ЕВСЕВИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Евсевий, епископ Александрийский, псевдоним автора более 20 гомилий на греческом языке

Существует ряд поучений (напечатано 22 поучения), известных под названием поучений Евсевия Александрийского По содержанию они делятся на два класса. Одни излагают жизнь Иисуса Христа в ее главных моментах и написаны поэтическим стилем, другие решают ставимые обыденною жизнью церковно-практические и нравственные вопросы и написаны в аскетическом духе.

Кто был автором этих поучений - неизвестно. В поучениях он называется то епископом, то архиепископом, то патриархом и папой, а чаще всего епископом и архиепископом александрийским. Одна старинная, открытая Майом [1], составленная каким-то монахом Иоанном биография, указывает автора. До епископства он подвизался на горе близ Александрии, хорошо знал Свящ. Писание и был известен даром чудотворения. Свт. Кирилл Александрийский (+ 444) посетил Евсевия и решил сделать его своим преемником. Во время предсмертной болезни он велел клиру и знатным горожанам привести подвижника к себе, однако Евсевий отказался. После неудачной попытки ночного бегства в Фиваиду, остановленной чудесным видением, Евсевий покорился и пришел в Александрию, где получил хиротонию и после смерти свт. Кирилла вступил на престол (реальным преемником свт. Кирилла был Диоскор). Во второй главе повествуется об обращении Евсевием закоренелого грешника Александра, сына сенатора. Епископ Евсевий каждое воскресенье говорил проповеди, побуждавшие к исправлению мн. грешников. Получив извещение о дурных поступках Александра, епископ пригласил его к себе и в частной беседе под видом притчи показал ему достоинство добродетельной жизни. Александр стал учеником Евсевия. Заключительная, третья глава посвящена последним дням Евсевия и происхождению сборника гомилий. Предвидя свою кончину, Евсевий призвал Александра и в качестве наставления рассказал ему эпизод из своей монашеской жизни, когда при посещении Иерусалима ему было видение о награде пребывающим в ночном бдении. В следующее воскресенье Евсевий рукоположил Александра во епископа Александрии, а сам удалился на место своих прежних подвигов. Там он скончался и был погребен, а пещера с его останками была запечатана. Евсевий епископствовал 7 лет, Александр - 20. Ответы, полученные им в свое время от Евсевия в частных беседах, были записаны нотарием Евсевия Иоанном, от лица которого написано Житие. Когда Евсевий скончался, Александр забрал эти записи и из любви к учителю еженедельно перечитывал их. После смерти Александра Иоанн надиктовал их некоему каллиграфу Мособию.

Гомилии Евсевия Александрийского сохранились как по-гречески, так и в переводах на латынь и восточные языки. Гомилии написаны предположительно в Сиро-Палестинском регионе на рубеже V и VI века. Датировка опирается на особенности языка гомилий и терминологии, а также на сохранившуюся рукопись VI века. В настоящее время считается, что все гомилии принадлежат одному автору, но его личность остается неидентифицированной: среди предстоятелей Александрийской Церкви не известен ни один с именем Евсевий, а в ряду александрийских епископов нет ни одного такого пробела, куда можно бы поместить Евсевия, как предшественника Александра, и вышеупомянутая биография есть лишь неудачная попытка объяснить надписи на поучениях.

Сборник гомилий Евсевия Александрийского впервые был описан А. Галланди в XVIII в. Большая часть собрания описана и издана в XIX в. А. Маи, затем опубликована Ж. П. Минем. По мнению Ф. Но, дошедшие до наст. времени проповеди были извлечены из несохранившейся полной версии Жития Е. [2]. 8-я, 17-20-я и некоторые редакции 5, 13 и 15-16-й гомилий (согласно нумерации Миня) ошибочно включались в собрание проповедей свт. Иоанна Златоуста; отдельные редакции 13-й и 17-й гомилий, а также 14-я и 15-я гомилии иногда приписываются еп. Евсевию Эмесскому, а одна из редакций 16-й гомилии - пресв. Леонтию Константинопольскому. Возможно, что лат. версия корпуса Евсевия Александрийского послужила образцом для т. н. сборника Евсевия Галликана.

Гомилии 13 (О сошествии Иоанна Предтечи во ад), 14 (О предательстве Иуды), 15 (О диаволе и аде) и 17 (В Святую и Великую пятницу на Страсти Христовы) содержат описание сошествия Христа во ад - одно из наиболее ранних в христианской традиции.

Литература

  • BHG, N 635-635z;
  • CPG, N 5510-5533; PG. 86. Col. 297-309 [Житие], 313-461 [гомилии], 503-536 [под именем Евсевия Эмесского];
  • Mai A. Spicilegium Romanum. R., 1843. T. 9;
  • Fragmente vornicänischer Kirchenväter aus den Sacra Parallela / Hrsg. K. Holl. Lpz., 1899. P. 214-232. (TU; 20);
  • Nau F. Notes sur diverses homélies pseudépigraphiques, sur les œuvres attribuées à Eusèbe d'Alexandrie et sur un nouveau manuscrit de la chaîne Contra Severianus // ROC. 1908. Vol. 13. P. 406-435.
  • Darrouzès J. Eusèbe d'Alexandrie // DSAMDH. 1961. T. 4. Pt. 2. Col. 1686-1687;
  • Voicu S. J. Eusebius of Alexandria, Pseudo- // EEC. Vol. 1. P. 298-299;
  • Иларион (Алфеев), еп. Христос - Победитель ада: Тема сошествия во ад в восточно-христ. традиции. СПб., 2005. С. 116-119.

Использованные материалы



[1]  Филарет, Истор. уч., т. III, стр. 8, изд. 2-е

[2]  Nau. 1908. P. 429-434

Редакция текста от: 10.02.2019 18:43:53

"ЕВСЕВИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google