Иоанн Путивльский (XIV в.), князь Путивльский, благоверный, мученик
Память 20 сентября (Укр. [1], РПЦЗ [2]) и в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших
В большинстве списков Любецкого синодика, содержащего как самостоятельный отдел поминание черниговских князей (текст, известный в списках второй половины XVII-XVIII века, восходит к первой четверти XV века), есть память "князя Ивана Путивльского, страстотерпца и чудотворца, убитого от татар за христианы" [3]. В наиболее раннем списке Любецкого синодика, сохранившемся в составе синодика церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ. № 907), Иоанн Путивльский назван после путивльского кн. Ивана Романовича (+ первая четверть XIV в. [4]), ранее киевского кн. Владимира Ивановича. Введение в научный оборот указанного списка Любецкого помянника позволяет отказаться от предложенного ранее отождествления Иоанна с кн. Владимиром Ивановичем [5].
Прежде введения в научный оборот списка НКПИКЗ. № 907 время жизни Иоанна Путивльского на основе свидетельств дефектных списков Любецкого синодика ошибочно относили к XIII веку или к рубежу XIII и XIV веков. В ряде случаев Иоанна Путивльского отождествляли с его возможным отцом - путивльским кн. Иваном Романовичем, в котором ошибочно видели сына северского кн. Романа Игоревича [6] (правильнее считать, что Иван Романович принадлежал к старшей (брянской) линии черниговских Ольговичей и был потомком св. кн. Святослава Ярославича). Учитывая время жизни предполагаемого отца Иоанна Путивльского, можно думать, что Иоанн жил в первой половине XIV века.
Правление князя Иоанна в Путивльском княжестве пришлось на период усиления власти над землями Руси Золотой Орды, которой управлял хан Узбек (1313-1341). Это время характеризуется некоторой стабилизацией экономической жизни на юге Руси, возрождением ряда городов (опустевших в XIII века в результате установления монгольского ига). Активная деятельность древнерусского населения в Путивле в XIV-XV веках подтверждается находками здесь предметов материальной культуры этого времени [7]. Желая вовремя получать "выход" и "царевы запросы", Узбек неоднократно прибегал к репрессиям в отношении правителей подчиненных народов вплоть до казней.
Запись о кончине князя Иоанна Путильского в Любецком синодике помещена рядом с записью о казни в Орде по приказу Узбека в 1327 году рязанского кн. Ивана Ярославича. Возможно, Иоанн Путивльский также был убит в Орде или во время одного из походов монголов через путивльские земли на Литовское великое княжество.
Почитание
Упоминание Иоанна Путивльского в Любецком синодике как страстотерпца, убитого "за христианы", и чудотворца свидетельствует о местном почитании князя, сложившемся к первой четверти XV века. Старший сохранившийся список синодика (НКПИКЗ. № 907) является частью помянника Введенской церкви Киево-Печерской лавры. Между тем в ранней редакции синодика Киево-Печерского монастыря, известной по списку конца XV века, нет поминаний черниговских князей XII - начала XV века. Любецкий синодик мог быть прислан в Киево-Печерский монастырь в середине XVII века тесно связанным с обителью черниговским и Новгород-Северским еп. Зосимой (Прокоповичем) (1649-1656), по повелению которого в Елецком черниговском Успенском монастыре был написан Елецкий синодик, который содержит поминания православных архиереев, князей, бояр, шляхты и некоторых мирян Киевской и Чернигово-Северской земель X - начала XVII века (елецкий синодик не сохранился, известен по его анализу в литературе). Таким образом, в середине XVII века Иоанна Путивльского начали поминать не только в пределах Черниговской епархии, но и в Киеве. В XVIII-XIX веках память о святом почти не прослеживается. Н. Д. Квашнин-Самарин писал во второй половине XIX века об Иоанне Путивльском, что это было "лицо, видно очень известное в свое время, ныне же об нем, кажется, исчезла всякая память" [8].
Канонизацией Иоанна Путивльского следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав которого был определен в середине 1970-х годов, в ходе подготовки к изданию Русской Церковью богослужебных Миней [9]. 25 марта 2009 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение об установлении отдельной памяти Иоанна Путивльского - под 20 сентября. 27 июня 2009 года в Спасо-Преображенском храме Путивля митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) в сослужении многих архиереев и священнослужителей совершил литургию, после которой было объявлено о решении украинского Синода и прочитано Житие Иоанна Путивльского, составленное путивльским прот. Александром Чурочкиным. После окончания литургии в центр храма была вынесена икона св. князя, которой митр. Владимир благословил молящихся.
Литература
- Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892. С. 27-28, 115-116, 120, 206-207, 231, 242, 288, 295, 296;
- Синодик Любецкого Антониевского мон-ря: Факс. изд. / Публ.: Г. А. Милорадович. Чернигов, 1902. Л. 9. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Чернигов, 1865. С. 100-104;
- Милорадович Г. А. Любеч Черниговской губ. Городницкого у.- родина прп. Антония Печерского // ЧОИДР. 1871. Кн. 2. С. 1-156;
- Квашнин-Самарин Н. Д. По поводу Любецкого синодика // Там же. 1873. Кн. 4. Отд. 5. С. 221-222;
- Русина О. [В.] Сiверська земля у складi Великого князiвства Литовського. К., 1998. С. 108-111;
- она же. Украïна пiд татарами и Литвою. К., 1998. С. 32-34;
- Кузьмин А. В. Источники XVI-XVII вв. о происхождении киевского и путивльского кн. Владимира Ивановича // Вост. Европа в древности и средневековье: Пробл. источниковедения: XVII чт. памяти чл.-кор. АН СССР В. Т. Пашуто и IV чт. памяти А. А. Зимина: Тез. докл. М., 2005. Ч. 2. С. 220-223;
- Шеков А. В. О помяннике черниговских князей в составе Любецкого помянника // Тр. ГИМ. М., 2007. Вып. 169. С. 281-300.
Использованные материалы
- А. В. Кузьмин. "Иоанн Путивльский" // Православная энциклопедия, т. 23, с. 240-241
[1] Православний календар. 2018. - К.: Українська Православна Церква, 2017. - С. 113; "Святой благоверный князь Иоанн Путивльский", сайт "Алчевск православный", http://alchevskpravoslavniy.ru/knigi/zhitie-svyatyx/svyatoj-...tml.
[2] Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, с. 127, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/sept-2019.pdf.
[3] НКПИКЗ. № 907. Л. 14-14 об., 2-я пол. XVII в.; см. также: Зотов. 1892. С. 27-28; Синодик. 1902. Л. 9 об.
[4] О датировке жизни Ивана Романовича см.: Кузьмин. 2005
[5] см.: Кузьмин А. В. Владимир (Иоанн) Иоаннович, кн. киевский и путивльский // ПЭ. Т. 8. М., 2004. С. 725-726; в данной статье автор опирался на известные тогда списки Любецкого синодика, которые содержат неполный текст
[6] см.: Филарет (Гумилевский). РСв. С. 101. Примеч. 193; Зотов. 1892. С. 115-116, 120, 164, 206-207, 241-242 и др.
[7] Тупик С. В. К вопросу о музеефикации детинца древнерус. Путивля // Средневековый город Юго-Вост. Руси: предпосылки возникновения, эволюция, материальная культура: Материалы междунар. науч. конф. Курск, 2009. С. 133
[8] Квашнин-Самарин. 1873. С. 222
[9] Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 362