Ефрем I (греч. ᾿Εφρῆς, ᾿Εφραΐμ, Οὐάφρης; первая пол. II в.), епископ Иерусалимский, святитель
Память 12 мая (Греч. [1]), 7 ноября (Греч.)
В "Церковной истории" Евсевия Кесарийского (IV в.) упоминается как 13-й предстоятель Иерусалимской Церкви, один из последних еврейского происхождения ("от обрезанных"). Тот же автор в "Хронике" указывает, что Ефрем I занимал кафедру в течение двух лет при римском императоре Адриане (117-138). Это сообщение повторяют свт. Епифаний Кипрский (IV-V вв.; без указания срока), Георгий Синкелл (рубеж VIII и IX вв.) и свт. Никифор I Константинопольский (IX в.; без указания правившего императора). Евтихий, патриарх Александрийский (X в.), относит вступление Ефрема I на кафедру к шестому году правления имп. Антонина Пия (138-161). В списке Иерусалимских патриархов из рукописи переведенного прп. Георгием Святогорцем Великого Синаксаря (НЦРГ. А 222, XII в.) пребывание Ефрема I на кафедре датируется 126-128 годами [2].
Ефрем I упоминается в богослужебных стихотворных диптихах Иерусалимских патриархов, составленных на греческом языке в конце XIII века [3]. В различных палестино-грузинских календарях VII-X веков, отражающих древнюю минологическую традицию Иерусалимского Патриархата, 12 мая и 7 ноября значится память Иерусалимского епископа с именем Ефрем (груз. ეფრემ) либо Евфимий/Евфимиан (ე(ვ)ფჳმე, ევთჳმე/ევფემიანე). Поскольку имя Евфимий отсутствует в списках предстоятелей Иерусалимской Церкви до XI века, вероятно, что речь идет о Ефреме I, а разные формы имени в рукописях объясняются особенностями грузинской графики. К. С. Кекелидзе предполагал, однако, что имеется в виду неизвестный из других источников Иерусалимский еп. Евфимий [4]. Ж. Гаритт считал, что форма "Ефрем" лучше, чем другие формы, засвидетельствована в рукописях, но не находил достаточных оснований для отождествления этого епископа с Ефремом I [5].
Единственное свидетельство о западном почитании Ефрема I содержится в сочинении "Liber bellorum Dei" Теодориха Паули (Brux. 22476, XV в.), согласно которому Ефрем I был епископом в правление имп. Адриана, активно проповедовал иудеям и язычникам и принял мученическую кончину, его память совершалась 4 апреля [6].
Литература
- Euseb. Hist. eccl. IV 5. 3;
- idem. Chron. T. 2. P. 166;
- Georg. Sync. Chron. P. 427;
- Niceph. Chronogr. P. 124;
- Epiph. Adv. haer. [Panarion]. LXVI 20;
- Eutych. Annales // PG. 111. Col. 988;
- Кекелидзе. Канонарь. С. 113, 141 [текст и пер.], 190-191 [коммент.];
- Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 66, 102 [текст и пер.], 222, 378 [коммент.].
- Le Quien. OC. T. 3. Col. 143-146;
- V[enables] E. Ephraim (2) // DCB. T. 2. P. 137;
- Aubert R. Ephrem // DHGE. 1963. T. 15. Col. 588;
- Sauget J.-M. Efrem // BiblSS. Vol. 4. Col. 950.
Использованные материалы
- С. А. Моисеева. "Ефрем" // Православная энциклопедия, т. 19, с. 32
[1] "Ὁ Ἅγιος Εὐθύμιος Πατριάρχης Ἱεροσολύμων", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/3129/sxsaintinfo.aspx.
[2] Кекелидзе. Канонарь. С. 191
[3] Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ᾿Ανάλεκτα. Τ. 1. Σ. 124 sq.
[4] Кекелидзе. Канонарь. С. 190-191
[5] Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 222
[6] ActaSS. Apr. T. 1. P. 318