Григорий III, патриарх Александрийский (ок. 1352/54 - ок. 1366 или 1370, по др. сведениям, 1327-1346 или 1350)
Возможно, какое-то время жил на Афоне. Существует предание, что во время споров о Литургии свт. Василия Великого на Афоне и в Константинополе именно Григорий III [1] повлиял на то, чтобы в ее состав был введен задостойник "О Тебе радуется", тогда как на Литургии свт. Иоанна Златоуста продолжали петь "Достойно есть" [2].
Вероятно, патриарх Григорий III бо́льшую часть времени жил в Константинополе.
На его патриаршество приходится одно из самых ожесточенных гонений на христиан Египта и Сирии (1354), предлогом для которого послужило вызывающее поведение коптских чиновников и управляющих (ношение пышных одежд, использование породистых верховых животных и, как сообщает аль-Макризи, "наглость и самоуправство" в отношении мусульман). Жалоба на их действия была удовлетворена султаном ас-Салихом Салихом (1351-1354) и фактическим регентом государства эмиром Тазом. Они, вызвав глав христианских церквей на совет улама и кади, вынудили подтвердить их приверженность своим обязательствам в соответствии с "Договором Умара". Христианам было запрещено принимать мусульманские имена и прозвища, носить тюрбан длиной более 10 локтей, предписано спешиваться и отворачиваться к стене при приближении мусульман, при входе в общественную баню вешать на шею крест, женщинам было предписано носить синие пояса. Свыше 10 тыс. га церковных и монастырских вакфов (форма земельной и проч. собственности, посвященной в основном целям благотворительности) было конфисковано и роздано в качестве военных ленов (икта) мамлюкским эмирам. В 1356 году, при султане Насире Хасане, христианам (даже перешедшим в ислам) было запрещено заниматься банковским делом и ростовщичеством, работать в канцеляриях (дававин) султана и эмиров; новообращенным мусульманам предписывалось регулярно посещать мечети для уставных и пятничных молитв и отказаться от общения с семьями, если те сохраняли верность прежней религии. Мусульманам передавались права распределения наследства умерших христиан среди их родственников (при отсутствии наследника это имущество отходило казне). Власти не в силах были защитить христиан при нападении на них мусульман, многочисленные церкви Старого и Нового Каира и Верхнего Египта (особенно построенные уже после арабского завоевания Египта) были разрушены, разграблены и обращены в мечети; снесены были и дома христиан, возвышавшиеся над жилищами мусульман. Ужесточение государственной политики Мамлюкского султаната в отношении иноверцев получило отражение в фатве законоведа Ибн ан-Наккаша (1357). Значительная часть христиан Египта в результате этого преследования обратилась (первоначально внешне) в ислам. Однако повторные заявления источников о несоблюдении христианами условий "Договора Умара" свидетельствуют о том, что эти меры не возымели должного действия.
Вероятно, именно в патриаршество Григория III в октябре 1365 года крестоносцы во главе с кипрским королем совершили набег на Александрию, разрушили город и перебили несколько тысяч жителей. По свидетельству египетских хронистов, от рук "франков" пострадали и местные христиане.
Литература
- ал-Макризи. Ал-Мава‘из ва-л-и‘тибар фи зикр ал-хитат ва-л-асар. Т. 3. Бейрут, 1959;
- он же. Ас-Сулук ли-ма‘рифат дувал ал-мулук. Т. 2. Ч. 3. Каир, 1958.
- Neale J. M. A History of the Holy Eastern Church. L., 1847. Vol. 2: The Patriarchate of Alexandria;
- Лопарев. Каталог алекс. патриархов. С. XLVI-XLVII;
- Порфирий (Успенский), еп. Восток христианский. Афон: История Афона. СПб., 1892. Ч.3 :Афон монашеский. Отд. 2. С. 184-185:
- Nasrallah J. Histoire du mouvement littéraire dans l'Église melchite du Ve au XXe siècle. P.;
- Louvain, 1981. Vol. 3. Pt. 2. P. 58;
- Van Steenbergen J. The Alexandrian Crusade (1365) and the Mamluk Sources // East and West in the Crusader States. Leuven; Dudley, 2003. P. 123-138. (Orientalia Lovanensia Analecta; 125).
Использованные материалы
- Т. К. Кораев. "Григорий III" // Православная энциклопедия, т. 12, с. 605-606
[1] Православная энциклопедия со ссылкой на еп. Порфирия (Успенского) предполагает, что это мог быть и Александрийский патриарх Григорий IV, однако у еп. Порфирия говорится: "Григорий IV, святительствовавший с 1346 года по 1370-й", т. е. очевидно речь идет о том же архиерее. См. Афон: История Афона. СПб., 1892. Ч. 3. Отд. 2. С. 185: http://www.sedmitza.ru/lib/text/804546/
[2] см.: Лопарев. С. XLVI