Екатеринославские епархиальные ведомости. Титульный лист неофициальной части от 21 января 1917 года |
До сентября 1896 года издавались два раза в месяц, с сентября 1896 по 1917 год - три раза в месяц. С № 16 за 1900 год по 1917 год - с подзаголовком "Издание Братства св. Владимира при духовной семинарии".
В редакционной статье, открывавшей № 1 за 1872 год, сообщалось, что "наряду с… официальными сведениями и рассуждениями по поводу их, редакция предполагает помещать и статьи по общехристианским вопросам... знакомить читателей с местными историческими достопримечательностями, имеющими отношение к христианству, равно как с местными обычаями, нравами и т. п.". В официальной части был помещен полный "Список лиц, состоящих на службе по епархиальному и духовно-учебному ведомствам Екатеринославской епархии". Первоначально официальная часть имела три постоянные рубрики: "Распоряжения и постановления правительства и епархиального начальства", "Распоряжения по духовно-учебному ведомству", "Епархиальные известия». С середины 1870-х до середины 1900-х годов официальная часть по-прежнему начиналась с публикации правительственных распоряжений, акты епархиального начальства помещались отдельно, а неизменные епархиальные известия часто предварялись документами местного значения (отчетами, программами, семинарскими разрядными списками, расписаниями проповедей в епархиальном центре и по всем уездам и т. п.). После 1905 года в начале официального отдела публиковали списки свободных мест клириков и причетников, сообщения о переменах по службе, наградах и благодарностях епархиального начальства, далее следовали "разные сведения", регулярно приводился "Список лиц, крещенных и присоединенных к православной церкви"; правительственные и общецерковные распоряжения печатались редко. В 1917 году, после публикации Манифеста об отречении императора Николая II [1], в Ведомостях поместили ряд документов общецерковного значения: постановление об "Отмене вероисповедных и национальных ограничений" [2], обращение "От Петроградского совета солдатских и рабочих депутатов», возвещающее приближение «полной победы русского народа над старой властью" [3], "Отношение обер-прокурора Св. Синода… по поводу ареста священников" (обвиняемых "за их неприязненное отношение к новому государственному строю, выражаемое как в частных разговорах, так и с церковных кафедр") [4], синодальные "Обращение", "Определение" и "Положение" о созыве Поместного Собора [5].
Неофициальная часть № 1 открывалась словом при вступлении на Екатеринославскую кафедру еп. Феодосия (Макаревского), который впоследствии анонимно публиковал в Ведомостях свои проповеди и церковно-краеведческие труды: "Краткие сведения о местночтимой иконе Божией Матери, находящейся в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре Екатеринославской епархии" [6], "Краткие сведения о Екатеринославской епархии вообще и о епископах ее" [7], "Исторический обзор православной христианской церкви в пределах нынешней Екатеринославской епархии до времени формального открытия ее" [8], "Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии" (1879-1881). Епархиальный археограф и историк М. И. Никольский опубликовал "Записку о Екатеринославской семинарии" [9], ст. "Столетие Екатеринославской епархии" [10], множество заметок (напр., "Митрополит Игнатий: (Из дел консисторского архива)" [11]). Авторами значительной части других статей (часто подписанных криптонимами или анонимных), в т. ч. являющихся обзорами или рефератами иностранных книг, были также редакторы и постоянные сотрудники Ведомостей: Ржевский [12] ("Об отношении христианства к вопросам жизни" [13]), Степанов ("О пророчествах Ветхого Завета" [14] и "Из воспоминаний еврея о своем первоначальном обучении и обращении ко Христу" [15]), Монастырёв ("От чего мы удаляемся и к чему идем: (По поводу записки о. Юркевича: "О положении православия в Одессе")" [16] и "О Святой Земле" [17]).
Из статей, вышедших в конце XIX века, можно выделить "Очерки славянской мифологии в связи с славянскими праздниками" [18]; "Рассказ Манефона о прокаженных и отношение этого рассказа к исходу евреев из Египта" [19]; "Жизнь и деятельность ветхозаветных пророков" И. К. Дементьева [20]. А. В. Преображенский опубликовал ст. «Труды П. И. Чайковского в области церковного пения» [21]. Множество сведений о характере издания и об основных авторах Ведомостей в 1880-х и начале 1890-х годов содержит редакторская статья "Pro domo sua" [22], являющаяся ответом на заметку преподавателя семинарии Г. А. Соколова "Несколько соображений об улучшении наших епархиальных ведомостей" [23].
Одним из основных направлений Ведомостей с конца XIX века стало обличение протестантизма и сектантства: "Беседа ревнителя православия с штундо-баптистами" свящ. О. Жежеленко [24], "О бессмертии души" [25] и др. статьи против адвентистов свящ. Николая Назаревского, "Разбор протестантского взгляда на миссу или литургию" [26] и "Протестантство как жизненно-религиозная основа нашего рационалистического сектантства" В. Грекова [27], "Беседа с сектантом-мистиком" свящ. Николая Назаревского [28]. Старообрядчеству уделялось в журнале меньше внимания, как и в отчетах за 1909-1914 годы епархиального миссионера А. А. Афанасьева "Состояние сектантства и раскола", которые были опубликованы в качестве приложения к Ведомостям за 1910-1915 годы. Интерес представляют статьи по истории единоверия: "Начало единоверия в Русской Церкви, положенное преосвященным Никифором Феотоки в слободе Знамение бывшего Екатеринославского наместничества" Грекова [29], "Краткий очерк истории единоверия" свящ. Евграфа Овсянникова [30].
В 1900-х годах появились постоянные рубрики "Хроника епархиальной жизни", "Из жизни миссии Екатеринославской епархии", "Иноепархиальная печать" и "Иноепархиальные известия". Регулярно печатались заметки священников Иоанна Покровского о богослужении и Григория Зубова о церковном пении. Выходили статьи о русской литературе, напр. "К вопросу о религиозном миросозерцании И. С. Тургенева" П. В. Левитова [31] и "Религиозный идеализм Гоголя" свящ. Бориса Беленького [32]. В 1913-1915 годах по главам публиковалась кн. И. П. Триодина "Принципы красноречия и церковного проповедничества". В апологетических и полемических статьях преобладало обличение революционных воззрений: "Социализм как антихристианство" П. А. Соколова [33], "К вопросу о курсе обличения социализма в православных духовных семинариях" Д. Ф. Чернявского [34], "Христианство и социализм" прот. Павла Светлова [35]. Встречались и полемические выпады против правых изданий: "Отношение "Русской правды" к православию и духовенству" [36], "Путаница в мозгах - первая и самая главная причина революции" [37] свящ. Н. Правдолюбова.
В качестве приложения к Ведомостям были изданы отчеты епархиального училищного совета (1892-1897), "Личный состав служащих в духовно-учебных заведениях Екатеринославской епархии" (1899-1906), протоколы епархиальных съездов духовенства, уставы миссионерских обществ, протоколы заседаний миссионерских комитетов, отчеты о деятельности местного отделения Палестинского православного общества, отдельные проповеди, справочные брошюры миссионерского содержания и др., а также книги "О запрещении браков в родстве" В. П. Сахарова (1898-1899), "История христианской Церкви в жизнеописаниях святых ее" А. Трифильева (1913), "О нашем спасении во Христе Иисусе" свящ. Н. В. Назаревского (1913), газета "Русский националист" (1912, июль-октябрь, 17 номеров).
В 1917 году вышли 23 номера официального отдела Ведомостей (последний - 11 августа) и только семь номеров неофициального (последний - 1 марта). С 15 марта по 22 августа издавалась газета "Вестник Екатеринославского губернского (с № 7 - епархиального) комитета Православной церкви", всего вышло 16 номеров. В редакционный комитет кроме редактора П. А. Корецкого входили еще 6-7 представителей духовенства и мирян, в т. ч. И. А. Лаговский. В сентябре-декабре 1917 года те же редакторы выпустили № 17-27 газеты "Свободная церковь", имевшей подзаголовок "Орган Екатеринославской епархии". Помимо официальных епархиальных изданий в 1914-1917 годы в Екатеринославе ежемесячно издавался миссионерский журнал "Екатеринославский благовестник", бессменным редактором которого был епархиальный миссионер-проповедник Афанасьев (последний номер - № 9/10 за 1917).
В 1990-х годах в Днепропетровской епархии начали выходить церковные периодические издания: с 1993 года - ежемесячная газета Союза православной молодежи "Слово", которую в 1999 году сменил богословско-катехизаторский журнал "Слово"; с 1998 года - журнал "Спасите наши души!", а также много тематических периодических и единичных приложений к нему. Официальный орган епархии - газета "Днепропетровские епархиальные ведомости" - издается с января 1998 года.
Редакторы
Первым редактором официальной части был А. Н. Невоструев (до № 1 за 1877), неофиц. части - ректор Екатеринославской ДС архим. Далмат (Долгополов) с сотрудниками А. А. Ржевским и Я.С. Степановым (1872-1876), далее обе части редактировали Ржевский и Степанов (1877-1878), Степанов и М. И. Никольский (с 1879 по № 2 за 1880), преподаватель ДС И. В. Ушацкий и Никольский (с № 3 за 1880 по 1881), Ушацкий (с 1882 по № 17 за 1885). С № 18 за 1885 г. по № 19 за 1886 г. Ушацкий подписывал только официальную часть, редакторами неофициальной части (а с № 20 за 1886 и офиц. части) стали ректор ДС прот. Михаил Разногорский и инспектор М. Я. Монастырёв. С № 3 за 1892 г. обе части подписывали Монастырёв и преподаватель ДС А. М. Ванчаков, с 1895 г. исполнявший обязанности секретаря Екатеринославской духовной консистории; с этого времени в консисторию было передано редактирование официального отдела. Затем официальный отдел редактировали секретари консистории С. В. Малиновский (1898-1905), А. И. Орлов (1906-1910), Г. Ф. Березницкий (1910-1916) и П. И. Зорин (1916-1917). Неофициальный отдел в 1895-1900 гг. редактировал Монастырёв, а с № 16 за 1900 г. до конца издания - ректор ДС прот. Вячеслав Мстиславский, их соредакторами были преподаватели ДС Я. А. Павловский (1895-1896) и М. С. Брунбендер (1899-1907)
Литература
- Указатель статей, помещенных в неофициальной части «Екатеринославских ЕВ» за 1872-1891 гг. Б. м., [1910].
- Рункевич С. Г. «Екатеринославские ЕВ» // ПБЭ. Т. 5. Стб. 366.
- Андреев. Христианская периодика. № 73, 212, 213, 606, 636.
- Бойко А. А. Преса православной Церкви в Украïнi 1900-1917 рр. Днiпропетровськ, 2002.
Использованные материалы
- Прот. Александр Троицкий, "Екатеринославские епархиальные ведомости" // Православная энциклопедия, Т. 18, С. 168-170 (Эл. версия от 24 июня 2013):
[1] № 8. С. 101-102
[2] № 10. С. 134-137
[3] № 10. С. 145-146
[4] № 16. С. 276-277
[5] № 20/21. С. 360-373
[6] 1872. № 18. С. 288-296; № 19. С. 303-311; № 20. С. 319-327
[7] 1875. № 8. С. 114-117; № 9. С. 129-139
[8] 1876. № 1. С. 1-10; № 2. С. 17-31; № 3. С. 35-48; № 4. С. 49-63; № 5. С. 67-75; № 6. С. 81-96
[9] 1872. № 14. С. 223-231; № 15. С. 239-250; № 16. С. 263-268; 1874. № 11. С. 165-172; № 12. С. 182-189; 1876. № 9. С. 136-141; № 10. С. 145-160; № 11. С. 165-172; № 12. С. 177-192; № 13. С. 197-208; № 14. С. 221-303; 1877. № 6. С. 81-87; № 7. С. 97-108; № 8. С. 113-125; № 22. С. 342-350; № 23. С. 355-364; 1878. № 7. С. 102-111; № 8. С. 113-128; № 10. С. 145-162; № 17. С. 259-269; № 18. С. 275-282; № 19. С. 295-303; № 20. С. 307-314; № 21. С. 333-338
[10] 1876. № 14. С. 209-221; № 15. С. 225-240; № 16. С. 247-256; № 17. С. 267-269; № 18. С. 273-288; № 19. С. 289-304; 1877. № 1. С. 5-11; № 2. С. 17-26; № 3. С. 33-42; № 4. С. 49-54
[11] 1872. № 10. С. 157-165
[12] см. некролог ему: 1880. № 17. С. 290-294
[13] 1872. № 1. С. 4-16; № 2. С. 17-28; № 3. С. 33-40
[14] 1872. № 3. С. 44-48; № 4. С. 50-64; № 9. С. 154-156; № 11. С. 175-188; № 12. С. 198-206; № 13. С. 211-222
[15] 1872. № 14. С. 231-237; № 15. С. 250-254
[16] 1893. № 21. С. 543-565; № 22. С. 579-605
[17] 1897. № 12/13. С. 274-318
[18] 1872. № 19. С. 312-318; № 21. С. 342-350; № 22. С. 356-366; № 23. С. 372-379
[19] 1882. № 15. С. 269-280; № 16. С. 284-294; № 17. С. 309-317; № 18. С. 329-338; № 19. С. 347-354; № 20. С. 366-373; № 22. С. 400-408; № 23. С. 417-422
[20] 1893. № 12. С. 291-303; № 13. С. 332-346
[21] 1894. № 23. С. 571-580; № 24. С. 589-605
[22] 1893. № 2. С. 35-55
[23] 1892. № 18. С. 432-438
[24] 1909. № 1. С. 1-7; № 2. С. 23-30
[25] 1909. № 4. С. 75-82
[26] 1899. № 36. С. 941-948; 1900. № 1. С. 1-12; № 2. С. 25-30; № 3. С. 62-66
[27] 1909. № 27. С. 677-682; № 28. С. 672-682; № 29. С. 699-703; № 30. С. 725-733), «О секте прыгунов или духов» (1893. № 17. С. 428-441; № 18. С. 459-477; № 19. С. 491-504; № 20. С. 523-534
[28] 1909. № 13. С. 353-358
[29] 1895. № 6. С. 137-155; № 7. С. 182-197; № 8. С. 206-222
[30] 1900. № 28. С. 776-785; № 29. С. 813-823
[31] 1903. № 28. С. 752-762
[32] 1909. № 9. С. 241-246
[33] 1909. № 23. С. 591-601; № 24. С. 609-624
[34] 1909. № 24. С. 633-641
[35] 1910. № 9. С. 235-239
[36] 1909. № 1. С. 14-17
[37] 1909. № 4. С. 93-98