Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИГНАТИЙ ОСТРОВСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Преподобные Леонид и Игнатий Островские, Адриан Ондрусовский. Фрагмент иконы "Собор святых, в земле Карельской просиявших". 1876 г. (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия)
Преподобные Леонид и Игнатий Островские, Адриан Ондрусовский. Фрагмент иконы "Собор святых, в земле Карельской просиявших". 1876 г. (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия)
Игнатий Островский, Новгородский, Оятский (XVI в.), ученик прп. Александра Свирского, преподобный

Память 30 августа (Фин.) [1] и в Соборах Карельских и Новгородских святых

В «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.) содержатся сведения о том, что мощи учеников прп. Александра Свирского покоились в Оятском Островском Введенском монастыре:

"Преподобные отцы Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий, Афанасий, ученицы преп. Александра Свирскаго, в Задней пустыни на Ояте реце в монастыре Введения Пресвятыя Богородицы, от Свиры реки 5 поприщь по Ояте реце вверх села Архангельскаго Сермакса, идеже отец и мати Александровы погребены".

Биографические данные об Островских преподобных и сведения об их почитании в XVI-XIX вв. отсутствуют. Святые не упоминаются в Житии прп. Александра Свирского (ок. 1545) и в рукописных синодиках Александрова Свирского мужского монастыря XVII в. (в некоторых списках синодиков [2] назван Дионисий Александровский, игум. Александрова Свирского монастыря до 1608).

По сообщению Жития прп. Александра Свирского, во Введенском Островском монастыре принял монашеский постриг отец преподобного. Таким образом, монастырь был основан во второй половине XV века. Однако в описании Обонежской пятины 1582 года Введенский Островский монастырь упомянут как недавно возникший (возобновленный?) на месте Введенского погоста [3]. В литературе встречается утверждение, что ученики прп. Александра первоначально жили в Важеозерской пустыни, позднее перешли во Введенскую пустынь, где умерли и были погребены. По-видимому, в XVII-XVIII веках существовало местное почитание святых, поскольку описание их внешности встречается в иконописных подлинниках XVIII века.

Место захоронения Островских преподобных было неизвестно в XIX веке. Согласно архим. Леониду (Кавелину), Дионисий был основателем Введенского монастыря в с. Архангельском (Сермакса), был похоронен там в церкви; остальные перечисленные в «Описании о российских святых» ученики прп. Александра, а также прп. Никифор Важеозерский были погребены в пещере при Преображенской церкви. Задненикифоровой пустыни. По предположению архиеп. Сергия (Спасского), эти сведения являются результатом смешения Задненикифоровой пустыни на оз. Важе и Задней пустыни на р. Ояти. По его же догадке, основателем Оятского Введенского монастыря мог быть Игнатий, упоминаемый первым в перечне Островских преподобных в «Описании о российских святых».

По-видимому, в XVIII-XIX веках. преподобные продолжали почитаться местно. В старообрядческих святцах XIX века [4] они упомянуты (кроме Дионисия) с отдельными днями памяти (совпадающими с празднованиями тезоименитых им святых): под 3 октября помещена память Дионисия (Л. 29 об.; Дионисий Островский и Дионисий Новгородский упом. здесь как разные святые), под 20 декабря - "преподобнаго отца нашего Игнатия, иже на Ояти, ученика святаго Александра Свирскаго" (Л. 85 об.), под 10 апр. - "преподобнаго отца нашего Феодора, ученика святаго Александра Свирскаго, иже на Ояти" (Л. 169), под 16 апреля. - "преподобнаго отца нашего Леонида, ученика святаго Александра Свирскаго, в Островском монастыре" (Л. 173), под 16 мая - память Феодора (вторично, л. 193 об.), под 19 мая - "преподобнаго отца нашего Корнилия, ученика св. Александра Свирскаго" (Л. 196 об.), под 27 мая - "преподобнаго отца нашего Ферапонта, иже на Ояти, ученика св. Александра Свирскаго" (Л. 202).

Канонизация Островских преподобных совершилась включением их имен в Собор Карельских святых, учрежденный в 1974 году, и в Собор Новгородских святых, празднование которому было возрождено в 1981 году.

Икона учеников прп. Александра Свирского - "Важеозерские чудотворцы - прпп. Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий, Афанасий [Островские, Оятские], Геннадий и Никифор [Важеозерские] чудотворцы" ХХ век
Икона учеников прп. Александра Свирского - "Важеозерские чудотворцы - прпп. Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий, Афанасий [Островские, Оятские], Геннадий и Никифор [Важеозерские] чудотворцы" ХХ век

Иконография Островских преподобных

Изображения Игнатия и др. Островских святых известны в составе композиции "Собор святых, в земле Карельской просиявших", которая, очевидно, была разработана на Валааме или в санкт-петербургской иконописной мастерской Пешехоновых по заказу Валаамского монастыря. Икона 1876 года находилась в местном ряду цекрви во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на кладбище Валаамской обители, слева напротив храмового образа с датой и подписью В. М. Пешехонова (в наст. время обе иконы - в домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио, Финляндия). Она упомянута в описях монастырского имущества 1912 и 1942 годов [5].

Прп. Дионисий представлен в правой части в четвертом ряду вторым справа старцем в монашеском одеянии с куколем на плечах, с высоким лбом с залысинами, седыми редкими волосами и окладистой бородой, взор обращен вверх на икону Св. Троицы Ветхозаветной (надпись на нимбе: «с. Дiонисiй»). Слева возле него - Корнилий в виде средовека с немного склоненной головой, русыми волосами на прямой пробор и небольшой бородой, справа прямолично - прп. Афанасий. Игнатий и Леонид - в левой части композиции, соответственно второй и первый в четвертом ряду (справа от них - преподобные Геннадий и Никифор Важеозерские и Антоний Сийский в центре), смотрят вправо, головы не покрыты, у первого волосы на прямой пробор и борода средней величины с проседью, у второго - русые волнистые волосы и более длинная борода, нос с горбинкой (надписи: "с. Игнатiй", "с. Леонидъ"). Преподобные Феодор (с опущенной головой, смотрит вниз, лоб с залысинами) и Ферапонт написаны в пятом ряду крайними справа вполоборота к центру как средовеки с темными волосами и короткими бородами (надписи: "с. Феодоръ", "с. Ферапонтъ"). Лики моделированы в академической манере, одеяния - золотопробельными разделками, нимбы и фон золотые с гравировкой.

Две идентичные по иконографии и стилю иконы этого сюжета с немного иной композицией были исполнены в том же 1876 г. в иконописной мастерской Валаамской обители, подписаны как «труд валаамских иноков» (Нововалаамский монастырь, Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия). Островские святые представлены преимущественно в 4-м ряду (Леонид и Игнатий - крайними слева, Дионисий, Феодор и Ферапонт - справа) вполоборота к центру или прямолично, тоже вместе с 2 Важеозерскими преподобными и прп. Антонием Сийским, преподобные Корнилий и Афанасий - в 5-м ряду у правого края. Все они представлены как средовеки с русыми немного волнистыми волосами на прямой пробор и широкими бородами средней величины (у Игнатия, Корнилия и Ферапонта бороды с проседью; у Леонида левая рука с четками на груди), что соответствует их восприятию как учеников прп. Александра Свирского. Облик Дионисия на валаамских иконах написан без учета сведений иконописных подлинников. Надписи на нимбах: "св: Леонидъ чуд", "св: Игнатiи чуд", "св: Дiонисiй чудот" и т. п.

На совр. иконе «Важеозерские чудотворцы» (Александров Свирский монастырь?) преподобные Афанасий, Дионисий и др. Островские святые изображены вместе с преподобными Никифором и Геннадием, в схимах и куколях, в виде старцев с окладистыми седыми бородами (различной длины), с прижатой к груди или благословляющей десницей.

Литература

  • ИРИ. Ч. 5. С. 378-379;
  • Барсуков. Источники агиографии. Стб. 167;
  • Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 94. № 386;
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 557;
  • Голубинский. Канонизация святых. С. 318.
  • Русак В. Икона преподобных отцев, в Земле Карельской просиявших // ЖМП. 1974. № 12. С. 16-21;
  • Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. № 16;
  • Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619; Т. 2. С. 98-99, 231.

Использованные материалы

  • А. А. Романова, Я. Э. З. "Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий" // Православная энциклопедия, т. 21, с. 148-150



[1]  "pt:t Kornili, Dionisi, Ferapont, Kassian, Ignati, Leonid, Feodor ja Afanasi Ostrovilaiset, Karjalan pyhät (+ 1500-l.)", страница календаря на официальном сайте Финляндской Православной Церкви, https://ort.fi/kirkkokalenteri/20190830. См. также Настольную книгу священнослужителя. Том 3. - М.: Издание Московской Патриархии, 1979. - С. 775, 780, http://pstgu.ru/download/1183108544.tom_3.pdf; "Святые Новгородской земли или история Святой Северной Руси в ликах X-XVIII вв". Т. 2-й (XVI-XVIII век), "Великий Новгород", 2006, стр. 1134

[2]  напр., БАН. Собр. Александро-Свирского монастыря. № 55-57

[3]  Зверинский. Т. 2. С. 91. № 706

[4]  БАН. Дружин. № 131(164)

[5]  АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. № 18; Bd: 15. Л. 6(11). № 121

Редакция текста от: 15.02.2020 13:56:27

"ИГНАТИЙ ОСТРОВСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google