османское правительство также приняло меры к поддержке Иерусалимской Церкви. В результате патриарху удалось расплатиться с долгами.

Улучшению положения Церкви также способствовали возобновление притока православных паломников в Иерусалим (с конца 1820-х годов) и переход Ближнего Востока в 1832-1840 годах под контроль египетского паши Мухаммада Али, который обеспечил внутриполитическую стабильность и покровительствовал христианам. В то же время в Палестине возвысилась армянская община, опиравшаяся на поддержку влиятельных единоверцев в Стамбуле и в окружении Мухаммада Али. Они добились уравнения в правах с другими конфессиями на проведение богослужений у Св. Гроба Господня. После землетрясения 13 мая 1834 года, когда пострадали многие храмы, армяне получили право на ремонт купола храма Св. Гроба и на постройку церкви на Елеонской горе. Патриарх Афанасий обращался к Константинопольскому патриарху Константию I с просьбой провести сборы средств для спасения св. мест. В пожертвованиях приняли участие серб. кн. Милош Обренович и рус. имп. Николай I Павлович. Настойчивые требования греков и католиков, поддержанные европейскими и русскими дипломатами, привели к тому, что в 1837 году Порта отменила привилегии, данные армянам. После долгих судебных проволочек в сентябре 1839 года армянский храм на Елеоне был разрушен. В начале 1840-х годов христианские конфессии соперничали за обладание участками Вифлеемского храма, что явилось началом тяжбы, которая впоследствии послужила предлогом к началу Крымской войны 1853-1856.

В 1838 году патриарх Афанасий V подписал Окружное послание Константинопольского Собора, осудившего латинские догматы и обычаи, в т.ч. индульгенции как средство обогащения.

В 1840 году, после восстановления власти султана, в Палестине заметно усилилось европейское присутствие, были открыты консульства, активизировалась миссионерская пропаганда, в первую очередь протестантская. Увеличение количества русских паломников и активное вовлечение России в ближневосточные проблемы поставили на очередь вопрос о создании русской Духовной миссии в Палестине (учреждена в 1847). С этими планами связана первая поездка на Восток архим. Порфирия (Успенского), оставившего яркое и весьма нелицеприятное описание состояния Иерусалимской Церкви в 1843-1844 годах. После этой поездки Русская Церковь видела свою задачу не только в том, чтобы оказывать денежную поддержку Иерусалимской Церкви и защищать ее от посягательств турецкого правительства, но главным образом в просвещении палестинского духовенства. В Константинополе архим. Порфирий встречался с патриархом Афанасием, который уже отошел от дел ввиду преклонного возраста.

Патриарх Афанасий V скончался 16 декабря 1844 года в Константинополе.

Литература

  • Норов А. Путешествие по Св. земле в 1835 г. СПб., 1844. Т. 1-2;
  • Неофит Кипрский. Рассказ о находящихся в Иерусалиме христианских исповеданиях и о ссорах их между собой по поводу мест поклонения // Мат-лы для истории Иерусалимской Патриархии XVI-XIX вв. СПб., 1901. Т. 1;
  • он же. Двадцатилетие или продолжение всего случившегося в Православной Иерусалимской Церкви с 1821 до настоящего 1841 г. // Там же;
  • Материалы для биографии еп. Порфирия Успенского. СПб., 1910. Т. 1-2;
  • Базили К. М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. СПб., 1875. Т. 2;
  • Каптерев Н. Ф. Сношения Иерусалимских Патриархов с русским правительством. СПб., 1898. Т. 2;
  • Лебедев А. П. История Греко-восточной Церкви под властью турок. Серг. П., 1901. Т. 2;
  • Безобразов П. В. О сношениях России с Палестиной в XIX в. // СИППО. 1911;
  • ИПЦ в XIX в. Т. 1: Православный Восток. С. 271-274.

Использованные материалы

Редакция текста от: 04.04.2021 08:26:27

"АФАНАСИЙ V ИЕРУСАЛИМСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google