Св. Роман, князь Рязанский |
Память 19 июля и в Соборе Рязанских святых
Единственный сын Олега Ингваревича Красного (1230-1258). Занял Рязанский стол тотчас после смерти отца своего, в марте 1258 года, когда Рязанская земля испытывала большие "тяготы" со стороны татар. Двенадцатилетнее княжение его летописи обошли молчанием. Возможно только догадываться, что это был человек благочестивый и "книжный": до нашего времени дошел памятник благочестия детей и супруги его - номоканон, списанный по их усердию в Киеве. Князь Роман был женат на Анастасии, известной только по имени из приписки к Рязанскому списку Кормчей книги; оставил он после себя трех сыновей: Феодора, Ярослава и Константина, последовательно занимавших великокняжеский Рязанский стол.
Князь Роман по мере сил старался облегчить тяжелое положение своего народа и за это потерпел в точном смысле мученическую смерть за веру. Один из баскаков, которого Роман удерживал от бесчеловечных насилий при сборе дани, "оклеветал его перед ханом Менгу-Темиром, будто Роман "хулит его и поносить веру его". Менгу-Темир, не разбирая дела, поставил ему альтернативу: или отказаться от христианской веры и принять веру "бесерменскую", или принять мучительную смерть. Роман выбрал последнее. Тогда Роман был предан "суровейшим татарам на мучение", которые старались сперва принудить его изменить христианской вере, но, встретив твердый отказ и даже дерзновенную хулу на веру, в ярости избили его и бросили в оковах в темницу. Приведенный затем на место казни, Роман вновь начал говорить собравшемуся народу о святости веры христианской, за что татары "распыхахуся яростию и зубы скрежюще", подвергли его целому ряду бесчеловечных мучений: отрезали ему язык, потом пальцы на руках и ногах и "устне и уши и прочая суставы розрезаша"; когда остался один труп, они, содравши кожу, отрубили голову, воткнули ее на копье и выставили напоказ. Мученический подвиг князя Романа произошел 19 июля 1270 года. Князь погребен в церкви св. Спаса в Спасо-Рязанском монастыре.
"Страданием он (Роман) подобен, - говорит Иконописный Подлинник, - Иакову Перскому; подобием рус, брада и власы, аки князя Бориса, и ризы княжеския". Этою "страстию" Роман "купи себе царствие небесное и венец прият от руки Господней с сродником своим великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христу за православную христианскую веру".
Местное празднование ему в Рязани началось с 1854 года, когда архиепископ Рязанский Гавриил (Городков) "повелел в крестных ходах совершать молебное пение святому Роману, как защитнику земли Рязанской". Первый храм в честь его освящен был в 1861 году.
Иконы с его изображением писались задолго до канонизации. Лик его, по преданию, изображался на иконах так: князь не старых лет, с волосами русыми, курчавыми, падающими с ушей тонкою водною, в собольей шубе на плечах, в бархатной поддевке, правая рука простерта на молитву, а левая держит город и церковь. В память победы над французами 19 июля 1812 года при селе Клястицах образ Романа написан на стене храма Христа Спасителя в Москве.
Литература
- Митр. Филарет, Русские святые, чтимые всею церковью или местно, — месяц июль, стр. 114-118, Черн. 1864;
- Архим. Игнатий, Краткие жизнеописания русских святых, ч. I, СПб. 1876;
- Князь Эристов, Словарь исторический о святых православной всероссийской церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых, СПб. 1836, стр. 234-235;
- Описание рукописей графа Толстого, стр. 207-108;
- Митр. Макарий. История русской церкви, т. IV, стр. 258, СПб. 1866;
- Полное Собр. русск. Летописей, т. IV, стр. 42; т. V, стр. 197; т. VII, стр. 170, 243: т. X, стр. 141, 149, 150; т. XV, ч. I. стр. 167;
- Степенная Книга, т. І, стр. 383-384;
- Софийский Временник, т. I, стр. 283-284;
- "Слово о царях, князех и властелех", дошедшее до нас в позднейшем списке — "Истор. Вестник" 1897 г., № 3, стр. 1152;
- Архим. Леонид, Святая Русь, СПб. 1891, стр. 196-197, № 762 (Памятники Древней Письменн., № 97);
- Митр. Платон, Ист. русс. церкви, т. І, стр. 143, прм. 182: Е. Е. Голубинский, История русской церкви, т. II, ч. І, М. 1990, стр. 47-48;
- Его же, История канонизации святых в русской церкви, изд. 2-ое, М. 1903, стр. 66-67, 196;
- Н. Карамзин, История государства российского, т. IV, стр. 45, 68, прм. 136;
- С. М. Соловьев, История России, т. І, стр. 852—863 (Изд. "Обществ. Пользы");
- А. В. Экземплярский, Великие и удельные князья сев. Руси в татарский период, т. II. СПб. 1891 г., стр. 672-574;
- Д. И. Иловайский, История Рязанского княжества, М. 1858, стр. 136-137;
- Т. Я. Воздвиженский, Историч. обозрение Рязанской губернии, М, 1822, стр. 118-119;
- П. Г. Васенко, Книга Степенная царского родословия и ее значение в древней русс. истор. письменн., т. I, СПб., 1904, стр. 225, 230, 234;
- Сборн. Имп. Русск. Истор. Общества, т. XXVI, стр. 350—351;
- Журнал Рязанской Ученой Архивной Комиссии, от 25 марта 1886 г., прил., стр. 18;
- В. С. Иконников, Опыт русской историографии, т. II, кн. І, Киев, 1908, стр. 1031, 1048, 1051, 1053;
- Рукописи о страдании св. Романа: Вяземск. № С(Степ. Кн., л. 296. обозр., ХVII в.); Милютин. Чет. Мин., под 19 июля; Оболенская, № 86, XVIII в.; Царск., № 396, 1642 года.
Использованные материалы
- А. Виноградов. "Роман Олегович" // Большая биографическая энциклопедия