Геласий (+ 1601), митрополит Сарский и Подонский (Крутицкий)
Хиротонисан во епископа Сарского в ноябре 1586 года. Приводимая архим. Амвросием (Орнатским) дата хиротонии - 1583 год [1] - неверна. В 1583 году Крутицкую кафедру занимал архиеп. Варлаам (Пушкин), выступивший вместе с князьями Шуйскими и митр. Дионисием против влияния Бориса Феодоровича Годунова на царя Феодора Иоанновича. После выступления и митр. Дионисий, и архиеп. Варлаам в октябре 1586 года были удалены с кафедр. Московским митрополитом вскоре был поставлен свт. Иов, Крутицкую кафедру занял Геласий, по-видимому принадлежавший к окружению нового митрополита.
Геласий участвовал в Соборе, на котором был избран первый Всероссийский патриарх, 26 января 1589 года - в интронизации патриарха Иова. В связи с учреждением Патриаршества была преобразована структура Русской Церкви, в которой появились митрополичьи кафедры. При этом было определено: "Быть митрополиту близ царствующаго града Москвы на Крутицах", в мае 1589 года Геласий был возведен в сан митрополита ("на Крутицах первой митрополит Галасей").
В мае 1591 года Геласий вместе с кн. В. И. Шуйским был направлен в Углич для расследования обстоятельств гибели блгв. царевича Димитрия Иоанновича. Геласий совершил отпевание и погребение царевича в Угличе. По возвращении в Москву Крутицкий митрополит представил патриарху Иову с Собором русских иерархов доклад и челобитную угличского городового приказчика Р. Ракова, обвинившего бояр Нагих в злоумышлениях в связи с гибелью царевича. В "сказке", составленной самим Геласием, отмечено, что перед отъездом комиссии из Углича царица Мария Феодоровна Нагая, призвав его к себе, просила о царской милости по отношению к Нагим. Представленные челобитные и "сказка" Геласия повлияли на исход разбирательства. Патриарх Иов и освященный Собор, "слушав Углицкаго дела и сказку" Геласия, пришли к убеждению, что имела место "измена явная" бояр Нагих и угличан - посадских людей, царевичу же "смерть учинилась Божьим судом".
В 1598 году митр. Геласий участвовал в царском венчании Бориса Годунова.
Не исключено, что Геласий занимался гимнографией. В Космине Яхромском Успенском мужском монастыре хранилась рукопись, содержавшая службу основателю монастыря прп. Косме, с надписанием: "Канон преподобнаго смиреннаго Геласия творение". Можно думать, что автором данного канона был митр. Геласий Сарский. Подтверждением гипотезы служит то, что его имя внесено в синодик Яхромской обители.
В 1599 году в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь митр. Геласий дал вкладом кадило "по своей душе и по родителех" [2].
Скончался 26 сентября 1601 года в Москве. Погребен в приделе свт. Николая Чудотворца в домовом Воскресенском храме Крутицкого подворья в Москве. Во время восстановительных работ, проводившихся на подворье после пожара 1812 года, был обнаружен склеп с надгробной плитой митр. Геласия. По благословению Дмитровского еп. Августина (Виноградского), викария Московской епархии, склеп был закрыт, найденные надгробные плиты поместили на стенах при погребении.
Литература
- ААЭ. Т. 1. С. 14, 41, 46; Т. 2. С. 14, 41, 46;
- ПСРЛ. Т. 34. С. 233; Т. 14. С. 38;
- Клейн В. К. Дело розыскное 1591 г. про убивство царевича Димитрия Ивановича на Угличе: Нов. редакция, 1913. С. 1-7, 18-21; СГГД. Ч. 2. С. 121-122;
- Дневник Марины Мнишек / Пер. В. Н. Козлякова. СПб., 1995. С. 165-167.
- Леонид (Кавелин), архим. Церк.-ист. исследование о др. области вятичей, входившей с нач. XV и до кон. XVIII ст. в состав Крутицкой и частию Суздальской епархии // ЧОИДР. 1862. Кн. 2. Отд.: Исслед. С. 94;
- Соловьёв Н. А., прот. Сарайская и Крутицкая епархии: Вып. 1 // Там же. 1894. Кн. 3. Отд.: Материалы ист. С. 61-63;
- Косаткин В. В., прот. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1: Монастыри. С. 45, 113;
- Гиршберг В. Б. Материалы для свода надписей на каменных плитах Москвы и Подмосковья XIV-XVII вв. // НЭ. 1962. Т. 3. № 139. С. 218;
- Соловьёв. История. 1989. Т. 7/8. Кн. 4;
- Макарий. История РЦ. Кн. 6.
Использованные материалы
- Архим. Макарий (Веретенников). "Геласий" // Православная энциклопедия, т. 10, с. 543-544
[1] ИРИ. Ч. 1. С. 236
[2] Косаткин. С. 45