Прп. Корнилий Крыпецкий. Фотография конца XIX века (архив Крыпецкого монастыря) |
Память 28 декабря, 9 июля (Псков.) и в Соборе Псковских святых
В миру Поляков Лука Михеевич, родился в 1841 году в деревне Великое Село Псковского уезда и губернии в крестьянской семье Михея Алексеевича (1796 - 1846) и Вассы Григорьевны (1806 - 1873), был пятым, младшим ребенком в семье. В родном селе Лука был пастухом, с отрочества отличался смирением; по свидетельству местных жителей, он часто брал на себя чужие грехи, напр. озорничавших деревенских мальчиков. С детства особо почитал ап. Иоанна Богослова, в 1875 году пришел в Крыпецкий монастырь, посвященный евангелисту. В 1876 году зачислен в послушники, трудился на скотном дворе, пас монастырских коров.
12 декабря 1877 года пострижен в монашество с именем в честь Корнилия сотника. Постриг совершен архим. Николаем (Авенировым).
Основным послушанием Корнилия стал сбор пожертвований на ремонт построек монастыря. Зная безупречную честность и добрый нрав монаха, жители окрестных сел охотно жертвовали ему свои сбережения. При этом Корнилий часто беседовал с верующими, наставлял их, постепенно стал известен как молитвенник, наделенный даром предсказаний и подвигом юродства. С почтением относился к болящему юродивому Матфею Кондратьеву (+ 1905) из с. Малы Псковской губ. Некоторое время Корнилий служил в обители гостинником. В монастырских клировых ведомостях 1890-х годах значился неграмотным.
Радушного и кроткого Корнилия почитали как старца, множество мирян приходили в монастырь и обращались к нему за советом в духовных делах и бытовых нуждах. Корнилий предсказал монашество и старческое служение отрока В. И. Желнина и события жизни многих прихожан обители. Особенно Корнилий доверял крестьянину Графову, которому рассказал о дне и часе своей смерти. Подвизаясь в юродстве, Корнилий часто притворялся пьяным и даже каялся на исповеди в чужих грехах, обличая грехи и проступки как селян, так и монахов, чем смущал братию и духовника обители игум. Иоанникия. Графову же он признавался: "Мне вино пить, что на крест идти".
Прп. Корнилий Крыпецкий. Икона (автор Л. А. Гадалова, иконописная школа, г. Сергиев Посад; ок. 2005 г.) |
Подвижник особо чтил пророка Илию, приходивших к нему побуждал молиться этому ветхозаветному праведнику, "а то плохо будет", призывал священноначалие к тому, чтобы "имя Илии пророка во всех церквах поминали на отпусте священники... и тогда будет мир и благодать Божия разольется по всей земли". По преданию, Корнилий пророчествовал и о трагических событиях в истории России XX века: "Не будет у нас царя! Сменят его, как плохого хозяина", "такое тяжелое время будет, какого еще не было никогда на Руси", предвидел русско-японскую войну. Среди предсказаний Корнилия выделяются слова о том, что погребут его не в день отпевания и "не по чину" - головой на север. С таким небрежным погребением Корнилий Крыпецкий связывал и грядущие бедствия в России. Действительно, из-за временного отсутствия настоятеля игум. Алексия (Константинова) тело старца после отпевания не сразу было предано земле. Сначала гроб с телом оставили в каменном склепе под кладбищенской часовней. Затем, не дождавшись настоятеля, монастырские работники "из-за какого-то поругания" погребли останки Корнилия головой на север. "У преподобного Саввы молебны служились, а у старца Корнилия - панихиды", - свидетельствовал иером. Амфилохий (Егоров). Впоследствии почитатель подвижника Графов в прошении, поданном в Синод, приводил его слова: "Я скончаюсь, вся страна заплачет, ко дню моего погребения прибудет владыка, в тот год хлеб будет дешев: мера ржи 65 будет. А потом будет в России бедствие. Я прошу, чтобы меня положили в гроб чисто на восток. Но я знаю, что не положат меня братия по моему желанию, и в обители будет убийство, война" [1].
Прп. Корнилий Крыпецкий. Икона. 1999 г. Иконописец Н. А. Блохин |
В 1913 году, спустя 10 лет после смерти преподобного, крестьянин Графов послал на имя обер-прокурора Синода В. К. Саблера подробное жизнеописание Корнилия Крыпецкого с просьбой исполнить последнюю волю почившего: предать его тело правильному погребению, да "не обрушатся на Россию бедствия", предсказанные подвижником. Прошение Графова на имя обер-прокурора было переправлено еп. Псковскому Евсевию (Гроздову) и "за недоказанностью прописанного" оставлено без ответа. 3 апреля 1913 года благочинный мужских монастырей осмотрел могилу Корнилия Крыпецкого и решил по ее "наружному расположению", что гроб с телом почившего поставлен по христианскому обычаю правильно, а именно лицом к востоку. Братия назвала Корнилия Крыпецкого ничем не примечательным насельником, а игум. Иоанникий утверждал, что он "стаканами вино пил". В том же году Псковская духовная консистория просила Псковское городское полицейское управление представить справку об образе жизни, о занятиях, об имущественном положении, о поведении и об "умственных способностях" крестьянина Графова. В отзыве полицейского управления сообщалось, что он человек "не вполне нормальный".
В 1904 году, во время пребывания в Пскове вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, Графов смог вручить ей записки о старце. 9 августа 1916 года Крыпецкую обитель посетила воспитанница Елисаветы Феодоровны вел. кнг. Мария Павловна - младшая, которая удостоверилась в народном почитании старца и услышала о его пророчествах. 7 февраля 1918 года Елисавета Феодоровна писала патриарху Московскому и всея России Тихону об "иноке Корнилии - юродивом Псковской губернии", призывая исполнить волю старца о правильном погребении:
Надгробие на могиле прп. Корнилия Крыпецкого. Фотография 1950-х годов |
В 1930-80-х годах богомольцы приходили к могиле Корнилия Крыпецкого, по молитвам к преподобному совершались исцеления от различных недугов, в т. ч. от эпилепсии, болезни глаз, немоты. В 1944 году свящ. А. Ионов писал:
В мае 1958 года при участии схиархим. Псково-Печерского монастыря Александра (Васильева) и бывшего духовника Святогорского Успенского монастыря архим. Никодима над могилой Корнилия Крыпецкого была возведена деревянная часовня с четырехскатной кровлей, а рядом - небольшая деревянная одноглавая церковь. Но осенью того же года по инициативе председателя Торошинского сельского совета И. Денисова местные комсомольские активисты частично разобрали, частично сожгли храм и часовню. Но богомольцы продолжали приходить к захоронению преподобного. К 1960 году на его могиле имелись каменное надгробие с фотографией, ограда.
Рака с мощами прп. Корнилия Крыпецкого |
10 января 2000 года Корнилий Крыпецкий был прославлен как местночтимый святой Псковской епархии.
2-3 февраля 2016 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви благословил общецерковное почитание преподобного Корнилия Крыпецкого.
Основным источником сведений о Корнилии Крыпецком являются материалы к его жизнеописанию, собранные по благословению митр. Сергия (Воскресенского) псковским свящ. А. В. Ионовым (1907-1977), который встречался и беседовал с иером. Амфилохием (Егоровым) (+ после 1944), В. С. Графовым, крестьянином дер. Овсищи Псковского уезда, и другими очевидцами, лично знавшими подвижника.
Литература
- РГИА. Ф. 797. Оп. 83. 2 отд. 3 стол. Д. 170.
- Ионов А., свящ. Блж. мон. Корнилий: Биогр. очерк. Рига, 1944;
- Жизнеописание блж. мон. Корнилия. Псков, 1999;
- Прп. Корнилий, Крыпецкий чудотворец: (Служба, акафист и житие). Псков, 2001;
- Крыпецкая обитель. Псков, 2002. С. 73-92;
- Крыпецкая обитель: Святые подвижники благочестия Крыпецкого мон-ря: История обители / Авт.-сост.: Б. И. Лукин. Псков, 2010. С. 196-259;
- Прп. Корнилий блаженный старец / Авт.-сост.: Л. А. Ильюнина. Псков, 2011.
Использованные материалы
- Д. Б. Кочетов. "Корнилий Крыпецкий" // Православная энциклопедия, т. 38, с. 106-110
[1] РГИА. Ф. 797. Оп. 83. 2 отд. 3 стол. Д. 170
[2] ГАРФ. Ф. 4652. Оп. 1. Д. 3. Л. 231-232 об.