Константин [1], архиепископ Кипрский (упом. в 783 и 787), святитель.
Архиепископ Константин был сторонником почитания св. икон и принимал активное участие в обсуждениях на VII Вселенском Соборе. Биографических сведений о нем не сохранилось. Соборные документы содержат не только реплики архиеп. Константина на заседаниях Собора, но и три его рассказа о Божием наказании хулителей икон. Первый случай произошел с жителем Констанции, который, проходя с упряжкой волов мимо церкви, зашел в нее помолиться. Увидев нарисованное на стене изображение Пресвятой Богородицы, он воскликнул: "Что оно тут делает?" - и выколол остроконечной палкой око Божией Матери. Выйдя из храма, нечестивец ударил этой же палкой волов, но она обломилась, и осколок попал ему в глаз, из-за чего он потерял зрение. Второй рассказ посвящен жителю Кития, решившему на праздник Успения Пресвятой Богородицы украсить церковь завесами. Для этого он вбил в стены гвозди, причем один из них - в лоб изображенному на фреске ап. Петру. В тот же час он почувствовал сильную боль во лбу и 2 дня пролежал в муках, пока об этом не узнал Китийский епископ и не велел вынуть гвоздь из фрески. Третий случай архиеп. Константину рассказали 32 жителя Кития, отправившиеся в сир. г. Габалу. Там они стали свидетелями того, как один араб выколол копьем око у мозаичной иконы и после этого сам ослеп на правый глаз и впал в горячку [2]. Эти истории приведены свт. Константином в доказательство того, что иконы не только честны, но и чудотворны. Святитель также подчеркивал, что священные изображения пробуждают умиление у верующих [3]. Свт. Никифор, патриарх Константинопольский, в "Защитительном слове по поводу честных икон" называл Константина "мужем мудрым и прославленным" [4].
Исследователи отмечали, что Константин упомянут в соборных документах не среди предстоятелей автокефальных Церквей, а в числе архиереев Константинопольского Патриархата, после митрополитов Кесарийского и Эфесского. При этом он, как правило, брал слово сразу после Константинопольского патриарха Тарасия, т. к. вместо папы Римского и восточных патриархов на Соборе присутствовали их представители.
Имя архиеп. Константина отсутствует в кипрском Синодике XII века, изданном Н. Каппёйнсом [5], и в Синодике, включенном в состав "Хроники" Леонтия Махераса (XV в.) [6]. Кипрский архиеп. Макарий III при составлении агиографического соч. "Кипр - остров святых" внес архиеп. Константина в число святых Кипрской Православной Церкви.
Литература
- Mansi. T. 12. P. 994, 1002, 1015, 1018-1019, 1038, 1047, 1087, 1118-1119, 1147; T. 13. P. 4, 17, 32, 37, 40, 53, 56, 61, 77-80, 133, 157, 164, 172, 189, 365, 380;
- ДВС. Т. 7. С. 33, 37, 43, 45-46, 55, 60, 80, 92-93, 106, 110-112, 115, 118, 124, 127-128, 135-136, 139, 146-147, 172, 185, 187, 191, 199, 279, 286;
- Μιτσίδης ᾿Α. Κωνσταντῖνος: ῾Ο ᾿Αρχιεπίσκοπος Κύπρου // ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Σ. 1-3;
- idem. ῾Η παρουσία τῆς ᾿Εκκλησίας Κύπρου εἰς τὸν ἀγώνα ὑπὲρ τῶν εἰκόνων: Γεώργιος ὁ Κύπριος κα Κωνσταντῖνος Κωνσταντίας. Λευκωσία, 1989;
- idem. Τὸ αὐτοκέφαλον τῆς ᾿Εκκλησίας Κύπρου // ῾Ιστορία τῆς Κύπρου. Λευκωσία, 2005. Τ. 3. Σ. 139-140;
- Κωνσταντῖνος Β´ // ΜΚΕ. Λευκωσία, 1988. Τ. 8. Σ. 152-153;
- PMBZ, N 3846;
- Fedalto. Hierarchia. P. 876;
- Μακάριος ΙΙΙ, ἀρχιέπ. Κύπρου. Κύπρος ἡ ῾Αγία Νῆσος. Λευκωσία, 19972. Σ. 37;
- Metcalf D. M. Byzantine Cyprus: 491-1191. Nicosia, 2009. P. 444-445.
Использованные материалы
- О. В. Л. "Константин II" // Православная энциклопедия, т. 37, с. 33
[1] В некоторых греческих источниках (см. список литературы) и в патриаршей Православной энциклопедии назван Константином II
[2] ДВС. Т. 7. С. 146-147
[3] ДВС. Т. 7. С. 118
[4] Niceph. Const. Apol. 4 // PG. 100. Col. 837
[5] Cappuyns N. Le Synodicon de Chypre au XIIe siêcle // Byz. 1935. T. 10. P. 489-504
[6] Leont. Makhair. Chronicle. T. 1. P. 28