Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИЕРОНИМ (КОЦОНИС)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиеп. Афинский Иероним I
Архиеп. Афинский Иероним I
Иероним I (Коцонис) (греч. Ιερώνυμος Κοτσώνης; 1905 - 1988), архиепископ б. Афинский и всей Эллады (1967-1973)

В миру Иероним Коцонис, родился в 1905 году в с. Истерния на острове Тинос, Греция. Происходил из бедной семьи; его отец был моряком и скончался за три месяца до его рождения. Детские годы Иероним провел в Афинах, где его мать устроилась работать поварихой.

По окончании школы братьев Ризариев он в 1924-1928 годах обучался на богословском факультете Афинского университета, окончив его с отличием. Являлся председателем отделения «Христианского братства молодых людей» (Χριστιανικὴ ἀδελφότης Νέων). B 1934 году, получив от университета стипендию Манусиса, продолжил свое образование в течение шести семестров в Мюнхене, Берлине, Бонне, Оксфорде. Вернувшись в Грецию, приступил к изучению христианских надписей на Пелопоннесе; собранный им эпиграфический материал впоследствии был переработан и издан Н. Веисом.

4 января 1939 года принял монашеский постриг без изменения имени в афинском мужском монастыре Петраки, был рукоположен во диакона и служил в церкви св. Ирины на ул. Эола.

Своим духовным отцом, председателем богословского братства «Жизнь» (Ζωή) архим. Серафимом (Папакостасом), о. Иероним был представлен архиеп. Афинскому Хрисанфу и назначен вторым секретарем Свящ. Синода и издателем официального органа Элладской Православной Церкви «Церковь» (᾿Εκκλησία).

23 июня 1940 года был рукоположен во иерея. Возведен в сан архимандрита. Служил приходским священником в церкви вмч. Димитрия в Кифисье и затем генеральным архиерейским эпитропом Кифисьи.

В 1940 году на богословском факультете Афинского университета защитил диссертацию «Хронологические вопросы о Кресте и монограммах» и ему была присуждена научная степень доктора богословия. Еще до начала греко-итальянской войны он разработал проект создания организации содействия Церкви борющемуся народу; проект был предложен на рассмотрение архиеп. Хрисанфа. Последний поручил ему создать организацию «Заботы о призванных на воинскую службу» (Πρόνοια στρατευομένων), впоследствии преобразованную в «Национальную организацию христианской солидарности».

Коллаборационистское правительство в ноябре 1941 года отстранило о. Иеронима от должности секретаря Священного Синода. Архиеп. Хрисанф незадолго до своего изгнания определил его священником в храм при больнице Эвангелизмос (Благовещение), где он и служил в годы немецкой оккупации. Архим. Иероним содействовал открытию столовых, оказывал духовную и материальную помощь больным, бедным, сиротам.

После освобождения Греции архим. Иероним возглавлял «Союз возвращения на родину» (Δέμα ἐπαναπατρισμοῦ) и церковные организации по восстановлению разрушенных храмов. После окончания второй мировой войны посвятил себя научной работе. В 1947 году о. Иероним был приглашен к королевскому двору. Благодаря дружбе с королем Павлом I 29 сентября 1949 года он был назначен придворным священником и занимал эту должность до своего избрания архиепископом в 1967 году. Был воспитателем наследного принца, будущего короля Константина II.

В 1950-1956 годах являлся Генеральным секретарем Комиссии Освобождения Кипра, возглавляемой Афинским архиеп. Спиридоном; с 1954 года был членом Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей и других его его комитетов, активным экуменическим деятелем. Архим. Иероним часто представлял Элладскую Церковь на различных межхристианских совещаниях и торжествах в Австрии, Великобритании, Бельгии, Германии, Нидерландах, Дании, Италии, СССР, Франции. В качестве представителя Элладской Церкви совершил поездки в Америку, страны Африки и Ближнего Востока, Индию; посетил св. места Палестины.

В 1959 году избран профессором канонического права и пастырского богословия Фессалоникского университета им. Аристотеля. В общей сложности опубликовал ок. 90 богословских работ в виде монографий или статей, помещенных в журналах «Богословие» (Θεολογία), «Церковь» и в «Религиозно-этической энциклопедии» (ΘΗΕ), посвященных различным вопросам канонического права, раннехристианской и византийской истории, проблемам общения православных с инославными. Наиболее значительные из переводов - книги Holzner J. Paulus (Freiburg i Br., 1947, перевод с 21-го издания) (Holzner J. ῾Ο Παῦλος. ᾿Αθῆναι, 1948) и Guardini R. Il Signore (19553) (Guardini R. ῾Ο Κύριος. ᾿Αθῆναι, 1955-1956. 3 т.).

После военного переворота в Греции (21 апреля 1967) в мае 1967 года новое греческое правительство вынесло ряд постановлений, касающихся Церкви. Был распущен прежний состав Священного Синода, число его членов сокращено с 12 до 8, установлен максимальный возраст правящих архиереев - 80 лет. В связи с этим 89-летний архиеп. Хризостом II был отправлен на покой.

11 мая 1967 года новый Синод из 8 членов избрал Иеронима (Коцониса) архиепископом Афинским и всей Эллады (процедура избрания Синодом сокращенного состава и отсутствие заявления об отставке от Хризостома II вызвали многочисленные протесты и поставили под сомнение каноничность выборов), 12 мая состоялась хиротония Иеронима (Коцониса) во епископа, а 17 мая - интронизация. Архиеп. Иеронима обвиняли в том, что он являлся послушным орудием хунты и ничего не предпринял для спасения греческой монархии, хотя долгие годы был придворным духовником.

В отличие от Хризостома II, протестовавшего против инициированного Константинопольским патриархом Афинагором диалога с Римом, архиеп. Иероним был активным поборником экуменизма. С 8 по 11 июня 1967 года он находился в Константинополе с официальным визитом, результатом которого стало заявление о единой церковной политике Элладской Церкви и Константинопольского Патриархата в отношениях с православными и инославными Церквами. В 1970 году архиеп. Иероним резко выступил против предоставления автокефалии Православной Церкви в Америке.

За время возглавления Элладской Церкви архиеп. Иероним посетил также Кипрскую (1967), Румынскую (1968), Болгарскую (1969), Александрийскую (1971) и Сербскую (1972) Православные Церкви.

Вскоре после вступления на архиепископскую кафедру архиеп. Иероним предложил проект реорганизации Элладской Церкви, в частности изменение границ и числа митрополий так, чтобы в каждой из них насчитывалось по 200 тыс. чел. паствы. В таком случае в Греции, включая Крит (8 епархий) и Додеканес (4 епархии), находящиеся в юрисдикции Константинопольского Патриархата, должно насчитываться ок. 40 митрополий вместо действовавшей 81.

Активно участвовал в благотворительной деятельности: учредил больницы для духовенства, 186 касс помощи неимущим, несколько центров и 110 домов для престарелых, лагеря для детей духовенства и др., оказывал помощь пострадавшим от стихийных бедствий; организовал «Движение любви» (Κίνημα ᾿Αγάπης). Отменил обязательную денежную пошлину за совершение таинств Крещения, Брака, обряда похорон и др., предоставив верующим возможность самим определять сумму пожертвований за совершение того или иного таинства.

В принятый в 1969 году новый церковный Устав не было включено постановление прежнего Патриаршего и Синодального акта 1928 года, которым митрополии «новых земель» (Сев. Греции) эпитропически уступались Элладской Православной Церкви, что вело к полному изъятию этих епархий из ведения Константинопольского патриарха.

8 марта 1969 года архиеп. Иероним неожиданно подал в отставку, ссылаясь на то, что исполнение обязанностей предстоятеля требует больших физических сил, но она не была принята Свящ. Синодом.

Сложности во взаимоотношениях архиепископа с митрополитами, главным образом митрополий «новых земель», требующими равного представительства в Свящ. Синоде с архиереями «древних земель», претензии Константинопольского Патриархата на фактическое подчинение северных митрополий, а также проблемы со здоровьем заставили архиеп. Иеронима в конце марта 1973 г. снова заявить о своем желании уйти в отставку. Однако Свящ. Синод предоставил ему отпуск для лечения, и архиепископ удалился на родину - остров Тинос.

После нового военного переворота 25 ноября 1973 года, повлекшего свержение президента Г. Пападопулоса, личного друга архиеп. Иеронима, предстоятель публично заявил о своем решении уйти в отставку, которая была принята Священным Синодом 19 декабря 1973 года. Последние годы жизни архиеп. Иероним провел на острове Тинос.

Скончался 15 ноября 1988 года на острове Тинос, Греция.

Сочинения

  • ῾Η χριστιανικὴ ἀνατροφὴ τῶν παιδίων κατὰ τοὺς χρόνους τῶν κατακομβῶν. ᾿Αθῆναι, 1939 (Христианское воспитание детей во времена катакомб);
  • ῾Η ἀμοιβὴ κα ἡ συντήρησις κληρικῶν ἐν τῇ ἀρχαίᾳ ᾿Εκκλησίᾳ. ᾿Αθῆναι, 1940 (Вознаграждение и содержание клириков в древней Церкви);
  • Μηνύματα ἀγάπης. ᾿Αθῆναι, 1950 (Послания любви);
  • Τὸ ἐνθουσιαστικὸν στοιχεῖον εἰς τὴν ᾿Εκκλησίαν τῶν Μαρτύρων. ᾿Αθῆναι, 1952 (Момент энтузиазма в Церкви мучеников);
  • Λουκᾶς ὁ Νοταρᾶς, ὁ πρῶτος ἐθνομάρτυς. ᾿Αθῆναι, 1953 (Лука Нотара, первый национальный мученик);
  • ῾Η ψῆφος τῶν κληρικῶν: ῾Η ἱστορικοκανονικὴ ἄποψις. ᾿Αθῆναι, 1954 (Избрание клириков: Историко-канонический обзор);
  • ῾Η θέσις τῶν λαϊκῶν ἐντὸς τοῦ ᾿Εκκλησιαστικοῦ ᾿Οργανισμοῦ: Κατὰ τὸ Κανονικὸν Δίκαιον τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Ανατολικῆς ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 1956 (Положение мирян в церковном организме согласно каноническому праву Православной Восточной Церкви);
  • ᾿Ιδιάζουσα περίπτωσις «ἐκκλησιαστικῆς οἰκονομίας»: ῾Η Θεία Εὐχαριστία μεταφερομένη ὑπὸ μὴ χριστιανῶν γυναικῶν. ᾿Αθῆναι, 1956 (Особый случай «церковной икономии»: Божественная Евхаристия, преподаваемая женщинам нехристианкам);
  • ῾Η κανονικὴ ἄποψις περ τῆς ἐπικοινωνίας μετὰ τῶν τεροδόξων (Intercommunio). ᾿Αθῆναι, 1957 (Каноническая точка зрения на общение с инославными);
  • Προβλήματα «ἐκκλησιαστικῆς οἰκονομίας». ᾿Αθῆναι, 1957 (Проблемы «церковной икономии»);
  • ῾Η ἀπὸ κανονικῆς ἀπόψεως ἀξία τῆς μυστηριακῆς ἐπικοινωνίας ᾿Ανατολικῶν κα Δυτικῶν ἐπ Θραγκοκρατίας κα ᾿Ενετοκρατίας. Θεσσαλονίκη, 1957 (Достоинство с канонической точки зрения общения в таинствах восточных и западных [христиан] при французском и венецианском господстве);
  • Διάλογος ἐκ τῆς κατὰ τὸν Β´ αἰῶνα τελετῆς τοῦ βαπτίσματος. ᾿Αθῆναι, 1957 (Диалог о совершении крещения во II веке);
  • ῾Η πολιτικὴ τοῦ Ρωμαϊκοῦ κράτους ἔναντι τῶν χριστιανῶν. ῾Ιεροσόλυμα, 1957 (Политика римского государства в отношении христиан);
  • ῾Οδηγὸς τῆς ἐπισκέπτριας. ᾿Αθῆναι, 1957 (Руководство посетительницы);
  • Aus der Endzeit von Byzanz: Bürklüdsche Mustafa: Ein Märtyrer für Koexistenz zwischen Islam und Christentum // BZ. 1957. Bd. 50. S. 397-404 (Из последних лет Византии: Бюрклюджи Мустафа: Мученик за сосуществование между исламом и христианством);
  • Περ τοῦ κύρους τῆς ῾Ιερωσύνης τῶν ᾿Αγγλικανῶν ἀπὸ τῆς ἀπόψεως τοῦ Κανονικοῦ Δίκαιου τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 1958 (О действительности священства англикан с точки зрения канонического права Православной Церкви);
  • The Validity of the Anglican Orders, according to the Canon Law of the Orthodox Church // GOTR. 1958. Vol. 4. N 1. P. 44-65 (Действительность священства англикан согласно каноническому праву Православной Церкви);
  • ῾Η ἐπ τὴν νίκην πεποίθησις τῶν πρώτων χριστιανῶν ὡς ἱεραποστολικὴ δύναμις. ᾿Αθῆναι, 1958 (Уверенность в победе первых христиан как миссионерская сила);
  • Verfassung und Aufbau der orthodoxen Kirche. Stuttg., 1959 (Структура и созидание Православной Церкви);
  • ῾Η ἐλευθερία κα ὁ καταναγκασμὸς εἰς τὰ προβλήματα τῆς διαδόσεως τῆς πίστεως. Θεσσαλονίκη, 1960 (Свобода и принуждение в вопросах распространения веры);
  • Συμβολὴ εἰς τὴν ἱστορίαν τοῦ Μεγάλου Κωνσταντίνου: Αἱ ἐν Ρώμῃ ἱπποδρομίαι πρὸ τῆς παρὰ τὴν Μουλβίαν Γέφυραν μάχην. ᾿Αθῆναι, 1960 (Вклад в историю Константина Великого: Скачки в Риме перед битвой на Мульвиевом мосту);
  • Αἱ πρὸς ἀλλήλους σχέσεις τῶν ποιμένων τῆς ᾿Εκκλησίας Θεσσαλονίκη, 1960 (Отношение друг к другу пастырей Церкви);
  • Die griechische Theologie // Die orthodoxe Kirche in griechischer Sicht. Stuttg., 1960. Bd. 1. S. 7-37 (Греческое богословие);
  • Die Stellung der Laien innerhalb des kirchlichen organismus // Die orthodoxe Kirche in griechischer Sicht. Stuttg., 1960. Bd. 2. S. 92-116 (Положение мирян в церковном организме);
  • ῾Η θέσις τοῦ αὐτοκράτορος τοῦ Βυζαντίου ἐν τῇ θείᾳ λατρείᾳ. Θεσσαλονίκη, 1960 (Место визант. императора за богослужением);
  • ῾Η συνήθεια ἐν τῷ νεωτέρῳ Κανονικῷ Δικαίῳ, ἡ φύσις, ἡ ἐπίδρασίς της κα αἱ σχέσεις της πρὸς τὸ ἔθιμον. Θεσσαλονίκη, 1961 (Обыкновенное в каноническом праве, природа, влияние и его отношение к обычаю);
  • Παραδόσεις Ποιμαντικῆς. ᾿Αθῆναι, 1961 (Предания пастырства);
  • Συμβολὴ εἰς τὴν ρμηνείαν τοῦ 19ου κανόνος τῆς Α´ Οἰκουμενικῆς Συνόδου. Θεσσαλονίκη, 1962 (К вопросу о толковании 19-го правила Первого Вселенского Собора);
  • Εὐλαβικὸν ἀφιέρωμα. ᾿Αθῆναι, 1962 (Благоговейное посвящение);
  • Σημειώσεις τοῦ Κανονικοῦ Δίκαιου τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Ανατολικῆς ᾿Εκκλησίας. Θεσσαλονίκη, 1960-1962. Τ. 1-3 (Заметки по каноническому праву Православной Восточной Церкви);
  • Αἱ περ κοινοβιακῆς ζωῆς ἀντιλήψεις τοῦ Μεγάλου Βασιλείου. ᾿Αθῆναι, 1963 (Представления Василия Великого о киновийной жизни);
  • Μηνύματα χαρᾶς. ᾿Αθῆναι, 1964 (Послания радости);
  • Fundamental Principles of Orthodox Morality // The Orthodox Ethos: Essays in Honour of the Centenary of the Greek Orthodox Archdiocese of North and South America / Ed. A. J. Philippou. Oxf., 1964. P. 229-248 (Основные принципы христианской морали) и др.;
  • 1829 ἡμέραι εἰς τὸ Πηδάλιον: 17 Μαΐου 1967-16 Μαΐου 1972. ᾿Αθῆναι, 1972. Τ. 1-2 (1829 дней у кормила власти);
  • Τὸ δρᾶμα νὸς ᾿Αρχιεπισκόπου. ᾿Αθῆναι, 1975 4 (Драма архиепископа);
  • ᾿Αγαπισμός: Τὸ καινούργιο σύστημα ζωῆς. ᾿Αθῆναι, 19802 (Любовь: новая система жизни).

Литература

  • Θεοδώρου Ε. Κοτσώνης ῾Ιερώνυμος // ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 919-921;
  • Новый Предстоятель Элладской Церкви Архиепископ Иероним // ЖМП. 1967. № 11. С. 59;
  • Георгий, митр. Калабрийский и Эгалийский, местоблюститель. Его Святейшеству Пимену, Патриарху Московскому [сообщение об отставке архиепископа Афинского Иеронима] // ЖМП. 1974. № 1. С. 4;
  • Νικόδημος (Γκατζιρούλης), μητρ. ῾Ιερώνυμος Κοτσώνης, ὁ ᾿Αρχιεπίσκοπος τῶν ᾿Αποστολικῶν ῾Οραματισμῶν. ᾿Αθήνα, 1990;
  • Скурат. ИППЦ. 1994. С. 80-85, 91-94, 98, 107, 111, 287-288;
  • Γιουσμάς Α., πρωτοπρ. Ιερώνυμος ο πατέρας μου. Μυτιλήνη, 1999;
  • Κούκουνας Δ. Η Εκκλησία της Ελλάδος από τον Δαμασκηνό στον Χριστόδουλο, 1941-2007. Αθήνα, 2007.

Использованные материалы

Редакция текста от: 11.05.2019 21:40:22

"ИЕРОНИМ (КОЦОНИС)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google