Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЕФРЕМ I ИЕРУСАЛИМСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Ефрем I (греч. ᾿Εφρῆς, ᾿Εφραΐμ, Οὐάφρης; первая пол. II в.), епископ Иерусалимский, святитель

Память 12 мая (Греч. [1]), 7 ноября (Греч.)

В "Церковной истории" Евсевия Кесарийского (IV в.) упоминается как 13-й предстоятель Иерусалимской Церкви, один из последних еврейского происхождения ("от обрезанных"). Тот же автор в "Хронике" указывает, что Ефрем I занимал кафедру в течение двух лет при римском императоре Адриане (117-138). Это сообщение повторяют свт. Епифаний Кипрский (IV-V вв.; без указания срока), Георгий Синкелл (рубеж VIII и IX вв.) и свт. Никифор I Константинопольский (IX в.; без указания правившего императора). Евтихий, патриарх Александрийский (X в.), относит вступление Ефрема I на кафедру к шестому году правления имп. Антонина Пия (138-161). В списке Иерусалимских патриархов из рукописи переведенного прп. Георгием Святогорцем Великого Синаксаря (НЦРГ. А 222, XII в.) пребывание Ефрема I на кафедре датируется 126-128 годами [2].

Ефрем I упоминается в богослужебных стихотворных диптихах Иерусалимских патриархов, составленных на греческом языке в конце XIII века [3]. В различных палестино-грузинских календарях VII-X веков, отражающих древнюю минологическую традицию Иерусалимского Патриархата, 12 мая и 7 ноября значится память Иерусалимского епископа с именем Ефрем (груз. ეფრემ) либо Евфимий/Евфимиан (ე(ვ)ფჳმე, ევთჳმე/ევფემიანე). Поскольку имя Евфимий отсутствует в списках предстоятелей Иерусалимской Церкви до XI века, вероятно, что речь идет о Ефреме I, а разные формы имени в рукописях объясняются особенностями грузинской графики. К. С. Кекелидзе предполагал, однако, что имеется в виду неизвестный из других источников Иерусалимский еп. Евфимий [4]. Ж. Гаритт считал, что форма "Ефрем" лучше, чем другие формы, засвидетельствована в рукописях, но не находил достаточных оснований для отождествления этого епископа с Ефремом I [5].

Единственное свидетельство о западном почитании Ефрема I содержится в сочинении "Liber bellorum Dei" Теодориха Паули (Brux. 22476, XV в.), согласно которому Ефрем I был епископом в правление имп. Адриана, активно проповедовал иудеям и язычникам и принял мученическую кончину, его память совершалась 4 апреля [6].

Литература

  • Euseb. Hist. eccl. IV 5. 3;
  • idem. Chron. T. 2. P. 166;
  • Georg. Sync. Chron. P. 427;
  • Niceph. Chronogr. P. 124;
  • Epiph. Adv. haer. [Panarion]. LXVI 20;
  • Eutych. Annales // PG. 111. Col. 988;
  • Кекелидзе. Канонарь. С. 113, 141 [текст и пер.], 190-191 [коммент.];
  • Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 66, 102 [текст и пер.], 222, 378 [коммент.].
  • Le Quien. OC. T. 3. Col. 143-146;
  • V[enables] E. Ephraim (2) // DCB. T. 2. P. 137;
  • Aubert R. Ephrem // DHGE. 1963. T. 15. Col. 588;
  • Sauget J.-M. Efrem // BiblSS. Vol. 4. Col. 950.

Использованные материалы



[1]  "Ὁ Ἅγιος Εὐθύμιος Πατριάρχης Ἱεροσολύμων", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/3129/sxsaintinfo.aspx.

[2]  Кекелидзе. Канонарь. С. 191

[3]  Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ᾿Ανάλεκτα. Τ. 1. Σ. 124 sq.

[4]  Кекелидзе. Канонарь. С. 190-191

[5]  Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 222

[6]  ActaSS. Apr. T. 1. P. 318

Редакция текста от: 06.02.2021 14:49:50

"ЕФРЕМ I ИЕРУСАЛИМСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google