Монастырь Иереев во имя свт. Николая Чудотворца |
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Расположен на обрывистом лесистом склоне горы Ройя между с. Статос и монастырем Хрисорройятисса, от которого отстоит приблизительно на 1 км. Считается одним из древнейших монастырей Кипра.
Свт. Николай Чудотворец и прп. Евтихий. Икона. 1708 г. (монастырь Иереев, Кипр) |
В одном из списков соч. Неофита Родосского "О героях, полководцах, философах, святых и других именитых людях, произошедших из Кипрского острова" (Рим, 1659), сделанном, по всей видимости, архим. Паисием (впосл. архиепископ Кипрский (1759-1767)), говорится, что в монастыре Иереев хранилась часть омофора свт. Николая Чудотворца, подаренного ему, по преданию, Пресвятой Богородицей. В 1754 году эта реликвия была перенесена для безопасности в Киккский монастырь. В XIX веке омофор был утрачен: эта святыня или сгорела во время пожара 1813 года, или была похищена при разгроме монастыря турками в 1821 году.
В 963 году в монастыре Иереев останавливался основатель Великой Лавры прп. Афанасий Афонский, покинувший Св. Гору после избрания Никифора Фоки императором. В X-XII веках монастырь процветал, в нем находился скрипторий (в наст. время монастырские рукописи хранятся в Национальной библиотеке в Париже). Древнейший из сохранившихся манускриптов, созданных в монастыре Иереев, - Толкование свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея [1] - датируется 954 годом. Мон. Климент (впоследствии игумен монастыря Иереев) переписал декабрьскую Минею-Четью (1112 г., [2]) и Синаксарь (1-я четв. XII в. [3]), на которых впоследствии были сделаны записи исторического характера, в т. ч. перечень 14 игуменов, управлявших монастырем с 1227 по 1407 год, заметка о дарении монастырю не названным по имени кипрским королем подворья Агиофродиси. Всего в период правления французской династии Лузиньянов (1192-1489) монастырь Иереев имел три подворья.
После захвата Кипра турками о монастыре нет упоминаний до 1615 года. Около 1638 года монастырь Иереев стал подворьем Киккского монастыря и была проведена его реконструкция под руководством киккского игум. Никифора (впосл. архиепископ Кипрский (1641-1674)). В 1641 году по его заказу худож. Соломоном была написана икона Христа для иконостаса монастырского собора.
В. Г. Григорович-Барский, посетивший монастырь в 1735 году, переводит другое название монастыря - Агия-Мони - как "Святая обитель" [4]. Некогда богатая обитель, где подвизалось много иноков, была опустошена турками и заброшена, затем возобновлена "тщанием и помощию отец предреченнаго началного монастира Кикку" [5]. Монахи, жившие на подворье, занимались главным образом земледелием и животноводством.
После сильнейшего пожара в Киккском монастыре (1751) его насельники перенесли чудотворную Киккскую икону Божией Матери на хранение в монастырь Иереев, где она находилась в течение года. В 1763 году Антиохийский патриарх Сильвестр (1724-1766) подарил монастырю Иереев антиминс.
История монастыря во второй половине XIX века связана с именем иером. Иоанникия из Галаты (брата Епифания, митр. Пафосского), который в 1882-1885 годах провел реконструкцию монастыря. В этот период братия обители продолжала пополняться за счет монахов Киккского монастыря, но ситуация изменилась с переходом Кипра под управление английской администрации (1878), после чего деятельность киккских монахов сосредоточилась на подворье св. Прокопия в Никосии, ставшем экономическим центром многочисленных владений Киккского монастыря. Монастырь Иереев постепенно пришел в упадок. В 1960-х годах Департаментом древностей Кипра и Киккским монастырем были начаты реставрационные работы, но они вскоре прекратились из-за недостатка денежных средств.
Возрождение монастыря Иереев началось в 1984 году по инициативе киккского игум. Никифора: были отреставрированы старые и возведены новые здания. В 1992-1993 годах монастырь был заселен общиной под руководством Афанасия (Николау), но уже в ноябре 1993 года братия монастыря в полном составе перешла в Махерский монастырь. Монастырь Иереев был заселен братией Киккского монастыря.
Архитектура
Собор, освященный во имя свт. Николая Чудотворца, расположен в восточной части монастырского комплекса. Он построен на фундаменте раннехристианской базилики (предположительно VI века), апсида которой была затем включена в византийскую постройку (XII века). Ее сменил храм, возведенный во время правления династии Лузиньянов, который в 1638 году был преобразован в трехнефный. Согласно описанию Григоровича-Барского, тяжесть свода несли шесть колонн. В 1882 году южный неф был разобран. В ходе ремонтных работ в 1885 году были обнаружены плиты с двумя надписями IV века до н. э., которые были вделаны в наружную сторону западной стены слева и справа от главного входа. В надписях, выполненных силлабическим письмом, говорится, что на этом месте царь Пафоса Никокл в IV в. до н. э. воздвиг храм богини Геры.
В настоящее время собор представляет собой двухнефную постройку со сводчатыми крышами. Нефы разделены арками, покоящимися на трех колоннах. Церковь остается нерасписанной.
Полукруглый синтрон и украшенные листьями аканфа фризы в апсиде и на западной стене у входа являются фрагментами византийской постройки. В западную стену включены украшенные растительным орнаментальным рельефом колонны раннехристианской алтарной преграды. К этому же периоду, видимо, относится мраморная купель, находящаяся вне храма.
Монастырский комплекс состоит из строений разных эпох. С западной стороны находится двухэтажный корпус келий, сооруженный в 1698 году на средства Мелетия, игум. Киккского монастыря. После реставрации 1984-1995 годов в некоторых из этих келий были устроены кабинеты, кухня и трапезная. С северной стороны это здание соединяется с другим двухэтажным строением, нижний этаж которого используется как синодикон (зал торжественных заседаний), а верхний отведен под кельи. Далее расположен парекклисион во имя прп. Афанасия Афонского (XIV в.) с крестовым сводом. Видимо, прежде он использовался как монастырская трапезная. С южной стороны монастыря тянется ряд одноэтажных строений, сооруженных в 1820 году игум. Киккского монастыря этномартиром Иосифом (1819-1821), которые ныне используются как кельи. Позади них расположена резиденция игумена.
Литература
- Григорович-Барский В. Г. Странствования по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1886. Ч. 2. С. 271-273;
- Παπαγεωργίου Α. Ιερέων Μονή // ΜΚΕ. 1987. Τ. 6. Σ. 79-80;
- Der Parthog G. Byzantine and Medieval Cyprus. L., 1994. P. 69-70;
- Καππαής Δ. Τα μοναστήρια της Κύπρου. Λεμεσός, 1998. Σ. 163-164;
- Κοκκινόφτας Κ., Θεοχαρίδης Ι. Μονή των Ιερέων ή Αγία Μονή. Λευκωσία, 1999.
Использованные материалы
- О. В. Лосева. "Монастыря Иереев" // Православная энциклопедия, т. 21, с. 250-252
[1] Paris. gr. 668
[2] Paris. gr. 1531
[3] Paris. gr. 1588
[4] Григорович-Барский. 1886. С. 271
[5] Григорович-Барский. 1886. С. 272