ИПОМОНА, ПРЕПОДОБНАЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Богоматерь коронует императора Мануила II Палеолога с супругой Еленой и тремя сыновьями. Миниатюра из рукописи "Ареопагитик" (1403-1405). Лувр, Париж. Нимбами увенчаны святые царь Мануил, царица Елена (впоследствии прп. Ипомона) и их сын Константин XI.
Богоматерь коронует императора Мануила II Палеолога с супругой Еленой и тремя сыновьями. Миниатюра из рукописи "Ареопагитик" (1403-1405). Лувр, Париж. Нимбами увенчаны святые царь Мануил, царица Елена (впоследствии прп. Ипомона) и их сын Константин XI.
Ипомона (Ипомония, греч. ῾Υπομονή; ок. 1372 - 1450), византийская императрица (1392 - 1426/27), монахиняпреподобная

Память 13 марта (Греч. [1]), 29 мая (Греч. [2]) и в Соборе Лаконийских святых (Греч.)

В миру Елена Драгаш, родилась около 1372 года, дочь сербского деспота Константина Драгаша, правителя Северо-Восточной Македонии. Происхождение матери Елены Драгаш неизвестно. Упоминаемая в источниках жена Константина Драгаша трапезундская царевна Евдокия (дочь императора Алексия III Великого Комнина) не могла быть её матерью, поскольку их свадьба с сербским правителем состоялась после 1386 года, а в 1392 году Елена уже достигла брачного возраста. 

10 февраля 1392 года она вышла замуж за Мануила Палеолога. А несколько месяцев спустя, когда Мануил стал императором, его жена стала называться Еленой Палеолог, во Христе Боге августой и императрицей Ромейской.

В анонимном "Панегирике Мануилу II и Иоанну VIII Палеологам" [3] говорится, что в императорской семье Мануила II и Елены всегда царило согласие [4]. У них родились 10 детей: Иоанн VIII Палеолог (1392-1448; визант. император с 1425), Константин XI Палеолог (1405-1453; визант. император с 1449), Андроник (1400-1429; деспот Фессалоники), Феодор II (между 1394 и 1399-1448; деспот Мореи), Димитрий Палеолог (1406/07-1470/71; деспот Мореи), Фома Палеолог (1409-1465; деспот Мореи) и умершие в детстве два сына и две дочери. Иоанн Евгеник в "Утешительном слове" называет императрицу "доброй матерью и госпожой и руководителем и учителем" [5].

В 1399-1403 годах, когда император Мануил II отправился в Западную Европу просить помощи для осаждённого турками Константинополя, Елена с детьми жила в Мистре, столице византийского Морейского деспотата. Позднее она посещала с мужем Пелопоннес еще в 1408 и 1415 годах. Интересом императрицы к этому региону объясняется основание ею женского монастыря "Надежда Ненадеянных" (ныне Пепеленица, близ Эйо, ном Ахея). Протопресвитер С. Макристатис также предполагает, что во время пребывания в Коринфе в 1415 году Елена посещала аскитирии на горе Герания (Ерания, близ Лутраки), в одном из которых - монастыре преподобного Патапия - память об императрице переросла в почитание её как святой [6]. Особое покровительство Елена оказывала монастырю святого Иоанна Предтечи в констнтинопольском квартале Петра, которому выплачивались значительные суммы на поминовение её отца. В монастыре преподобного Дионисия на Афоне хранится подаренный императрицей крест. Погановский монастырь во имя ап. Иоанна Богослова (ныне в Сербии) являлся задужбиной Константина и Елены Драгаш [7]. В 1395 году, после гибели отца, Елена достроила храм в обители [8]. Погановская икона Божией Матери считается вкладом Елены в этот монастырь.

В 1426/27 году, вскоре после смерти мужа, Елена приняла монашеский постриг с именем Ипомона в константинопольском монастыре Кира-Марфа. Ранее с этим именем в том же монастыре приняла постриг её свекровь Елена Кантакузина, вдова императора Иоанна V Палеолога.

Скончалась 23 или 24 марта 1450 года, похоронена в константинопольском монастыре Пантократор.

Георгий Сфрандзи называет Ипомону "святой владычицей" (ἁγία δέσποινα) [9]. В её честь византийский учёный Георгий Гемист Плифон составил монодию, в которой восхвалял добродетели и величие души Елены [10], отмечая её смирение, терпение, благоразумие и справедливость: 

"Царица с великим смирением и терпением относилась к обеим сторонам своей жизни. В час испытаний не отчаивалась, в час благоденствия не успокаивалась, в каждой ситуации делая всё необходимое. Она обладала мужеством большим, чем какая-либо другая женщина. Отличалась рассудительностью, совершеннейшей справедливостью. Мы не знаем ни одного случая, когда она кому-либо причинила зло - ни мужчине, ни женщине. Напротив, нам известно, что она множеству людей оказывает милость. Каким же ещё образом можно на деле явить свою справедливость, как не добровольным отказом от причинения зла и творением благих дел для множества людей?" [11].

В хронике Псевдо-Сфрандзи повествуется, как перед отъездом сыновей Ипомоны Димитрия и Фомы в свои уделы в Морее она заставила их дать страшные клятвы, что они не будут посягать на владения друг друга [12].

Характеристики Ипомоны также приводятся в "Панегирике Мануилу II и Иоанну VIII Палеологам", в "Утешительном слове императору Константину XI на кончину его матери" Геннадия II Схолария, Иоанна Аргиропула и Иоанна Евгеника. Схоларий называл Ипомону примером женских добродетелей и "святейшей из цариц" [13], отмечая, что "не было никого, кто, придя к ней, не стал бы от общения с ней лучше" [14]. Ещё до пострига императрица особенно любила монахов и монашество [15]. Из "Речи к императору Константину XI Палеологу" Иоанна Евгеника можно заключить, что Ипомона была противницей унии, поскольку, когда Константинопольская Церковь прекратила поминовение в диптихах почившего Иоанна VIII, "эта святая мать, божественнейшая госпожа наша и владычица, праведно последовала этому, предпочтя естественной любви принятие Бога" [16].

В том же Слове Иоанн Евгеник отмечает:

"Что касается этой приснопамятной госпожи, твоей матери, то всё в её жизни было исключительным: вера, дела, род, манеры, жизнь, слова. Все они были скромны и достойны её святой славы. И как жила она, причастная Божественному Промыслу, так и скончалась" [17].

"История" Михаила Критовула, "Хронография" Геннадия Схолария, краткие хроники и монодии на падение Константинополя отмечают совпадение имен первого и последнего византийских императоров и их матерей [18]. Одна из кратких византийских хроник по неясной причине называет Ипомону одноглазой [19].

Честная глава прп. Ипомоны в монастыре прп. Патапия
Честная глава прп. Ипомоны в монастыре прп. Патапия
Местное почитание преподобной Ипомоны возникло в поствизантийский период в монастыре прп. Патапия близ Лутраки. Туда была перенесена её честная глава. Точное время этого события неизвестно; возможно, это произошло одновременно с перенесением сюда её племянником Ангелисом Нотарой мощей прп. Патапия из пользовавшегося особым покровительством императрицы монастыря св. Иоанна Предтечи в константинопольской Петре.

В конце XX века почитание Ипомоны возродилось в церкви свт. Афанасия Великого в квартале Тисио в Афинах. Протопресвитер этого храма С. Макристатис стал одним из инициаторов канонизации Ипомоны. 

В 1992 году Священный Синод Элладской Православной Церкви причислил Ипомону к лику святых и одобрил службу в её честь, составленную профессором Х. Бусьясом. Память Ипомоны совершается 29 мая (в один день с памятью падения Константинополя и гибели её сына Константина XI, подобно совместному празднованию памяти равноапостольных Константина и Елены) и 13 марта в качестве дня её смерти. Последняя дата ошибочна: византийские хроники датируют кончину Ипомоны 23 марта [20] или 24 марта [21].

Портрет императрицы Елены вместе с мужем и тремя детьми сохранился на миниатюре из греческой рукописи "Ареопагитик" [22]. В пещерном храме монастыря прп. Патапия сохранилась фреска поствизантийского периода (XV в.?) с изображением Ипомоны. Позднейшая икона Ипомоны, написанная в народном стиле, находится в иконостасе этого храма. Здесь же хранится честная глава преподобной [23].

Использованные материалы



[1]  "Οσία Υπομονή" // страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), https://www.saint.gr/1662/saint.aspx.

[2]  "Ἡ Ὁσία Ὑπομονή" // Страница греческого сайта Μεγασ Συναξαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, Μεγασ Συναξαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), https://www.synaxarion.gr/gr/sid/3458/sxsaintinfo.aspx; "Οσία Υπομονή" // Месяцеслов на греческом сайте Διακόνημα, http://www.diakonima.gr/2020/05/29/osia-ipomoni/ - ссылка действ. до конца мая 2021 г., после этого http://www.diakonima.gr/2021/05/29/osia-ipomoni/; "Οσία Υπομονή" // страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), https://www.saint.gr/1661/saint.aspx.

[3]  В настоящее время атрибутируется Исидору, митр. Киевскому.

[4]  Λάμπρος. 1926. Τ. 3. Σ. 166.

[5]  Λάμπρος. 1912. Τ. 1. Σ. 63.

[6]  Μακρυστάθης. 1999. Σ. 70-71.

[7]  Милеуснић С. Манастири Србиjе: Велика илустрована енциклопедиjа. Нови Сад, 20023. Књ. 2. С. 726.

[8]  Културна ризница Србиjе / Сост.: J. Jанићиjевић. Београд, 2002. С. 377.

[9]  Georgios Sphrantzes. 1966. Р. 76.

[10]  Λάμπρος. 1926. Τ. 3. Σ. 274.

[11]  Λάμπρος. 1926. Τ. 3. Σ. 273. Цит. по "Святая Ипомони (+13/26 марта 1450)" // Синаксарь "Пемптусия"

[12]  Georgios Sphrantzes. 1966. Р. 350.

[13]  Λάμπρος. 1924. Τ. 2. Σ. 43, 51.

[14]  Λάμπρος. 1924. Τ. 2. Σ. 43-44.

[15]  Λάμπρος. 1924. Τ. 2. Σ. 42.

[16]  Λάμπρος. 1912. Τ. 1. Σ. 125.

[17]  Цит. по "Святая Ипомони (+13/26 марта 1450)" // Синаксарь "Пемптусия"

[18]  Λάμπρος. 1908. Τ. 5. Τεῦχος 2/3. Σ. 248, 262; Gennade Scholarios. 1936. T. 4. P. 510; Τωμαδάκης. 1955. Τ. 25. Σ. 33; Schreiner. 1975. Bd. 1. S. 370; Critobuli Imbriotae Historiae. 1983. S. 80

[19]  Schreiner. 1975. Bd. 1. S. 183

[20]  Georgios Sphrantzes. 1966. P. 76; Schreiner. 1975. Bd. 1. S. 188.

[21]  Mioni. 1981. T. 1. P. 77.

[22]  Louvre. MR 416.

[23]  Alexandru Radu. Sfanta Ipomoni // Месяцеслов на румынском сайте CrestinOrtodox.Ro, https://www.crestinortodox.ro/sfinti/sfanta-ipomoni-136132.html.

Редакция текста от: 14.05.2021 07:00:54

"ИПОМОНА, ПРЕПОДОБНАЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google