ЕКАТЕРИНОСЛАВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Екатеринославские епархиальные ведомости. Титульный лист неофициальной части от 21 января 1917 года
Екатеринославские епархиальные ведомости. Титульный лист неофициальной части от 21 января 1917 года
Екатеринославские епархиальные ведомости, официальное издание Екатеринославской епархии, выходившее в 1872-1917 гг. (недейств.)

До сентября 1896 года издавались два раза в месяц, с сентября 1896 по 1917 год - три раза в месяц. С № 16 за 1900 год по 1917 год - с подзаголовком "Издание Братства св. Владимира при духовной семинарии".

В редакционной статье, открывавшей № 1 за 1872 год, сообщалось, что "наряду с… официальными сведениями и рассуждениями по поводу их, редакция предполагает помещать и статьи по общехристианским вопросам... знакомить читателей с местными историческими достопримечательностями, имеющими отношение к христианству, равно как с местными обычаями, нравами и т. п.". В официальной части был помещен полный "Список лиц, состоящих на службе по епархиальному и духовно-учебному ведомствам Екатеринославской епархии". Первоначально официальная часть имела три постоянные рубрики: "Распоряжения и постановления правительства и епархиального начальства", "Распоряжения по духовно-учебному ведомству", "Епархиальные известия». С середины 1870-х до середины 1900-х годов официальная часть по-прежнему начиналась с публикации правительственных распоряжений, акты епархиального начальства помещались отдельно, а неизменные епархиальные известия часто предварялись документами местного значения (отчетами, программами, семинарскими разрядными списками, расписаниями проповедей в епархиальном центре и по всем уездам и т. п.). После 1905 года в начале официального отдела публиковали списки свободных мест клириков и причетников, сообщения о переменах по службе, наградах и благодарностях епархиального начальства, далее следовали "разные сведения", регулярно приводился "Список лиц, крещенных и присоединенных к православной церкви"; правительственные и общецерковные распоряжения печатались редко. В 1917 году, после публикации Манифеста об отречении императора Николая II [1], в Ведомостях поместили ряд документов общецерковного значения: постановление об "Отмене вероисповедных и национальных ограничений" [2], обращение "От Петроградского совета солдатских и рабочих депутатов», возвещающее приближение «полной победы русского народа над старой властью" [3], "Отношение обер-прокурора Св. Синода… по поводу ареста священников" (обвиняемых "за их неприязненное отношение к новому государственному строю, выражаемое как в частных разговорах, так и с церковных кафедр") [4], синодальные "Обращение", "Определение" и "Положение" о созыве Поместного Собора [5].

Неофициальная часть № 1 открывалась словом при вступлении на Екатеринославскую кафедру еп. Феодосия (Макаревского), который впоследствии анонимно публиковал в Ведомостях свои проповеди и церковно-краеведческие труды: "Краткие сведения о местночтимой иконе Божией Матери, находящейся в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре Екатеринославской епархии" [6], "Краткие сведения о Екатеринославской епархии вообще и о епископах ее" [7], "Исторический обзор православной христианской церкви в пределах нынешней Екатеринославской епархии до времени формального открытия ее" [8], "Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии" (1879-1881). Епархиальный археограф и историк М. И. Никольский опубликовал "Записку о Екатеринославской семинарии" [9], ст. "Столетие Екатеринославской епархии" [10], множество заметок (напр., "Митрополит Игнатий: (Из дел консисторского архива)" [11]). Авторами значительной части других статей (часто подписанных криптонимами или анонимных), в т. ч. являющихся обзорами или рефератами иностранных книг, были также редакторы и постоянные сотрудники Ведомостей: Ржевский [12] ("Об отношении христианства к вопросам жизни" [13]), Степанов ("О пророчествах Ветхого Завета" [14] и "Из воспоминаний еврея о своем первоначальном обучении и обращении ко Христу" [15]), Монастырёв ("От чего мы удаляемся и к чему идем: (По поводу записки о. Юркевича: "О положении православия в Одессе")" [16] и "О Святой Земле" [17]).

Из статей, вышедших в конце XIX века, можно выделить "Очерки славянской мифологии в связи с славянскими праздниками" [18]; "Рассказ Манефона о прокаженных и отношение этого рассказа к исходу евреев из Египта" [19]; "Жизнь и деятельность ветхозаветных пророков" И. К. Дементьева [20]. А. В. Преображенский опубликовал ст. «Труды П. И. Чайковского в области церковного пения» [21]. Множество сведений о характере издания и об основных авторах Ведомостей в 1880-х и начале 1890-х годов содержит редакторская статья "Pro domo sua" [22], являющаяся ответом на заметку преподавателя семинарии Г. А. Соколова "Несколько соображений об улучшении наших епархиальных ведомостей" [23].

Одним из основных направлений Ведомостей с конца XIX века стало обличение протестантизма и сектантства: "Беседа ревнителя православия с штундо-баптистами" свящ. О. Жежеленко [24], "О бессмертии души" [25] и др. статьи против адвентистов свящ. Николая Назаревского, "Разбор протестантского взгляда на миссу или литургию" [26] и "Протестантство как жизненно-религиозная основа нашего рационалистического сектантства" В. Грекова [27], "Беседа с сектантом-мистиком" свящ. Николая Назаревского [28]. Старообрядчеству уделялось в журнале меньше внимания, как и в отчетах за 1909-1914 годы епархиального миссионера А. А. Афанасьева "Состояние сектантства и раскола", которые были опубликованы в качестве приложения к Ведомостям за 1910-1915 годы. Интерес представляют статьи по истории единоверия: "Начало единоверия в Русской Церкви, положенное преосвященным Никифором Феотоки в слободе Знамение бывшего Екатеринославского наместничества" Грекова [29], "Краткий очерк истории единоверия" свящ. Евграфа Овсянникова [30].

В 1900-х годах появились постоянные рубрики "Хроника епархиальной жизни", "Из жизни миссии Екатеринославской епархии", "Иноепархиальная печать" и "Иноепархиальные известия". Регулярно печатались заметки священников Иоанна Покровского о богослужении и Григория Зубова о церковном пении. Выходили статьи о русской литературе, напр. "К вопросу о религиозном миросозерцании И. С. Тургенева" П. В. Левитова [31] и "Религиозный идеализм Гоголя" свящ. Бориса Беленького [32]. В 1913-1915 годах по главам публиковалась кн. И. П. Триодина "Принципы красноречия и церковного проповедничества". В апологетических и полемических статьях преобладало обличение революционных воззрений: "Социализм как антихристианство" П. А. Соколова [33], "К вопросу о курсе обличения социализма в православных духовных семинариях" Д. Ф. Чернявского [34], "Христианство и социализм" прот. Павла Светлова [35]. Встречались и полемические выпады против правых изданий: "Отношение "Русской правды" к православию и духовенству" [36], "Путаница в мозгах - первая и самая главная причина революции" [37] свящ. Н. Правдолюбова.

В качестве приложения к Ведомостям были изданы отчеты епархиального училищного совета (1892-1897), "Личный состав служащих в духовно-учебных заведениях Екатеринославской епархии" (1899-1906), протоколы епархиальных съездов духовенства, уставы миссионерских обществ, протоколы заседаний миссионерских комитетов, отчеты о деятельности местного отделения Палестинского православного общества, отдельные проповеди, справочные брошюры миссионерского содержания и др., а также книги "О запрещении браков в родстве" В. П. Сахарова (1898-1899), "История христианской Церкви в жизнеописаниях святых ее" А. Трифильева (1913), "О нашем спасении во Христе Иисусе" свящ. Н. В. Назаревского (1913), газета "Русский националист" (1912, июль-октябрь, 17 номеров).

В 1917 году вышли 23 номера официального отдела Ведомостей (последний - 11 августа) и только семь номеров неофициального (последний - 1 марта). С 15 марта по 22 августа издавалась газета "Вестник Екатеринославского губернского (с № 7 - епархиального) комитета Православной церкви", всего вышло 16 номеров. В редакционный комитет кроме редактора П. А. Корецкого входили еще 6-7 представителей духовенства и мирян, в т. ч. И. А. Лаговский. В сентябре-декабре 1917 года те же редакторы выпустили № 17-27 газеты "Свободная церковь", имевшей подзаголовок "Орган Екатеринославской епархии". Помимо официальных епархиальных изданий в 1914-1917 годы в Екатеринославе ежемесячно издавался миссионерский журнал "Екатеринославский благовестник", бессменным редактором которого был епархиальный миссионер-проповедник Афанасьев (последний номер - № 9/10 за 1917).

В 1990-х годах в Днепропетровской епархии начали выходить церковные периодические издания: с 1993 года - ежемесячная газета Союза православной молодежи "Слово", которую в 1999 году сменил богословско-катехизаторский журнал "Слово"; с 1998 года - журнал "Спасите наши души!", а также много тематических периодических и единичных приложений к нему. Официальный орган епархии - газета "Днепропетровские епархиальные ведомости" - издается с января 1998 года.

Редакторы

Первым редактором официальной части был А. Н. Невоструев (до № 1 за 1877), неофиц. части - ректор Екатеринославской ДС архим. Далмат (Долгополов) с сотрудниками А. А. Ржевским и Я.С. Степановым (1872-1876), далее обе части редактировали Ржевский и Степанов (1877-1878), Степанов и М. И. Никольский (с 1879 по № 2 за 1880), преподаватель ДС И. В. Ушацкий и Никольский (с № 3 за 1880 по 1881), Ушацкий (с 1882 по № 17 за 1885). С № 18 за 1885 г. по № 19 за 1886 г. Ушацкий подписывал только официальную часть, редакторами неофициальной части (а с № 20 за 1886 и офиц. части) стали ректор ДС прот. Михаил Разногорский и инспектор М. Я. Монастырёв. С № 3 за 1892 г. обе части подписывали Монастырёв и преподаватель ДС А. М. Ванчаков, с 1895 г. исполнявший обязанности секретаря Екатеринославской духовной консистории; с этого времени в консисторию было передано редактирование официального отдела. Затем официальный отдел редактировали секретари консистории С. В. Малиновский (1898-1905), А. И. Орлов (1906-1910), Г. Ф. Березницкий (1910-1916) и П. И. Зорин (1916-1917). Неофициальный отдел в 1895-1900 гг. редактировал Монастырёв, а с № 16 за 1900 г. до конца издания - ректор ДС прот. Вячеслав Мстиславский, их соредакторами были преподаватели ДС Я. А. Павловский (1895-1896) и М. С. Брунбендер (1899-1907)

Литература

  • Указатель статей, помещенных в неофициальной части «Екатеринославских ЕВ» за 1872-1891 гг. Б. м., [1910].
  • Рункевич С. Г. «Екатеринославские ЕВ» // ПБЭ. Т. 5. Стб. 366.
  • Андреев. Христианская периодика. № 73, 212, 213, 606, 636.
  • Бойко А. А. Преса православной Церкви в Украïнi 1900-1917 рр. Днiпропетровськ, 2002.

Использованные материалы

  • Прот. Александр Троицкий, "Екатеринославские епархиальные ведомости" // Православная энциклопедия, Т. 18, С. 168-170 (Эл. версия от 24 июня 2013):



[1]  № 8. С. 101-102

[2]  № 10. С. 134-137

[3]  № 10. С. 145-146

[4]  № 16. С. 276-277

[5]  № 20/21. С. 360-373

[6]  1872. № 18. С. 288-296; № 19. С. 303-311; № 20. С. 319-327

[7]  1875. № 8. С. 114-117; № 9. С. 129-139

[8]  1876. № 1. С. 1-10; № 2. С. 17-31; № 3. С. 35-48; № 4. С. 49-63; № 5. С. 67-75; № 6. С. 81-96

[9]  1872. № 14. С. 223-231; № 15. С. 239-250; № 16. С. 263-268; 1874. № 11. С. 165-172; № 12. С. 182-189; 1876. № 9. С. 136-141; № 10. С. 145-160; № 11. С. 165-172; № 12. С. 177-192; № 13. С. 197-208; № 14. С. 221-303; 1877. № 6. С. 81-87; № 7. С. 97-108; № 8. С. 113-125; № 22. С. 342-350; № 23. С. 355-364; 1878. № 7. С. 102-111; № 8. С. 113-128; № 10. С. 145-162; № 17. С. 259-269; № 18. С. 275-282; № 19. С. 295-303; № 20. С. 307-314; № 21. С. 333-338

[10]  1876. № 14. С. 209-221; № 15. С. 225-240; № 16. С. 247-256; № 17. С. 267-269; № 18. С. 273-288; № 19. С. 289-304; 1877. № 1. С. 5-11; № 2. С. 17-26; № 3. С. 33-42; № 4. С. 49-54

[11]  1872. № 10. С. 157-165

[12]  см. некролог ему: 1880. № 17. С. 290-294

[13]  1872. № 1. С. 4-16; № 2. С. 17-28; № 3. С. 33-40

[14]  1872. № 3. С. 44-48; № 4. С. 50-64; № 9. С. 154-156; № 11. С. 175-188; № 12. С. 198-206; № 13. С. 211-222

[15]  1872. № 14. С. 231-237; № 15. С. 250-254

[16]  1893. № 21. С. 543-565; № 22. С. 579-605

[17]  1897. № 12/13. С. 274-318

[18]  1872. № 19. С. 312-318; № 21. С. 342-350; № 22. С. 356-366; № 23. С. 372-379

[19]  1882. № 15. С. 269-280; № 16. С. 284-294; № 17. С. 309-317; № 18. С. 329-338; № 19. С. 347-354; № 20. С. 366-373; № 22. С. 400-408; № 23. С. 417-422

[20]  1893. № 12. С. 291-303; № 13. С. 332-346

[21]  1894. № 23. С. 571-580; № 24. С. 589-605

[22]  1893. № 2. С. 35-55

[23]  1892. № 18. С. 432-438

[24]  1909. № 1. С. 1-7; № 2. С. 23-30

[25]  1909. № 4. С. 75-82

[26]  1899. № 36. С. 941-948; 1900. № 1. С. 1-12; № 2. С. 25-30; № 3. С. 62-66

[27]  1909. № 27. С. 677-682; № 28. С. 672-682; № 29. С. 699-703; № 30. С. 725-733), «О секте прыгунов или духов» (1893. № 17. С. 428-441; № 18. С. 459-477; № 19. С. 491-504; № 20. С. 523-534

[28]  1909. № 13. С. 353-358

[29]  1895. № 6. С. 137-155; № 7. С. 182-197; № 8. С. 206-222

[30]  1900. № 28. С. 776-785; № 29. С. 813-823

[31]  1903. № 28. С. 752-762

[32]  1909. № 9. С. 241-246

[33]  1909. № 23. С. 591-601; № 24. С. 609-624

[34]  1909. № 24. С. 633-641

[35]  1910. № 9. С. 235-239

[36]  1909. № 1. С. 14-17

[37]  1909. № 4. С. 93-98

Редакция текста от: 14.07.2019 13:05:43

"ЕКАТЕРИНОСЛАВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google