ИЕРОФЕЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Патриарх Иерусалимский Иерофей
Патриарх Иерусалимский Иерофей
Иерофей (ок. 1815 - 1882), патриарх Иерусалимский (с 29 июня 1875).

Родился около 1815 года, грек по происхождению. Некоторое время он был настоятелем Святогробского подворья в Смирне (Измире). На момент избрания в патриархи был архимандритом.

Вступил в управление Иерусалимской Церковью в сложный период. Влияние русской и европейской культуры на православные народы, входившие в состав Османской империи, и как следствие - пробуждение у них национального самосознания привели во второй половине XIX века к тяжелому кризису в православном сообществе Османской империи, конфликтам между греческой иерархией Поместных Церквей и их иноязычной паствой (балканскими славянами, православными арабами). В 1860-х годах болгары добивались выхода из-под юрисдикции Константинопольского патриарха и создания автокефальной Церкви. Их поддерживали известный русский дипломат, посол в Константинополе гр. Н. П. Игнатьев и значительная часть российской общественности. В 1872 году, после провозглашения автокефального Болгарского Экзархата, в Константинополе был созван Собор с участием представителей Александрийской, Антиохийской и др. Поместных Церквей, на котором греческие иерархи приняли решение об отлучении болгар от Церкви как схизматиков. Иерусалимский патриарх Кирилл II был единственным неподписавшимся под соборным определением, за что был 7 ноября низложен с престола Святогробским братством. Русская Церковь уклонилась от прямого вмешательства в решение как болгарского, так и иерусалимского вопроса, но российская дипломатия поддерживала Кирилла и инспирировала выступления православных арабов в его защиту. Однако османские власти приняли сторону Святогробского братства, 6 декабря 1872 года Кирилл был выслан под стражей из Палестины и отправлен в ссылку на один из островов Мраморного моря, а новым патриархом утвержден ставленник святогробцев Прокопий II. Россия не признала Прокопия и секвестировала доходы с имений Святогробского братства в Бессарабии, которые составляли существенную часть бюджета Иерусалимской Церкви. Святогробцы со своей стороны быстро растратили деньги, оставшиеся в патриаршей казне после Кирилла, и, столкнувшись с финансовыми проблемами, искали пути примирения с Россией и возвращения доходов с бессарабских имений.

К осени 1874 года обозначился компромиссный вариант: Россия соглашалась признать новую кандидатуру на патриаршество вместо Кирилла и Прокопия при условии официального примирения Иерусалимского патриарха с Кириллом, объявленным схизматиком и отлученным от Церкви. Иерусалимский Синод и Святогробское братство почти единогласно обратились к Порте с требованием о низложении патриарха Прокопия. 26 февраля 1875 года он отрекся от престола.

Для избрания нового предстоятеля список 18 кандидатов, выдвинутых Святогробским братством, был отослан в Порту, где из них было утверждено шесть. 7 мая 1875 года на заседании выборщиков в Иерусалимской Патриархии в присутствии иерусалимского губернатора из шести кандидатур было выбрано три, из которых в тот же день при окончательном избрании в храме Воскресения Христова большинство голосов получил Иерофей [1]. В течение последующих 3 недель Порта не давала ответа, Иерофей тоже молчал. Лишь 22 июня состоялся его торжественный въезд в Иерусалим.

Неделю спустя, 29 июня 1875 года, в праздник апостолов Петра и Павла, в храме Воскресения Христова произошло редкое, для XIX века небывалое событие - поставление Иерусалимского патриарха из архимандритов, притом архиереями, подначальными ему.

Так, вопреки желанию арабов и российской дипломатии видеть патриархом Нифонта, митр. Назаретского, греки возвели на престол Иерофея, зная его невластолюбивый характер и стремясь полностью контролировать финансы и политику Иерусалимской Церкви. Православные арабы обратились к турецкому правительству с жалобой, в которой требовали открыть им доступ в Святогробское братство, передать народное образование в Иерусалимской Церкви под совместный контроль духовенства и мирян и предписать архиереям жить в своих епархиях, а не в Иерусалиме.

В ноябре 1875 года патриарх Иерофей объявил о готовности снять отлучение с Кирилла и принять большинство требований арабов. Однако, несмотря на жесткую позицию гр. Игнатьева, который обещал возвращение бессарабских доходов только после примирения патриарха с Кириллом, Иерофей затягивал решение этого вопроса, опасаясь вызвать недовольство османского правительства в условиях обострения русско-турецких отношений. Только после начала русско-турецкой войны и отъезда российских дипломатов (апрель 1877) Иерофей вернул Кирилла в лоно Церкви (за четыре месяца до его смерти). 19 апреля Иерусалимский Синод конфиденциально сообщил Константинопольскому патриарху Иоакиму III о своем решении восстановить патриарха Кирилла в звании члена Святогробского братства и ввести его в молитвенное общение с Иерусалимской Церковью. 22 апреля бывшему патриарху была отправлена мирная грамота, подписанная всем Святогробским братством.

Война 1877-1878 годов прервала русское паломничество в Святую землю, что усугубило финансовые проблемы Патриархии. Хотя после войны 75% поступлений с бессарабских имений было возвращено патриарху Иерофею, Иерусалимская Церковь оставалась в сложном финансовом положении. Под предлогом экономии патриарх Иерофей еще в 1876 году закрыл богословскую школу Св. Креста (вновь открыта в конце его патриаршества), типографию, урезал все субсидии народным учреждениям. Тем не менее долги Патриархии росли, новые займы и прочие поступления расхищались святогробским священноначалием. Патриарх в разгар финансовых проблем в Иерусалимской Церкви разместил в зарубежных банках 20 тыс. фунтов стерлингов. Деятельность патриарха вызвала жесткую критику даже в греческой фанариотской печати. Наряду с этим патриарх по-прежнему подвергался давлению со стороны Святогробского братства, которое требовало от него подписать новый устав Иерусалимской Церкви, передававший все властные полномочия патриарха Синоду. Патриарх Иерофей долго уклонялся от принятия этих условий, а святогробцы укоряли его в абсолютизме, каким, по их мнению, отличался патриарх Кирилл.

Скончался 11 июня 1882 года в Иерусалиме.

После кончины патриарха Иерофея в российской печати появились предположения о его насильственной смерти, которую связывали с внутренними противоречиями в руководстве Иерусалимской Церкви.

Литература

  • Антонин (Капустин), архим. Новый Патриарх в Иерусалиме // Церк. летопись «ДБ». 1875. № 30. С. 57-64; № 31. С. 65-80;
  • Моск. ЕВ. 1875. № 13. С. 118; № 20. С. 183-184; № 25. С. 221; № 28. С. 244; № 40. С. 344;
  • Моск. ЦВед. 1882. № 29. С. 400-401;
  • Хитрово В. Н. Православие в Святой земле. М., 1881. С. 54-55, 67-70, 94. (ППС; Т. 1. Вып. 1);
  • Муркос Г. А. Интересы России в Палестине // ППС. 2003. Т. 100. С. 86-102.
  • Κωνσταντινίδης ᾿Ιω. Χ. ῾Ιερόθεος // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 808;
  • Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine, 1843-1914: Church and Politics in the Near East. Oxf., 1969. P. 190-193;
  • Лисовой Н. Н. Рус. духовное и полит. присутствие в Св. земле и на Ближ. Востоке в XIX - нач. XX в. М., 2006. С. 317-318.

Использованные материалы

  • К. А. Панченко. "Иерофей [патриарх Иерусалимский]" // Православная энциклопедия, т. 21, с. 383-384



[1]  описание процедуры см.: Антонин (Капустин). 1875

Редакция текста от: 28.02.2021 18:01:44

"ИЕРОФЕЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google