Сергей Михайлович Труфанов, 1928 год |
Родился 7 октября 1880 года на хуторе Большом, станицы Мариинской Первого Донского округа Области Войска Донского в семье псаломщика местного храма.
В 10 лет поступил в Новочеркасское духовное училище, которое окончил в 1895 году [1].
В 1900 или 1901 году окончил Донскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.
На третьем курсе академии, 29 ноября 1903 года, был пострижен с наречением имени Илиодор ректором архиепископом Сергием (Страгородским). Вскоре познакомился с Григорием Распутиным.
В 1905 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию [2] и был направлен преподавателем в Ярославскую духовную семинарию, где у него сложились хорошие отношения с известным своими "правыми" убеждениями губернатором А.П. Роговичем.
Увлечение о. Илиодором "правыми" идеями доходило до экстремизма и приводило к конфликтам. Его решили перевести в Новгородскую семинарию, но он отказался ехать в Новгород и попросился в Почаевскую лавру. Устраивал митинги, вёл крайне резкую агитацию против евреев и инородцев вообще, против интеллигенции, с постоянными призывами к погромам; постоянно нападал на высших должностных лиц на государственной и на церковной службе. Святейший Синод запретил о. Илиодору литературную деятельность, но, пользуясь покровительством различных влиятельных лиц, он не подчинился этому запрету и остался безнаказанным. С помощью Распутина о. Илиодор нашёл покровителей в государственных сферах.
В 1908 году он был переведён в Саратовскую епархию, где получил приход в Царицыне. Здесь его деятельность, под покровительством саратовского епископа Гермогена (Долганёва), развернулась ещё шире. С 1 марта 1908 года он стал заведовать в Царицыне архиерейским подворьем, которое вскоре превратилось в мужской Свято-Духов монастырь. Илиодор резко нападал на местную администрацию, занимался исцелением больных и изгнанием бесов, ругал иноверцев, интеллигентов, купцов, журналистов, драматургов и др.
В 1909 году Синод запретил о. Илиодора в служении, но тот назвал это распоряжение "безблагодатным и беззаконным" и продолжал служить.
Синод постановил перевести Илиодора в Минск, но о. Илиодор не поехал и через Распутина добился встречи с императрицей Александрой Фёдоровной и отмены постановления.
В 1910 году о. Илиодор за оскорбление полиции был приговорён судом к месячному аресту, но это постановление в исполнение не было приведено.
В январе 1911 года состоялось постановление Синода о переводе о. Илиодора в Новосильский Свято-Духов монастырь Тульской епархии. Через месяц он бежал из монастыря и вернулся в Царицын и возобновил свою деятельность; 21 мая имел встречу с императором Николаем II.
На квартире епископа Гермогена 16 декабря о. Илиодор, юродивый Митя, писатель Родионов и другие потребовали от Распутина порвать связи с царской семьей и покаяться в грехах. Этот выпад стоил ему поддержки Распутина.
В январе 1912 года было приведено в исполнение постановление Синода о заточении о. Илиодора во Флорищеву пустынь Владимирской епархии, куда он был отправлен под жандармским конвоем. Из пустыни он писал императору и в Синод, раздавал интервью газетчикам.
8 мая 1912 года Илиодор подал в Синод прошение о снятии сана, а в послании к почитателям заявлял, что раскаивается в своей деятельности, просит прощения у евреев, отрекается от веры. После полугода "увещеваний" решением Святейшего Синода в декабре 1912 года был расстрижен и освобождён из монастыря.
Полтора года прожил у себя на родине (хутор Большой) под строгим полицейским надзором, где вокруг него стали снова собираться поклонники. По утверждению некоторых авторов, был причастен к организации неудавшегося покушения на Распутина, которое осуществила Хиония Гусева.
26 января 1914 года был арестован по обвинению в "кощунстве, богохульстве, оскорблении его величества и образовании преступного сообщества". Опасаясь уголовного преследования, Труфанов 19 июля 1914 года бежал за границу через Финляндию. Выпустил разоблачительную книгу "Святой чёрт (записки о Распутине)". В июне 1916 года переехал в США.
В 1917 году Труфанов участвовал в "левом" движении, после Октябрьской революции даже предлагал свои услуги большевикам. По личному предложению Дзержинского начал служить в ЧК, где выполнял "самые деликатные поручения". В 1917 году снялся (камео) в первом фильме о революции в России - "Падение Романовых".
Сергей Михайлович Труфанов с женой и детьми (Сергеем, Надеждой и Илиодором), 4 декабря 1922 |
В мае 1922 года эмигрировал в Германию, а затем в США, где публиковал свои записки о Распутине. Работал швейцаром в небольшой гостинице. В конце 1924 года обратился в обновленческий Синод с покаянием и просьбой о принятии в общение. Был принят в общение как мирянин с возможностью последующего восстановления в священном сане.
25 июня 1933 года выступил в Нью-Йорке в зале "Просвещение" с докладом, в котором подверг критике миссию архиепископа Вениамина (Федченкова), поднял русский национальный флаг, провозгласил: "Отечество в опасности!".
Тем не менее архиепископ Вениамин добился в 1934 году снятия запрещения с Труфанова и восстановления его в сане иеромонаха, а также назначил секретарём своего епархиального управления, рассказывал всем о его "огромной душевной силе" и предоставил ему возможность защищать Московскую Патриархию в печати. Но Труфанов не оправдал надежд экзарха, создал собственную "Российскую Народную Универсально-Христианскую Церковь", а себя объявил патриархом в изгнании.
По некоторым данным, он стал впоследствии баптистом. [3]
Скончался 28 января 1952 года от болезни сердца.
Использованные материалы
- Иванов С.М., Супрун В.И. "Православие на волгоградской земле:епархии и епископы". Иеромонах Илиодор (Труфанов) // Сайт "Волгоград Православный"
- Сергей Фомин. "Илиодор: новые материалы" (взяты фотографии)
[1] В 1894 году перешёл в IV класс ДУ, Донские епархиальные ведомости, 1894, № 14, с. 292.
[2] "Выпускники Санкт-Петербургской 1905 года (с 1914 - Петроградской) духовной академии 1814-1894, 1896-1918 гг.", генеологический сайт Бовкало А. А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/spbda.html
[3] А.А. Кострюков. К истории разделения между Московской Патриархией и Североамериканской Митрополией в 1933 г. // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2011 Вып. 3 (40). С.46-58 - http://pstgu.ru/download/1315318192.46-58.pdf